Я прикасался к останкам «Варяга»

Никита Руднев с женой и юными моряками в Савино8 февраля Россия отметила 110-ю годовщину подвига крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Юбилейные торжества прошли в селе Савино Тульской губернии. Здесь капитан легендарного корабля Всеволод Руднев прожил свои последние годы в чине контр-адмирала и был похоронен у стен храма Казанской иконы Божией Матери, попечителем которого являлся. На торжествах присутствовал внук капитана Никита Пантелемонович Руднев.

В торжественных мероприятиях, посвященных подвигу у Чемульпо, приняли участие и наши земляки – члены региональной общественной организации «Флоту-быть!» Они подарили мемориальному музею экземпляры газеты «Глубинная Россия», с уникальными архивными материалами о том, как Орел чествовал героев Чемульпо.
Одной из самых запоминающихся встреч, которых у орловцев в Савино было немало, стало общение с внуком капитана «Варяга» Никитой Пантелемоновичем Рудневым.
Предлагаем вашему вниманию фрагменты этого разговора.
— После революции Мария Николаевна, вдова Руднева с сыновьями покинула Россию и переехала во Францию, — рассказывает Никита Пантелеймонович. — Мой отец был младшим сыном капитана «Варяга», он остался жить во Франции, работал театральным художником. Его брат Георгий стал одним из руководителей концерна «Пежо», он переехал на жительство в Венесуэлу. Старший сын Николай работал агрономом во Франции. После Второй мировой, он с семьей вернулся в Россию. Здесь и умер в 1963 году, успев издать книгу об отце «командир легендарного крейсера». Сегодня это библиографическая редкость.
— А как сложилась ваша судьба?
— Мы с женой живем на Юге Франции. Сейчас у нас с Женевьев уже трое детей и 11 внуков. В нашей династии больше военных моряков нет, и я сам никогда к морской службе никакого отношения не имел. Для меня как продолжателя нашего рода могло бы иметь значение — служить на военном флоте, но только в России. Нести службу на каких-либо других флотах – считаю неуместным и лишенным такого высокого смысла. Может быть, поэтому я не стал моряком. У меня вполне мирная профессия – нефтяник.
— Во Франции что-нибудь известно об истории подвига «Варяга»?
— Конечно, в 1904 году и для Франции, и тем более для России бой в Чемульпо был значимым событием. И понимание этого в России растет – это заметно! Я счастлив, что на родине моих предков, память об этом сохраняется. Но сегодня там, где я живу, и взрослые французы, и уж тем более молодежь вряд ли что-то знают о подвиге русских моряков в неравной схватке с японцами.
У нас в семье память о «Варяге» и его героическом капитане всегда сохранялась очень бережно. Дома я создал небольшой музей, в котором представлены фотографии, картины, большой макет крейсера и другие вещи – то, что осталось от моего деда. Ведь вы понимаете, это для всех он герой, но для меня в первую очередь дедушка.(Смеется) Хранить все это нужно не столько для меня, а скорее для моих детей и внуков, чтобы они не забывали о своих русских корнях. Я с удовольствием провожу по этому музею экскурсии для всех, кто попадает в наш дом.
— Как часто вам удается бывать в России?
— Первый раз я приехал в Россию еще, будучи студентом, примерно в 1969 году, а после мы регулярно приезжали с Женевьевой и детьми, как туристы. И даже жили 4 года в Москве. Там я и выучил русский, как здесь говорят «с грехом пополам». До этого я совсем не говорил по-русски, но однажды сказал себе – я обязан знать язык моих предков и вот теперь я могу на нем общаться. Женевьев – самая настоящая француженка, но и она русский учила специально, после того, как стала женой внука русского адмирала.
— Сегодня подвиг «Варяга» любители перекраивать историю ставят под сомнение. В СМИ появляются материалы на эту тему…
— Вы, вероятно, знаете, что когда крейсер был затоплен командой в первый раз, примерно через год японцы подняли его со дна, потому что глубина, в том месте была небольшая. Им это стоило немалых трудов, но «Варяг» восстановили и он стал учебным судном японского флота. Что удивляет – японцы бережно отнеслись к чести крейсера. Они не сбили его старое название, как обычно поступали с трофейными судами. Оставили на корме надпись «Варяг», а над ней вывели новое название «Сойя». Молодых японских офицеров, ставя в пример экипаж «Варяга», учили мужеству. Занятия с каждой новой группой курсантов начинались словами: «Здесь вы будете учиться тому, как нужно защищать достоинство своей Родины». Ответом тем, кто любит оспаривать величие подвигов может быть такой факт: В 1907 году японский император наградил моего деда орденом Восходящего солнца. Разве это не является свидетельством признания героизма русских моряков?
— У «Варяга была непростая судьба, о которой не все знают…
— Так и есть. Перед самой революцией в 1916 году царское правительство сумело выкупить крейсер. Его передали России, но перед этим направили на ремонт в Англию. Во время российской смуты англичане реквизировали «Варяг» за долги, и недолго думая, посчитали, что самым выгодным будет — сдать его на металлолом. Это им не удалось, потому что сам крейсер выразил свое несогласие. Когда его волокли «на привязи» из Ливерпуля в Глазго, заштормило. И вот, представьте себе, такой мистический сюжет: крейсер, который к тому моменту уже мог считаться стариком, даже без экипажа не пожелал покориться судьбе. Он каким-то непостижимым образом налетел на подводные камни и снова затонул.
— Вы приняли участие в экспедиции Алексея Денисова к месту где «Варяг» покоится сейчас. Расскажите о том, как это было?
— Спустя много лет уже в 2003 году, экспедиция российского телевидения нашла то, что осталось от крейсера всего в полукилометре от берега, неподалеку от шотландского городка Ланделфут. Алексей Денисов пригласил меня принять участие в обследовании этого места и я специально прилетел из Франции, чтобы увидеть все собственными глазами. Для меня это был очень эмоциональный момент! У вас была уникальная команда. Они смогли найти фрагменты корабля, хотя дно все заросло, а вода была очень холодной. На четвертый день поисков я опустился на дно Ирландского моря, поскольку имел опыт погружения с аквалангом. Было очень непросто. Заросли водорослей превышали человеческий рост, мешали течения и волны — водолазов швыряло из стороны в сторону. Но это того стоило. Представьте себе, я имел возможность прикоснуться к останкам судна, и это тронуло меня до глубины души!
— А как вы узнали, что это был именно «Варяг», а не останки другого судна, ведь у побережья Шотландии тонет много кораблей?
— Среди местных рыбаков сохранились воспоминания о том шторме, когда «Варяг» вели на буксире. Он затонул неглубоко, и в отлив его палуба виднелась из воды. Смельчаки могли на нее высаживаться. Некоторые металлические конструкции были тогда же сняты, кое-что рыбаки отвинтили и растащили на собственные нужды. А корпус крейсера впоследствии был взорван. Потом волны все уничтожили окончательно, но место осталось в памяти тех, кто жил в этих краях. Кстати, когда местным жителям рассказали историю «Варяга» они стали нам очень активно помогать. Спустя несколько дней после погружений на дне был найден иллюминатор и табличка с маркировкой американского судостроительного завода «Крампа», строившего крейсер. На ее обратной стороне отчетливо видны японские иероглифы. Известно, что когда японцы подняли «Варяг» в 1905 году, все русские и английские названия на деталях были переправлены на японские. После этой находки отпали все сомнения: экспедиция нашла именно «Варяг».

Беседовал Андрей ТУРБИН. Фото автора.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *