К сожалению, мы с легкостью умеем забывать целые страницы своей истории. Вот и 400-летие такого выдающегося для Орла события, как битва у Царева брода, сыгравшая немалую роль в разгроме польских интервентов, прошло почти незамеченным.
Только небольшая группа энтузиастов – историки, краеведы, художники, в том числе члены «Петропавловского братства» и клуба исторической реконструкции «Новикъ», постарались отметить юбилейную дату, проведя молебен у памятного холма. Здесь в урочище «Царев брод» в начале осени 1615 года (28 августа по старому стилю) произошло сражение между войсками князя Пожарского и гетмана Лисовского. Эти события, в Бельской летописи, (исчисляющей даты от сотворения мира) описываются так: «В лета 7124 года в осень царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Руссии был бой под Орлом воеводам князю Дмитрею Михайловичю Пожарскому да Степану Исленьевичу и его государевым ратным людем с паном Лисовским и польскими и с литовскими людьми, и с русскими воры, с ызменники, с казаками, которые воровали и кровь християнскую лили заодно с литовскими людми и забыв Бога и веру христианскую…»
История могла бы пойти по-другому
Сама битва вышла не слишком продолжительной, но силы поляков порядком «пощипала». Имея менее профессиональное войско, Пожарский решил, не лезть на рожон и поступить традиционно — сдвинуть в круг обозные телеги, за которыми его воины и укрылись. Окруженные противником они бились геройски. Мало того, постоянно совершая вылазки, захватили пленных и отняли у поляков их знамена и литавры. Фактически обесчестили. «Лисовчики», как их именовали в народе, пытались отбить свои «штандарты», и бой не раз переходил в рукопашную схватку. Однако удача явно была на стороне Пожарского. Не имея точных сведений, каким по численности войском располагает противник, Лисовский не решился продолжать ночные атаки. А утром, когда русское войско двинулось на его лагерь, вообще «поджал хвост» и отступил к Кромам.
Дмитрий Коренев. Кандидат исторических наук. Президент клуба «Новикъ»:
«Кто такие «Лисовчики»? По сути, это «псы войны» — люди, которые сделали ее своим ремеслом. Опасна была эта сила для новой «столичной» власти? Очень! В 1615 году «воровские казаки» стоят табором у стен Москвы, ожидая денег от Романовых. Денег естественно нет, но торг, как говорится, уместен. Понимая все возможные выгоды и боясь «пропустить раздачу», Лисовский стремится на соединение с частями казаков для того, чтобы вновь дестабилизировать обстановку в стране. Войска князя Пожарского начинают контрмарш и в конечном итоге происходит столкновение близ Орла, которое вошло в историю, как битва на Царевом броду. Результаты этого сражения известны. Лисовскому так и не удалось соединиться с воровскими казаками. Орел он, к сожалению, сжег и ушел «гулять» дальше, но, тем не менее, можно говорить о том, что в случае его победы история страны, могла бы повернуться и по-другому. Обидно, когда достаточно значимые исторические события проходят мимо широкой общественности. Многие из них, могли бы стать ключевыми датами для проведения патриотических мероприятий!»
Не зарастет тропа?
Победа у Царева Брода — это не домыслы современных историков, а факт, нашедший отражение в летописях. Кстати, на памятном знаке «Орел – город воинской славы» соответствующая запись об этом тоже имеется. Разве это не официальное признание события? Тем более странно и досадно, когда такая «круглая» дата, как 400-летие важного исторического сражения, попросту, игнорируется представителями власти, остается без внимания широкой общественности, проходит мимо музейщиков, краеведов и историков!
Правда, остаются еще энтузиасты.
В 2008 году силами организации «Патриоты Орловщины» и членов клуба исторической реконструкции «Новикъ» у Царева брода был установлен памятный знак. А 4 ноября 2013 года после крестного хода в праздник Казанской иконы Божией Матери- День народного единства здесь был воздвигнут поклонный крест, сооруженный на средства Петропавловского братства. Тем не менее, говорить о том, что сюда «не зарастет народная тропа» не приходится. Зарастает и еще как, с легкой руки тех, кто старается не замечать своей истории!
Константин Грамматчиков. Издатель журнала «Истории русской провинции»:
«У нас создано много всевозможных обществ и так называемых патриотических организаций, в том числе военно-историческое общество. Уж не знаю, какие циркуляры им сверху даются? Почему такое событие в истории Орла осталось не замеченным ни светскими, ни духовными властями? Это вызывает удивление. Традиционно у нас считается, что вся история начинается как бы с 1917 года. Такое впечатление, что до этого ни истории, ни страны не было! Местная власть привыкла прислушиваться к тем историкам, которые постоянно мелькают у нас на экранах. К сожалению, их мнение не всегда объективно, но его воспринимают как истину в последней инстанции. С другой стороны, мнение общественности, когда оно противоречит официальной точке зрения, нашими властями не воспринимается, и абсолютно никого из них не интересует. Простой пример: никто не умаляет значение 5 августа, как День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Но ведь известна дата основания Орла: 21 сентября в праздник Рождества Богородицы — во всех летописях она фигурирует! Неоднократно писались письма и в администрацию Орла и в Орловскую епархию, о том, чтобы сделать этот день своего рода духовной датой рождения города, особенно в преддверии 450-летнего юбилея. Пока никакой официальной реакции нет ни от городских властей, ни от нашей митрополии.
P. S.
4 ноября в день Казанской иконы Божьей матери в Орле пройдет традиционный крестный ход от Богоявленского храма до памятного знака у Царева брода, планируется провести военно-исторический фестиваль
Андрей Турбин. Фото автора.