НАШ ЗЕМЛЯК — ПОДВИЖНИК БЛАГОЧЕСТИЯ.

17.06.2016 г. схиархимандриту Илию (Ноздрину) присвоено звание «Почетный гражданин Орловской области».

О старце Оптинской пустыни отце Илии Ноздрине как об истинном подвижнике благочестия, я узнала еще двадцать лет назад. Многие орловцы мне рассказывали о нем. Мне представлялось, что это человек мудрый, добрый, опытный, приветливый, исправно живущий, благодушный. Впервые я увидела вскоре отца Илию в Орле в Введенском женском монастыре. И меня сразу же удивило и обрадовало то чувство любви ко всем людям, которое я увидела у старца. На меня произвело большое впечатление милосердие батюшки. Я поняла, как важно для отца Илии успокоить, утешить людей, вселить в их сердца надежду и радость. Огромный поток людей шел к старцу, чтобы получить у него совет и наставление о своей жизни, родных и близких. Для каждого это была короткая, но очень важная беседа. К батюшке подходили люди разных званий, образованности, и ученые мужи, и малограмотные старики и старушки, и дети. И было очевидно, что батюшке не важно, кто перед ним: малый или великий, славный или бесславный, бедный или богатый. Он никого не считает чужим, всем милосердствует, сострадает. Меня поразило, как объемлет и согревает души всех любовь отца Илии, как незаметно она связывает и объединяет людей, воспламеняет их сердца. Многие получают после общения со старцем такую неизреченную радость, что у них начинают светиться глаза, на мир они уже смотрят иначе. И почти все пос­ле беседы со старцем задумываются о своей жизни. Отец Илия наставляет людей, как им не осквернять души злыми помыслами, не допускать в свои сердца гордыни, как обрести благорасположение сердец. Батюшка не выражает никакого презрения тем, кто совершил даже ужасные грехи. Он никого не чернит и не осуждает. Он всем помогает своими советами очистить свои сердца от помыслов лукавых и гневливых, обрести полезное для души. Слушая наставления отца Илии, я прежде всего поняла, что истину нельзя похоронить, а свою жизнь надо строить так, чтобы не оказаться в плену зла. Отец Илия так верно учит, как не предаваться гневу, раздражительности, злопамятству. В первой же беседе с батюшкой я сразу же осознала, как важно внимание к внутренней сокровенной жизни, как необходимо видеть цвет своих мыслей, темный он или светлый. Мне стало ясно, что благое сердечное сознание важнее логики и многознания, к чему я так всегда стремилась. Я заметила, что многие люди глубоко задумываются над словами батюшки, призывающего научиться переносить обиды, не впадать в уныние, малодушие, избегать лживости и так далее. Из разговоров людей уже вне стен храма становилось ясно, что у многих существенно меняется духовное и душевное устроение. Большинство начинали понимать, как важно в своей жизни руководствоваться не только разумом, но прежде всего совестью, учиться доброму, обретая надежный путь спасения.
К общению с отцом Илием у народа огромная жажда. Он ведь многое читает в тайниках их душ. Многие давно уже удостоверились в правомыслии и опытности старца, доверяют его словам, беспрекословно принимают его советы, которые он всегда дает с кротостью и смирением. Можно утверждать, что все люди нуждаются в духовной помощи. О, сколько людей батюшка от тяжких заблуждений привел к познанию истины! И сколько душ окрылил наш благостный старец!
К отцу Илию всегда обращается множество людей с просьбой, чтобы он молился о них и их родных. Меня удивило, какой сокровенный огромнейший труд с радостью берет на себя батюшка. И немало людей рассказывали о благотворных плодах этих молитв. Я рассказала старцу о напастях своего родственника. И батюшка сказал, что ему нужна сугубая молитва о нем. Отец Илия пригласил моего родственника в Оптинский монастырь. И когда мы с ним приехали к старцу, он целый час читал молитву над моим родственником, который почувствовал потом сердечное облегчение. У моей подруги Татьяны был немой трехлетний внук. В ее семье очень переживали за младенца. Татьяна подошла к батюшке и спросила:— Что нам делать с ребенком? Отец Илия ответил твердо:
— Ваш внук будет очень речистым, если вы станете его постоянно причащать Святых Даров. Подруга стала носить мальчика в церковь причащать. И ее внук вскоре заговорил. Отец Илия указал еще одной моей знакомой, Раисе Дмитриевне, способ исцеления: — Ты, Раиса, — экскурсовод, а теперь займись паломничеством, вози людей по святым местам, вместе окунайтесь в святых источниках, и ты станешь подвижной и бодрой. Много лет Раиса Дмитриевна занимается паломничеством и постоянно благодарит батюшку за его благой совет. О разных случаях духовной помощи старца мне рассказывает очень много людей. Недавно послушник Успенского монастыря Димитрий сообщил мне, что отец Илия тоже предсказал ему излечение после тяжелой травмы ног:
— Оставайся, Димитрий, в монастыре, и нога твоя будет исцелена.
И это вскоре произошло, когда Димитрий стал послушником.
Каждый общающийся с батюшкой получает нужный для себя совет. Пос­ле бесед с отцом Илией я поняла, как важно человеку, которому дан дар слова, истину представлять в приличных образах. Прежде я считала, что неуемная фантазия — это творческое вдохновение для отражения действительности. А потом мне стало ясно, что бурная фантазия — это психологическое развлечение, непостоянство мыслей. Через это творческому человеку легко впасть в ловушку неистинного, в плен к обманчивым призракам. Можно насадить в душе зло, при большой творческой активности погрязнуть во внутреннем мраке, в пустоте.
Конечно, не всё из советов старца сразу становилось мне понятным, но я всегда тщательно обдумывала его наставления. Я поняла, что надо не высокомудрствовать. В слове важен не блеск, не искусственность. Когда пишешь жития, необходимо увидеть смысл поступков подвижников, их устремленность к благим делам. Отец Илия предложил мне написать книгу об орловском блаженном Афанасии Андреевиче Сайко, о котором была уже напечатана книга в Джорданвилле, но теперь появилось много нового материала. Нужно, чтобы как можно больше людей знакомились с жизнью блаженного. Это предложение вначале озадачило меня: где взять новый материал? Вначале я пошла в Орловский государственный архив, там нашла много материалов о жизни блаженного в нашем городе. В Москве я тоже работала в Государственном архиве, военном, военно-историческом. Кое-какие сведения удалось и там получить. Потом я стала общаться с людьми, которые знали Афанасия Андреевича. Много удивительных историй они рассказывали мне. Их свидетельства и меня заставили о многом задуматься. Я задавала отцу Илию вопросы, которые возникали у меня при анализе жизни блаженного, наставления батюшки были для меня очень важны. Отец Илия помог в издании книги. Потом он предложил увеличить тираж, люди стали раскупать книги.
Отец Илия очень заботится о просвещении душ. Он благословляет и наставляет орловских издателей — Константина Грамматчикова, Александра Воробьева. По его благословению издатели выпускают книги об орловских святынях, подвижниках благочестия, те книги, которые просвещают души не только орловчан, но и многих россиян. Отец Илия через своих благотворителей помог восстановить многие храмы на Орловщине. Старец говорит, что сейчас благоприятное время для строительства храмов, для просвещения людей. Батюшка возвещает, что восстанавливающий храм получает великую духовную пользу. Отец Илия привлекает к этой работе много благочестивых людей. Сейчас с помощью старца в Свердловском районе воздвигнут в селе Яковлево, родном селе батюшки, замечательный храм Казанский иконы Божией Матери. С помощью своих благотворителей отец Илия создал несколько храмов в этом районе, где прошли его детство и юность. Сюда отец Илия приезжает всегда, когда оказывается на Орловщине. И люди из всех районов, городов устремляются на встречу со старцем. С каким почтением они относятся к дорогому батюшке! Но отец Илия по смирению отвергает человеческую славу. А светильник его духа виден всем. Его слово правды и истины освещает души многих. Он — духовный попечитель орловчан, благой наставник, усерднейший молитвенник. Любой город не устоит без праведника. Орлу дана дивная милость — благопопечительность истинного подвижника. Нельзя не возблагодарить благой Промысел за этот дивный дар, ведущий ко спасению всех желающих не сбиться с истинного пути.

Валентина АМИРГУЛОВА,
член Союза писателей России

Биография схиархимандрита ­Илия (в миру Ноздрина Алексея Афанасьевича)
Схиархимандрит Илий (в миру Алексей Афанасьевич Ноздрин) — всероссийский известный старец, духовник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, духовник Свято-Введенской Оптиной пустыни.
Родился в многодетной семье в 1932 году в селе Становой Колодезь Орловского района Орловской области. Родители — Афанасий Иванович и Клавдия Васильевна — крестьяне. Отец скончался от тяжелого боевого ранения в военном госпитале в 1942 г. Клавдия Васильевна одна вырастила четверых детей.
В 1949 г. Алексей Ноздрин окончил Становоколодезскую среднюю школу. Потом была служба в армии. С 1955 по 1958 год Алексей Ноздрин учился в механическом техникуме г. Серпухова Тульской области. По окончании учебы был направлен в г. Камышин Волгоградской области на строительство хлопчатобумажного комбината. Там же принял решение посвятить свою жизнь духовному служению и поступил учиться в Духовную семинарию г. Саратова.
В 1961 г. во время так называемого «хрущевского» гонения на Церковь Саратовская Духовная семинария была закрыта. Алексей Ноздрин продолжил образование сначала в Духовной семинарии, а затем в Ленинградской духовной академии. Там же он принял иноческий постриг с именем Илиан.
В годы пребывания в Ленинградской епархии много потрудился на разных приходах. С 1966 года десять лет провёл в Псково‑Печерском монастыре — древней обители Русской Церкви. 3 марта 1976 года Определением Священного Синода РПЦ иеромонах Илиан (Ноздрин) вместе с четырьмя другими монахами был направлен нести иноческое послушание на Святой Афонской горе (Греция), в русскую обитель великомученика Пантелеимона. Он был среди той горстки монахов, которые помогли сохранить здесь монашескую жизнь, поддержать связь монастыря с Русским Православием и предотвратить реально сложившуюся угрозу передачи Пантелеимоновского монастыря грекам. О. Илиан нёс послушание в скиту, скрытом в горных ущельях. Ему было также доверено духовничество в стенах Пантелеимонова монастыря. На Афоне о. Илиан имел возможность общаться со многими духоносными старцами и подвижниками веры, представителями различных Поместных Православных Церквей. Молитвенный и духовный подвиг на Святой горе готовил батюшку к той нелегкой миссии, которая ему предстояла по возвращении в Россию. В конце 1980‑х годов о. Илиан был призван обратно на Родину и направлен в восстанавливающуюся после 65‑летнего запустения Оптину пустынь. Здесь он принял постриг в великую схиму с именем Илий. 20 лет схиигумен Илий исполнял в обители свое призвание, возрождая старческое служение, чем всегда славился монастырь. Батюшку отличали опыт, мудрость, а также безотказность, кротость, смирение, доброта и любовь в отношении к братии и паломникам, которые во множестве стали стекаться к нему. Были засвидетельствованы многие случаи его прозорливости и действенности его молитв. За эти два десятилетия Оптина вернула себе былое величие, став духовным центром Православия.
В 2009 году схиигумен Илий стал духовником Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и перебрался в Патриаршее Подворье Троице-Сергиевой лавры в Переделкино Московской области. На Пасху 4 апреля 2010 года Патриархом Кириллом возведён в сан схиархимандрита.
В 2004 г. схиигумену Илию Присуждена Народная награда «За вклад в духовное возрождение Отечества» (первым лауреатом этой награды стал Святейший Патриарх Алексий II). 27.10.2011 г. на 8-м заседании Орловского городского Совета народных депутатов принято решение присвоить схиархимандриту Илию (Ноздрину) звание «Почетный гражданин г. Орла».


«Русская линия»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *