ПРАЗДНОВАНИЕ 900‑ЛЕТИЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ В ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ

(по материалам «Орловских
епархиальных ведомостей»)
В Российской империи отмечались различные церковные и светские праздники. Одной из важных юбилейных церковных дат стало празднование в 1888 г. 900‑летия Крещения русского народа святым князем Владимиром. Торжества проходили во многих городах Руси и были связаны со всплеском патриотического сознания. С большой пышностью торжества прошли и в Орловской губернии. В это время Орловскую и Севскую кафедру возглавлял Преосвященнейший Симеон (Линьков). За шесть лет управления епархией между ним и его паствой установилась большая преданность. Много внимания он уделял освещению событий на страницах газеты «Орлов­ские епархиальные ведомости». Поэтому и празднование 900‑летия Крещения Руси было широко представлено в печатном органе епархии . В июне 1888 г. вышел указ Его Преосвященства епископа Симеона об устройстве 15 июля торжественного собрания в Орловской духовной семинарии, предложена программа собрания. По поручению епископа необходимо было поместить объявления о предстоящем событии в «Орловских епархиальных ведомостях» и газете «Орловский вестник». В связи с этим правление семинарии на педагогическом собрании также сделало некоторые указания, касающиеся приближающегося праздника. Преосвященнейший Симеон дал распоряжение Орловской Духовной Консистории по поводу различных мероприятий, которые необходимо провести в храмах во время богослужений. Они касались церковных поучений о значении праздника, чтения акафиста святому князю Владимиру, действий в сам день юбилея 15 июля. В ответ на это Консистория издает указ благочинному церквей г. Орла, священнику Николаю Никольскому, об исполнении духовенством распоряжения епископа.
Орловская Духовная семинария напечатала объявление о предстоящем праздновании 900‑летия Крещения в «Орловских епархиальных ведомостях»  и представила программу празднования. Были разосланы пригласительные билеты на предстоящее торжество губернатору, чиновникам военного и гражданского ведомств, духовенству Орла. Преосвященнейшим Симеоном подготовлена инструкция Благочинному орловских церквей и ключарю кафед­рального собора по проведению водосвятного молебна с крестным ходом в Орле 15 июля 1888 г.
Накануне юбилейной даты во всех городских церквах духовенством рассказывалось о смысле празднуемого события. Праздничные мероприятия нашли подробное отражение в публикациях «Орловских епархиальных ведомостей». Анализ публикаций позволяет восстановить регламент проведения торжеств.
Праздник начался 14 июля с всенощного бдения во всех храмах Орла. В кафедральном соборе при пении архиерейского хора совершал богослужение Владыка Симеон. Сюда стеклось множество народа. Особенно торжественными были крестный ход вокруг собора и чтение акафиста святому равноапостольному князю Владимиру. В день праздника, 15 июля, после благовеста в городских церквах начались богослужения с подобающим настоящему случаю поучением, а по окончании отслужен благодарственный молебен таким образом, чтобы духовенство смогло прибыть к кафедральному собору для крестного хода. Чуть позже началось Архиерейское богослужение в соборе. Во время службы снова пел архиерейский хор, в состав которого входили певчие из других хоров. По теме праздника произнес проповедь протоиерей Троицкой (Васильевской) церкви Александр Павловский. В это время духовенство города прибыло к собору. После литургии все собравшиеся при колокольном звоне отправились с молебном в крестный ход по Болховской и Гостиной улицам к Мариинскому мосту на реку Оку.Чудное зрелище представляло шествие. Оно открывалось несением фонаря псаломщиком Ильинской церкви Иваном Богдановым. При стройном пении хора за ним следовали: дьяконы с напрестольным крестом и иконами, хоругвеносцы, свещеносцы — псаломщики со свечами. За ними — священники попарно с иконами святых апостолов Петра и Павла, иконой святого равноапостольного князя Владимира. Далее следовали священник с напрестольным Евангелием, иподьяконы с трикирием и дикирием. Следом шли свещеносец, протодьякон и дьякон с кадилами. Священную процессию заключал Его Преосвященство, Преосвященнейший Симеон, сопровождаемый множеством людей. Все священнослужители были в белых облачениях. Часть верующих сопровождала крестное шествие от собора, другая часть собралась у Иордани по обеим сторонам Оки. День выдался жарким, поэтому улицы, по которым проходил крестный ход, поливали водой. На левом берегу Оки, на месте впадения в нее Орлика, была расставлена артиллерия. После освящения воды были отслужены благодарственный молебен и коленопреклоненные молитвы к святому князю Владимиру, пропеты многолетия Государю Императору, Государыне Императрице, Государю Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому; Святейшему Синоду и местному епископу с паствой; Правительствующему «Синклиту» , военачальникам, градоначальникам, христолюбивому воинству и всем православным христианам. По окончании молебна из орудий был произведен салют, после которого все духовенство возвратилось крестным ходом в собор. Церковные мероприятия закончились торжественным колокольным звоном.
В продолжение праздника в залах Орловской Думы собрались приглашенные городским обществом лица гражданского и военного ведомств. На площади перед зданием были поданы угощения для войск. Преосвященнейший Симеон в присутствии Губернатора и других властей благословил пищу. Вслед за этим были произнесены тосты за Государя Императора и Его воинство. Прозвучали громкое «ура!» и слова народного гимна «Боже, Царя храни», исполненного двумя военными оркестрами. Во время завтрака в залах Думы была отправлена телеграмма с поздравлениями в Киев. Вечером планировалось торжественное собрание в Орловской Духовной семинарии. С двух часов сюда начали прибывать любители духовного просвещения. Явились Губернатор А. Р. Шидловский, вице-губернатор А. А. Берс, председатель Окружного суда князь А. Б. Сонцов‑Засекин, предводитель дворянства Орловского уезда В. М. Козлов, председатель губернской земской управы П. П. Шеншин, генерал-лейтенант А. Я. Фриде и другие чиновники, Преосвященнейший Симеон. Вначале архиерейский хор исполнил тропарь святому князю Владимиру. Первым выступил Его Преосвященство с речью, в которой отметил великое просветительское значение 900‑летия Крещения русского народа. Он рассказал об условиях для распространения христианской проповеди на Руси, решительном перевороте в религиозном сознании язычника князя Владимира. «Предавшись вере во Христа, Владимир решил одарить таким же счастием и свой народ не из одного только желания привести его к познанию Бога истинного, но и по политическим побуждениям. Будучи в нашей истории первым земским князем, заботившимся, по выражению летописца, «о строе земленем и о уставе земленем», мечтая поставить свою страну на степень европейской державы, водворить в ней порядок европейских государств, Владимир на примере других христианских государств, окружавших Россию, увидел, что эти порядки тесно связаны с христианской религией и имеют в ней свою основу. Таким образом, введение христианской веры в нашей стране для Владимира являлось и государственной потребностью». Далее Его Пре­освященство изложил обстоятельства крещения киевлян святым Владимиром, посвящении им своей жизни для духовно-нравственного возрождения своего народа, строительства храмов. «Словом, все, что возможно было сделать св. князю Владимиру для приведения своего народа во свет евангельской истины, то он, при помощи Божией, и совершил. А это возможное, исполненное им, как велико само по себе, как неисчислимо благотворно по последствиям в личной, общественной и государственной жизни русского народа!» . Затем были произнесены речи, раскрывающие смысл праздника. Выступил преподаватель Священного Писания С. М. Яницкий вместо А. Е. Попова, преподавателя церковной истории, который не смог присутствовать на собрании. Но его речь была опубликована в «Орловских епархиальных ведомостях». В ней А. Е. Попов рассказывает о распространении христианства сначала у южно-русских славян, потом у славян Средней и Северной России. Примером для русского народа в деле их крещения явилась святая княгиня Ольга, воспитавшая в вере своих внуков. Автор излагает историю крещения Великого Князя Владимира, просвещения Руси православной христианской верой, устройства князем Русской Церкви и первых последствий этого события в духовной жизни русского народа. Алексей Попов повествует о первых киевских, греческих и болгарских епископах, священниках и их апостольской деятельности в русских городах. «Сохранив до нас имена первых русских епископов, наши древние летописи не сказали нам ни одного имени Болгарского или Угорского пастыря, как не сказали они имен попов царицыных, корсунских и митрополичьих, но и без показания имен все они разделяют, купно с владыками своими, славу христианского просвещения народа русского при св. Владимире. В стремлении к этому венцу славы и тех и других первопастырей русских не удерживали никакие препятствия: ни дремучие леса и непроходимые болота тогдашней земли Русской, ни упорство и косность массы народной, нелегко расстававшейся со старыми верованиями, ни тайное, ни явное (как в Новгороде) противодействие представителей язычества волхвов и кудесников». При святом князе появляются первые храмы и монастыри, проводятся богослужения, проходит обучение пастырскому служению первых русских священников. Князь Владимир издает собственный Церковный Устав, вводит книжное образование. Покровительствует больным, нищим, странникам, учреждает богоугодные заведения при храмах и архиерейских кафедрах — больницы, богадельни, гостиницы. «Так, любя светло торжествовать христианские праздники, св. Владимир созывал на них в свою столицу из окрестных городов бесчисленное множество народа, после церковного наставления в богослужении угощал его, раздавал великую милостыню убогим и бедным и, нередко торжествуя подобным образом несколько дней сряду, этим самым приучал своих подданных мало-помалу забывать прежние языческие игрища и привязываться духом к светлым праздникам христианства».
Преподаватель гражданской истории Г.  М. Пясецкий  доложил об обретении Русью единства после Крещения, преображении русского народа под действием христианства. «Святая вера, добытая из самого чистого источника, сделалась для Руси крепкой связью и оплотом государственного ее единства. Этого единства не могла уже утратить она и тогда, как силой политических обстоятельств вынуждена была распасться на многие мелкие уделы и, таким образом, составить из себя как бы государства в государстве. Что это так, яснее всего доказывает нам политика Московских князей, этих «собирателей Руси». На что, как не на единство русского народа, опирались они в своей благодетельной политике и чему обязаны были тем, что в короткое время могли скопить могущественное государство, как не тому же сознанию русского народа, сделавшегося единым со времени своего крещения? <…> И вот стала везде единая Русь; и ширится она от моря до моря и от моря до океана; и завидуют ее величию соседи, и боятся ее все враги». Гавриил Михайлович указывает на принципы единодержавия и самодержавия, которые проводят в своей политике государи, на их победы на поле брани благодаря Православию.
Торжественное собрание в Духовной семинарии завершилось пением молитв и народного гимна. В «Орловских епархиальных ведомостях» помещено слово, приготовленное к произнесению протоиереем Александром Васильевичем Богдановым. Он являлся первым ректором Семинарии из белого духовенства и по выбору занимал эту должность с 1870 г. В своей речи он сравнивает тьму и свет, день и ночь с духовной жизнью язычника и христианина, состоянием до обращения к вере во Христа и состоянием после принятия веры. Наши предки, русские славяне, сравнительно с другими народами позднее стали искать истинного Бога. Но Господь обратил свой взор на Русь и для исполнения своего промышления о нашем народе избрал Великого Князя Владимира, который принял святое крещение. Священник призывает исповедовать православную веру и оставить суеверия, расколы и лжеучения. «Если мы просвещены св. крещением, оправданы, освящены и облечены благодатию, то нам неприлично и неблагообразно делать темные дела греховные, но нужно их отложить и вместо того «облещися во оружие света», то есть в добродетели».
Ректором семинарии была приготовлена еще одна речь. Она также помещена в «Орловских епархиальных ведомостях» и посвящена цели празднования 900‑летия Крещения Руси. Таким образом, юбилейные празднования стали крупнейшим общественным событием своего времени в Орлов­ской губернии и в целом в Российской империи во времена правления Императора Александра Александровича. Освещение этих торжеств на страницах «Орловских епархиальных ведомостей» позволило раскрыть их ход и духовную атмосферу, показать значение самого факта Крещения в исторической, политической, религиозной жизни русского народа.
htmlimage (1)

htmlimage

htmlimage (2)

Анна АБРАМОВА,
главный библиограф отдела краеведческих документов Орловской областной научной публичной библиотеки им. И. А. Бунина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *