СТРУГОВЛЯ ПРИСТАНЬ НА ОРЛЕ В XVII–XVIII ВЕКАХ

«Одним словом, сей город есть средина общей торговли здешнего Наместничества… получающий из всех мест для обеих столиц и заморского отпуска всякие растения и продукты и [с] помощию реки Оки, которая на всё лето несет с льющеюся в ней водой все купеческие суда, нагруженные пропитанием и нужным содержанием, доходят до Москвы, и выгружая там свои вещи, возвращаются суда и оттуда не порожние, а кладу на них покупая Рязанского Наместничества около села Деднова лубки, а в Калужском Наместничестве да и в Калуге: лес, тес, входит с тем до самого Орла, где всё оное вторично сбывают и в одно лето один капитал употребляют в два промысла и получают немалые доходы».

Историческое и географическое описание города Орла. 1787 год.

Немаловажную, а возможно и главенствующую роль в становлении Орла как торгового, а позднее и административного центра сыграла река Ока и устроенная на ней пристань. Струговая пристань в Орле впервые упоминается в документах середины XVII века, хотя не подлежит сомнению, что она существовала в городе значительно ранее. К концу XVII века пристань была уже внушительной, в навигацию от её причалов отходило до сотни судов, а грузооборот достигал несколько сот тысяч пудов. Например, в 1661–1667 годах с Орловской пристани в первый месяц навигации ежегодно вывозили от 180 до 250 тысяч пудов хлеба, и уже в марте 1668 года купцы из Москвы, Дединова, Коломны, Белева и торговых сел Переяславль-Рязанского уезда вывезли из Орла на 63 судах более 300 тысяч пудов зерна. Священник Иван Лукьянов, побывавший в Орле в 1710 году, оставил следующее свидетельство об Орловской пристани: «… пристань соленая и хлебная зело велика; матица хлебна!» Главная беда Орла состояла в том, что судоходство по Оке было возможно только во время весеннего половодья да в особо благоприятные годы, когда уровень воды в реке значительно повышался. Летом в окрестностях города река значительно мелела, и судоходство на ней вынужденно прекращалось. Для поддержания более или менее регулярного судоходства на Оке в её верховьях в XVIII веке выстроили плотину, получившую название Хвастливая — по фамилии одного из первых её владельцев. Историческое и географическое описание Орла (1787 год) говорит следующее о её значении для судоходства города: «Хотя могло препятствовать сему торгу маловодие Оки-реки в летнее время, но мельница, стоящая выше, однако ж у самого города, называемая «Хвастливая», принадлежащая графу Головкину, сие препятствие уничтожает родом слюза (шлюза), ибо когда нужно купечеству отпускать свои суда вниз или же поднимать вверх, то тогда платину запирают и собирают воду, дотоле сия наберется, что можно иттить судами, тогда вдруг отворяют все заставы, на плотине имеющиеся, и пускают воду, которая, дружно вливаясь в город, подымает нагруженные суда и уносит с собою вниз; в то же время подымаются другия вниз и проходят в город.
За сбор воды, в которое время мельница не работает, купечество платит содержателю ея некоторую по общему согласию сумму денег, а на оныя он сию держит, а от того и следует обоюдное удовольствие.
Помогают же тому умножением воды и две мельницы, принадлежащие короне, имеющиеся на реке Орлик в самом городе и одна из них в устье Орлика, где он впадает в реку Оку, собирают также воду и вместе с Хвастливою спускают». Но наряду с положительными сторонами, спуск воды мельницей имел и отрицательные последствия. Мощный напор воды в короткое время разбил бы любой деревянный мост, поэтому орляне вынуждены были отказаться от постоянной переправы, заменив её паромом и легкими пешеходными мостками — лавами. Предложение же генерал-губернатора князя А. А. Прозоровского, сделанное в 1782 году Орловскому наместническому правлению о строительстве каменного моста с подъемной серединой для пропуска судов, так и осталось прожектом, и паром в Орле действовал вплоть до середины XIX века. Но вернемся опять к пристани.
Струговая пристань в Орле располагалась по правому берегу реки Оки. Первоначально она находилась под защитой вала Большого острога, но позднее, с ростом значения Орловской пристани и её оборота, стала расширяться вниз по берегу реки, и в XIX веке территория, занимаемая лабазами, амбарами, причалами и стоявшими у них судами, протянулась почти на версту, вплоть до Успенского мужского монастыря.
С возникновением в Орле пристани появилась нужда в специальных помещениях для хранения товаров, в основном хлеба — амбарах и житницах. На чертеже города 1728 года на правобережье Оки хорошо видны эти огромные постройки. К концу XVIII века их число достигло 247 (!) — из них только три каменных. Высота некоторых из них достигала 6 сажен (около 13 м), и своими размерами они соперничали с наиболее крупными постройками города — крепостными башнями и храмами.
Непременной принадлежностью пристани служила часовня, где отправлялся Божественный молебен перед началом навигации и отпуском судов. Первоначально она была деревянной, но позднее её отстроили в камне. К концу XIX столетия количество часовен увеличилось до трех. Они представляли из себя фигурные кирпичные столбы, увенчанные главками с крестом, с нишей, куда для богослужения устанавливалась икона. Последняя из них была завалена в 70‑е годы нашего века.
Наиболее распространенными типами судов, ходивших в верховьях Оки, можно назвать следующие: струги, насады, дощаники, ладьи, каюки, учаны, паузки и др. Одними из самых распространенных являлись струги, не случайно пристань в Орле носила название Струговой. Впрочем, весьма часто стругами называли все типы судов, вплоть до малых челноков. В источниках упоминаются струги «кладные», «досчатые», «полубленные», «неполубленные» (без палубы) и т. д. Их длина достигала от трех до восьми сажен.
По словам англичанина Дженкинсона, «суда, называемые насадами, очень длинны и широки, крыты сверху и плоскодонны; они сидят в воде не более как на 4 фута и поднимают 200 тонн, на них нет никаких железных частей, но всё сделано из дерева; при попутном ветре они могут плыть под парусами. В противном случае из многочисленных имеющихся на насадах людей иные тянут их, обвязав вокруг шеи длинные тонкие веревки, прикрепленные к насаду, иные же отталкиваются длинными шестами».
Особым видом грузового судна являлась коломенка. «Это были длинные и довольно узкие суда с совершенно плоским дном, отвесными штевнями и бортами, почти везде ровной вышины и без всякого подбора в соединении с днищем и с потупным образованием носа и кормы. Борта коломенки на протяжении примерно одной трети длины судна в середине его идут совершенно параллельно, в остальных же двух третях, к обеим оконечностям, переходят в кривые, пересекаясь у штивней под острым углом. Вообще всё судно напоминает простую берестяную табакерку».
Крупными речными судами, сделанными из досок, являлись дощаники. По типу они приближались к насадам, но были легче. К числу судовой мелочи относились каюки. Первоначально они были лодками-однодеревками с набойными бортами, позднее стали строиться из одних досок и делаться несколько более плоскодонными, приближаясь к барочному типу. Кроме того, существовали мелкие лодки различных названий и конструкций: ботники, поузки, косные лодки, плавные лодки, стружки, неводники и прочие. Вся эта масса судов, зимой вмерзшая в лед, на протяжении более версты выстраивалась вдоль причалов, дожидаясь начала весенней навигации.
img046

Владимир НЕДЕЛИН
Из книги «Орел изначальный»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *