«Второе рождение» Орла намечается на 21 сентября.

Краевед о Богородичном граде

Как известно, свое 450-летие город Орел отметил 5 августа, совместив День освобождения от немецко-фашистских захватчиков с юбилеем, хотя историки утверждают, что на самом деле родился Орел в конце сентября. При этом город считается Богородичным. Почему и что это означает? На эти и другие вопросы «МК Черноземье» попросил ответить кандидата филологических наук, известного орловского краеведа Елену Ашихмину.

htmlimage

 

Церковь Воскресения Христова

Ориентир — храм

— Елена Николаевна, что все-таки известно о дне рождения Орла?

— В Никоновской летописи, в записи 1566 года, об Орле написано: «Того же (7075) лета повелением государя царя и великого князя Ивана Васильевича поставлен бысть город на Поли на реке Орлее». Текст относился к последней декаде октября, когда новость о закладке крепости дошла до Москвы.

Однако если судить по первому храму, который появился в этих местах, — церкви Пресвятой Богородицы, то наш город был основан 21 сентября.

— Прямо так точно?

— Этот день — день великого христианского праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В наши дни принято важные события приурочивать к знаменательным датам. Эта же традиция существовала и в средние века. Более того, в момент основания города на Руси закладывался и первый храм, или часовня, или даже крест. Поскольку доподлинно известно, в честь кого он был заложен — Пресвятой Богородицы, легко вычислить и точную дату.

— Погодите. Вы хотите сказать, что у каждого русского города есть «свой» святой, в честь которого изначально заложен храм и который, по идее, его охраняет?

— Можно и так сказать. Во всяком случае, кому именно будет вверен город, кого будут просить о его небесной защите, определялось задолго до начала строительства. Закладывая на слиянии рек Орла и Оки маленький деревянный храм или, что более вероятно, часовню в честь Рождества Богородицы, основатели города вручали Орел Ее Святому Покровительству. 

Часовню могли поставить и заранее, готовясь к ее освящению в момент закладки городских стен и башен. Вверенный однажды Богородице Орел становился Богородичным городом, Богородица всегда считалась его покровительницей.

Пришлось вспомнить

— Мне кажется, что об этом мало кто помнит, тем паче что Орел не раз сгорал дотла вместе со всеми храмами.

— Горел — это одно, организованная борьба с Богом и Богородицей в годы Советской власти — другое. Колокольный звон (по «просьбам трудящихся и школьников») был запрещен, церкви закрыты и частично разрушены, велась активная и резкая пропаганда атеизма. Воскресенскую улицу, названную некогда по близкой церкви, в 1929 году переименовали в улицу Безбожников — она вела к Богоявленской церкви, превращенной в Антирелигиозный музей. О Богородичном городе больше никто не вспоминал, а кто знал — молчал. Но накануне 400-летия города Орла о Рождестве Богородицы пришлось вспомнить. Вспомнить, хотя открыто не говорили. 

htmlimage-1

 

Дело в том, что историкам города Орла было поручено установить, наш ли Орел был основан в 1566 году «на Поли» или некий другой город с похожим названием, поскольку «не подходило» название реки. У нас ведь Ока и Орлик, а в летописи — Орлея. А Орлея совсем в другом месте, «наша» река — Орлик, которая в средние века называлась Орел. Предположили, что в запись об основании города вкралась ошибка дьяка: то ли он знал про реку Орлею, то ли принял за удвоенное «е» протяжное произнесение слов: «на реке на Орле-е-е».

В Москву срочно отправились орловские историки, в частности, доцент кафедры истории СССР Татьяна Гавриловна Свистунова, великолепный профессионал, работавший с документами. Ее выводы поддержали московские историки: да, это наш Орел встал на границе страны в 1566 году.

Т.Г. Свистунова и ее коллега И.Н. Емельянов, историки Орловского пед-

института, рассчитали и более точную дату основания Орла. Судя по всему, они связали ее с Рождества-Богородичным храмом на Стрелке. В наше время первым открыто сказал о посвящении города Орла Богородице замечательный историк Владимир Неделин. 

htmlimage-2

 

Так что не случайно празднование 400-летия города проводилось в сентябрьские дни: 7 сентября 1966 года прошла большая научно-теоретическая конференция по поводу основания Орла, 17 сентября — особая, юбилейная сессия городского Совета депутатов трудящихся — огромное мероприятие, на которое прибыли высокие лица, делегации российских городов, воины, освобождавшие Орел — в частности генерал А.В. Горбатов. Кстати, сессия приняла решение замуровать письмо потомкам в основание создававшегося на Стрелке, известного ныне всем, обелиска в честь 400-летия города.

— Интересно, а можно представить, как праздновался день рождения Орла в 1566 году?

— Вполне. По церковным правилам праздник начинался накануне вечером. Скорее всего, вечером 20 сентября 1566 года все было уже готово к началу важного строительства. 21 сентября 1566 года — был ли на Стрелке храм или его еще только закладывали — Богородицу просили о защите нового города, который должен был стать подлинной твердыней южнорусского пограничья. И несомненно, что в тот день священники совершили молебен с водосвятием. С молитвой они прошли по трассе стен и башен будущей крепости. Особенно тщательно святили место будущих ворот как самой уязвимой части города. 

— 21 сентября — это по новому стилю или по старому?

— По новому. К слову сказать, в 1566 году это была среда. 21 сентября 2016 года — это тоже среда! Редкое, я бы сказала, уникальное совпадение. Молебном Богородице в благодарность о сохранении города, наверное, надо будет отметить этот день, как и 450 лет назад, прося ее о даровании нашему Орлу счастья и процветания.

Духовные лидеры России, великие русские литераторы, отважные воины, ученые — медики, математики и физики, составители учебников — не под Ее ли духовным покровительством вырастали они в орловском «гнезде»? Нельзя не думать об этом!

http://www.oryol.ru/material.php?id=47061

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *