Белая Гвардия Андрея Ромасюкова.

Белая Гвардия Андрея Ромасюкова.

«1917. До и После…» — Выставка живописных полотен выпускника художественной академии имени И.Е. Репина Андрея Ромасюкова открыта в Орловском областном музее изобразительных искусств.

Инициатива – представить орловцам творчество такого масштабного художника, каким является Андрей Ромасюков, принадлежит атаману орловского казачьего объединения Сергею Темляку. Именно он, впервые увидев работы молодого питерского мастера, решил пригласить его в Город первого салюта и познакомить наших земляков с тематикой и героями картин Ромасюкова. Вообще правильно было бы сказать не «питерского», а скорее уж ярославского. Родом Андрей из Рыбинска, что в Ярославской губернии и кроме зрелого мастерства, которым обзавелся в Петербурге, никакими иными «звездными выкрутасами» себя не проявил. То есть, «столичной штучкой» явно не стал, хотя и впитал в себя культурную составляющую нашей Северной Пальмиры. Орловцам Андрей запомнится как скромный, обаятельный и талантливый человек, чьи работы «говорят сами за себя».

Художник с удовольствием откликнулся на предложение приехать в Орел, и открытие выставки ,безусловно, стало ярким событием в культурной жизни нашего города. Одними из первых зрителей стали музейные работники, историки, краеведы, художники, писатели, представители духовенства. В стороне не остались члены орловского казачества. Экспозицию работ Ромасюкова в областном музее изобразительных искусств открыло выступление поэта, композитора, члена Союза писателей России, (а по духу и вере – кубанского казака) Виктора Садовского. Старинные казачьи песни в его исполнении органично вписались в стилистику представленных полотен. Многие из казаков пришли на выставку семьями, наглядно продемонстрировав связь поколений и интерес молодежи к теме, ставшей главной в творчестве художника.

К ней, по словам Андрея Ромасюкова, он впервые прикоснулся в 1996-м году. Заканчивая Ярославское художественное училище, искал идеи и материал для дипломной работы. Тогда в руки попалась пьеса Михаила Булгакова «Бег», а также его роман «Белая гвардия». Прочитанное отразилось в цикле графических иллюстраций к «Бегу», оставило глубокий след в душе. Именно тогда захотелось больше узнать о событиях, ярко и талантливо описанных Булгаковым. Размышления о трагичных коллизиях Гражданской войны, когда, по сути, «брат пошел на брата», стали главной линией в творчестве молодого художника. Свое художественное образование Андрей решил продолжить в «граде Петровом». По окончании училища, он поступил в знаменитую на всю страну «Репинку» — Академию им. И.Е. Репина в Санкт-Петербурге. Здесь он проходил обучение в мастерской Церковно — исторической живописи профессора А. К. Крылова и мастерской Станковой живописи профессора В. В. Пименова. Ещё будучи студентом начал активно выставлять свои работы, принимая участие в различных коллективных выставках как в России, так и за рубежом. Критики сходятся во мнении, что Андрей Ромасюков сумел глубоко понять и передать атмосферу северной столицы, став, пожалуй, одним из самых петербургских художников по духу. В его «питерских» работах нашлось место и мотивам имперской истории, и гоголевскому сюрреализму и символизму начала ХХ века: «Именно символистическое начало в творчестве Ромасюкова помогло так неожиданно и тонко раскрыть на холсте душу Северной Пальмиры, всегда загадочной, манящей и навевающей самые странные сны».

На данный момент на счету художника более десятка только персональных экспозиций и художественных проектов. Работы мастера находятся во многих частных собраниях и музеях, а также во Дворце мэрии города Мессины. Являясь членом военно-исторического общества Санкт-Петербурга, художник изучает архивные материалы, работает с музейными экспонатами, уделяя огромное внимание деталям. Обращает на себя внимание его глубокое знание фактуры, включая форму, вооружение, войсковые знаки отличия и другие детали, без которых историческая картина теряет свою достоверность. Андрей много работает и в несколько другом жанре, при этом некоторые из его полотен – тех, что не вошли в экспозицию, можно назвать салонной живописью, продолжающей традиции символизма. Так, «высоколобые критики» размышляя о его проекте «Восстание символов» в галерее «Моховая 18» отмечают, что эти картины отражают «пограничное состояние разума, когда фрагменты живых впечатлений и воспоминания мировой культуры наслаиваются друг на друга, складываясь в подвижную систему:

«Наследник строгой академической традиции русской художественной школы, автор, тем не менее, находится в постоянном поиске новых формальных средств, в его творчестве соединяются присущие русской культуре философичность, нравственная напряженность; сложившийся стилистический почерк художника узнаваем и крайне индивидуален. Совмещение разных, но параллельных и взаимосвязанных сюжетных линий, фактур, древних символов, знаков и каллиграфии образует единое визуальное послание и превращает само произведение в некий эстетический артефакт, застрявший между двумя мирами: реальным и идеальным (таинственным и иллюзорным…При этом Ромасюков одинаково свободно использует масляную краску и сусальное золото, холст и древесину,- напоминая о старинном искусстве не только сюжетами, но и техникой. Точно в магическом кристалле, перед глазами зрителя проплывают призраки времени…»

Интерес к такого рода проектам для любого современного художника вполне понятен –необходимость зарабатывать себе на жизнь никто не отменял, и чего уж греха таить батальные полотна сегодня не в большой чести у поклонников изобразительного искусства, да и не каждый музей, тем более провинциальный сможет позволить себе такого рода приобретение. А жаль. Ведь у Ромасюкова есть картины, в которых нашли отражение эпизоды истории орловского края. Ведь именно здесь во время братоубийственной гражданской войны «чаша весов» могла качнуться в любую сторону и неизвестно еще как могла бы сложиться дальнейшая судьба Отечества. Об этом — в таких работах хужожника, как «Марш Дроздовского полка». «Последний бой за Кромы», «Корниловская дивизия оставляет Орел» и наконец, полная горького философского подтекста работа «Окаянные дни», заставляющая вспомнить гневные и страшные по своей разоблачительной сути одноименные воспоминания нашего знаменитого земляка Ивана Бунина. Более трех десятков полотен Андрея Ромасюкова отражают, пожалуй, основные поворотные моменты окаянных для нашей страны дней, включая вступление в Первую мировую войну, отрешение от власти Государя Императора в феврале 1917 года, Ледовый поход, трагедию казачества а также Исход Белого движения. Перед зрителями предстают не только драматические эпизоды Гражданской войны, но и портреты людей того времени — как простых солдат, так и военачальников верой и правдой служивших своему Отечеству – таких, как генералы А.А. Брусилов, П.П. Врангель или адмирал и верховный правитель России А.В. Колчак. Эти люди имели свое представление о вере, чести и долге, о том, что такое преданность Отчизне, а также о том, какой должна стать новая Россия. Художник своими полотнами повествует об очень сложном времени, когда невозможно было сразу во всем разобраться, все понять, примирить в самих себе противоречивые чувства и мысли. Показывая Белую армию как бы изнутри, он изображает Гражданскую войну как всеобщую трагедию. Сам факт революции для художника – процесс уничтожения той социальной среды, к которой принадлежат герои его картин. Воины, которые не раздумывая отдают жизнь за Россию и ее честь!

— Эпоха гражданской войны никуда не ушла, оставив нам в наследство своего рода «фантомную боль» — считает Андрей Ромасюков. — Она значима до сих пор, и по своим идеям и по личностям. Главные слова, по его мнению, прозвучавшие на открытие выставки – «согласие и примирение». Именно этих простых слов так не хватает в сегодняшнем обществе, которое до сих пор расколото на «Каинов» и «Авелей».

Андрей ТУРБИН. Фото Владимира ОВСИЕНКО.

Протоиерей Сергий (Гаврюшин)

— Выставка рассказывает всем нам о тех, кто остался верен своей чести. А сколько их – этих праведников на небесах! С Россией произошло недоразумение, своего рода затмение, когда люди забыли Бога, забыли веру своих предков. Для примирения необходимо покаяние в первую очередь перед Богом. Все необходимо назвать своими именами. Грех – грехом, а добродетель – добродетелью. Если этого очищения не произойдет, мы вскоре можем и сегодня иметь такую страну, в которой брат будет точить нож на брата.

Сергей Ступин, заместитель председателя правительства Орловской области по социальным вопросам: «Примирение – очень важное слово. Сегодня необходимо помнить, о том, что история Белого движения, история Красной армии, история Советского Союза и вообще история России — это единая история нашей страны».

Виктор Ливцов, историк, краевед, почетный житель Орловской губернии: «Не смотря на то, что художник изображает в основном представителей Белого движения, обращает на себя внимание патриотическая тематика этих работ. Это был большой перелом в жизни страны, и Орловщина стала местом, где решалась судьба России. В конечном счете, перелом произошел в сторону красных, но он мог быть и в сторону белых, но в любом случае это происходило у нас, здесь решались судьбы России, судьбы мира, здесь решались судьбы русской революции. Нам еще предстоит осмыслить произошедшее, и связать воедино нити, оборванные Гражданской войной.

Светлана Четверикова – Директор Орловского областного музея изобразительных искусств.

Этой выставкой музей открывает череду юбилейных мероприятий посвященных столетию революции 1917 года. Тема, которую художник несмотря на свою молодость раскрывает в своих работах, что называется подошла очень кстати, и мы с удовольствием показываем его выставку орловцам. Конечно, мы привыкли к изображению гражданской войны с иной стороны – со стороны других ее героев. Но и такой взгляд допустим, ведь и эти люди воевали за Россию и ее будущее – так как они это понимали. В первую очередь в картинах привлекают настроение и экспрессия, , в чем безусловное достоинство работ Андрея Ромасюкова. Мы предлагаем каждому зрителю составить об этой экспозиции свое собственное впечатление, которое может стать и сильным и глубоким.

Олег Абрамов Заместитель начальника Росгвардии по Орловской области

— Не могу сказать однозначно за кого я. Это слишком большая трагедия для нашей страны, чтобы судить о тех событиях однозначно. Художник –( а это большой мастер) в своих картинах предлагает еще раз нам это осмыслить. Могу сказать одно – какие бы испытания не выпали сегодня на долю России, верю, что она будет продолжать «вставать с колен». Этот процесс необратим!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *