О преподавании истории в школе

  Господа, я обращаюсь к тем, кому не безразлична судьба российской молодежи, их взглядов на мир и ценностей. Прошу вас высказать свое отношения к проблеме, которая, на мой взгляд, влияет на будущее отечества.

Через три года в российской школе закончится семилетний «эксперимент» министерства образования по внедрению ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты). Одно из слагаемых этого проекта – новая, так называемая, линейная схема преподавания истории. Уже сейчас очевидно, что ее главным итогом будет массовая историческая безграмотность выпускников школ и разрушение цивилизационной идентичности молодых граждан России.
Учебники истории нового ФГОС (очень не плохие по содержанию) и Концепция преподавания истории России (которая и определяет содержание учебников) не вызывают возражений. Проблема порождается «одноразовым подходом» к изучению истории и выглядит это так.
Линейная схема преподавания истории

История древнего мира изучается один раз и только в 5 классе; история средних веков – один раз и только в 6 классе, и так далее по списку. Не нужно быть ясновидцем, чтобы с уверенностью сказать: первые три класса (5,6,7) к 11 классу будут вычеркнуты из памяти учеников. А значит, не будет фундамента, необходимого для понимания современной истории. Невозможно понять суть и место Православной цивилизации в современном мире без истории христианства, Византии и Смутного времени на Руси. А это как раз 5-7 классы, знания из которых ученики не донесут до конца школы без повторного изучения. Во-вторых, те крохи, которые, может быть, и останутся в их памяти, будут представлять собой смесь детских сказок (от возраста в 5-7 классах никуда не денешься) и пропагандистских мифов, почерпнутых из интернета и телевизора. Цивилизационная идентичность русского и любого гражданина России в 21 веке будет ошибочной (прозападной или провосточной) или скошенной в шовинизм без знания системообразующих фактов всеобщей истории.
Для того, что бы этого не случилось необходимо «взрослое» восприятие античности и вообще древности, средневековья — не ранее 9 класса. Ренессанс, капитализм, революции 18-19 вв. с их антихристианским запалом, все это исчезнет благодаря линейной схеме из поля зрения школяра. Человек без истории (прекрасный материал для политических манипуляций) станет главным результатом такой «инновации».
Однако возвращаться к старой «концентрической» схеме изучения истории нельзя. Она предполагала, что два концентрических круга (с повторным изучением материала 5-9 классов — в 10-11) закрепят знания первого 5-летнего «концентра» и позволяет во втором 2-летнем «концентре» изучать историю на более высоком уровне осознания материала — в соответствии с возрастом.
Концентрическая схема преподавания истории

 В действительности никакого закрепления или изучения «на новом более высоком уровне» не происходило. Самые светлые школярские головы не помнят к 10 классу ничего об античной цивилизации (5 класс), Византии, эпохе Возрождения (6 класс) и даже о Людовике XIV, Кромвеле или Бисмарке (7-8 классы). Редким исключением были имена и факты, связанные с русской историей – Наполеона, Маркса и т.п. «Изучать» всемирную историю второго концентра «с древнейших времен и до конца 19 века» за 18 часов (в 1 четверти 10 класса), а потом «продолжать изучение истории 20 века» (только в 1 четверти 11 класса) бессмысленно. Таким образом, ученики и в сейчас покидают школу с белым пятном в голове вместо знаний по всеобщей истории.
Необходимо создать такую схему преподавания истории, которая была бы лишена указанных недостатков старой концентрической и ныне внедряемой линейной схем.
Новая схема преподавания истории

Очень важно, что бы повторный цикл был не двух, а трехлетним. Этот срок укладывается в ресурс долговременной памяти и позволяет не «скакать галопом по Европам», изучая как сейчас всеобщую историю с древнейших времен и по 19 век включительно за 18 часов в течение одного года. Недельную нагрузку по истории (русская история+всеобщая) придется увеличить с 2 до 3 часов.
Во-вторых, нужно написать историко-культурный стандарт по всеобщей истории (его пока нет, существует лишь проект концепции учебно-методического комплекса) и новую концепцию преподавания обществознания. Только в их взаимосвязи с Концепцией преподавания истории России можно говорить о целостной системе. В-третьих, необходимо провести публичное обсуждение и апробацию альтернативных схем и названных концепций. Этого не было сделано при введении линейной схемы изучения истории. В результате, авторы замечательных новых учебников ФГОС (5-8 классов) и создатели Концепции преподавания истории России стали заложниками непродуманной и закрытой от учителей схемы внедрения их идей и книг.
Историк, директор частной школы «Магистр» Андрей Васильевич Ковыршин.

О преподавании истории в школе: Один комментарий

  1. Марина

    Не все дети идут в 10 класс. Поэтому в 9 они заканчивают изучение истории. Обязательным в РФ является только основное общее.

Добавить комментарий для Марина Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *