Вышла в свет новая авторская работа А.И. Перелыгтна

Введение

В новейшей истории России существует ещё немало «белых пятен», которые ждут своих исследователей. Одним из таких вопросов является история Русской Православной церкви советского периода, на которую выпали самые широкомасштабные в Европе антирелигиозные и политические гонения.

После Октябрьского переворота годы гражданской войны, голод на большей части страны в 1921–1922 гг., изъятие церковных ценностей, сопровождавшееся судами и казнями христиан, сталинские репрессии 1930‑х годов унесли жизни сотен тысяч православных священнослужителей и мирян. В это страшное время, уже к концу 30‑х годов, было закрыто большинство церквей и монастырей, уничтожена система духовного образования, сожжена большая часть религиозных книг, икон, многое из церковной утвари было продано за границу.

Сегодня, когда открыт доступ к ранее секретным архивам, историки имеют возможность не только получить свидетельства об этих гонениях, но и понять скрытые от посторонних глаз механизмы государственно-партийный работы, направленной на ликвидацию Православной церкви, как самой крупной и влиятельной конфессии в Советском союзе. Территориальные рамки исследования ограничены Орловским краем, куда входили земли бывшей Орловской губернии, а также часть районов Брянской, Калужской, Курской и Тульской губерний. Орловская область была одной из крупнейших в Советском Союзе. Её территория превышала 67 тысяч квадратных километров, а население — три с половиной миллиона человек.

В условиях современной России важно осознать подлинные отношения между государством и церковью в истории нашей страны, какую политику проводило государство по отношению к Церкви и верующим, как действовали партийные и государственные органы, оказывавшие главное воздействие на положение Церкви в обществе, а также её деятельность и внутреннее состояние. Церковь, являясь выразителем духовных потребностей миллионов людей, в то же время во многом определяет их сознание и поведение. По­этому интересы этих людей государство просто не может игнорировать или упускать из виду.

В связи с этим возникает необходимость переосмысления и более основательного изучения политики Советского государства в отношении религии, церкви, верующих на различных этапах истории. Утвердившаяся сегодня российская государственность вырабатывает новую модель отношений с религиозными организациями, которая, по словам Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла, должна строиться на основе «симфонии» государства и церкви.

Существующий сегодня плюрализм мнений о роли религии в жизни общества, значении в духовном, нравственном и эстетическом воздействии на людей со всей остротой ставит задачу правдивого анализа и объективного освещения истории, установления и развития взаимоотношений Советского государства с РПЦ в период правления большевиков. Это поможет выработать правильную линию в области государственно-религиозных отношений на основе гуманистических принципов свободы совести, предполагающих действительное, а не декларированное удовлетворение интересов верующих и неверующих.

В истории взаимоотношений государства и церкви очень важными, определяющими были 20–40-е годы, когда формировался фундамент государственно-церковных отношений, на котором им потом пришлось находиться на протяжении нескольких десятилетий и строить, исходя из этого, свои взаимоотношения. Несмотря на острейшую борьбу различных направлений в высших эшелонах партии в 20–30-е годы, все представители противоборствующих сил имели общие взгляды на религию и верующих. Марксизм определял религию как «опиум для народа». Отсюда долгое время господствовало утверждение, что всякие религии во все времена реакционны, что церковь может играть только сугубо отрицательную роль в жизни людей. «При этом распространялись иллюзии, что с уничтожением религиозных убеждений общество освободится от старого хлама — «морали рабов» и быстро выработает новую, отличную от прежней «классовую мораль победителей старого мира». Цена подобных утверждений сейчас хорошо видна. Гораздо сложнее определить, как же трагедия Русской Православной церкви отразилась на общественной жизни, духовной культуре, экономике страны, какой ущерб был нанесён России. Серьёзных научных исследований по данной теме ещё довольно мало.

Между тем последствия отпадения советской власти от христианских начал, её острого конфликта с православным духовенством проявились в политической сфере. Гонения на Церковь стали одной из важнейших причин обострения внутреннего положения в стране в 1918–1920, 1929–1931 и другие годы. В то время, организуя массы на революционные преобразования, коммунисты акцентировали внимание на клерикализме самодержавия, а потому ставили задачу разрушения связи церкви и государства с последующим искоренением религии из общества. Провозглашенные Советской властью принципы свободы совести изначально трактовались не в пользу верующих и при их реализации подвергались грубой деформации.

Руководство большевистской партии однозначно поставило вопрос борьбы с религией, взяв курс на её преодоление путём внедрения атеистического сознания. Из идеологической области вопрос был перенесён на практику, в деятельность, сопровождаемую закрытием и разрушением церквей, изъятием и уничтожением культовых предметов, арестами и казнями священно-церковнослужителей, монашества и мирян. На протяжении десятилетий первые послеоктябрьские и последующие годы репрессий в отношении церкви, марксистские религиоведы объясняли её контрреволюционной деятельностью. Объективный исторический анализ событий подменялся политическими интересами. В то же время умалчивалось о консолидирующей нации роли церкви в обществе, её выступление за преобразование мира ненасильственными средствами, свободу политической жизни верующих. В конечном счёте разгром и внут­ренний кризис РПЦ самым непосредственным образом сказался на ограничении свободы совести, утверждении тотального идеологического контроля, размывании нравственной основы и протеста в стране. Антицерковные гонения явились также подготовкой и репетицией массовых репрессий 1930-х годов, способствовали созданию соответствующей общественной атмосферы.

Особо следует отметить роль РПЦ в сохранении русского национального самосознания, воспитании патриотизма. Именно необходимость обращения в ходе Великой Отечественной войны к русским патриотическим традициям стала одной из важнейших причин, заставивших И. Сталина изменить церковную политику и разрешить в сентябре 1943 года выборы патриарха.

Трудно переоценить влияние церкви на морально-нравственное сознание общества и последствия подрыва её духовного авторитета. В СССР происходила подмена христианских (общечеловеческих) ценностей классовыми. Был разрушен деревенский микромир с его религиозной доминантой. Искоренялись православные элементы традиционного образа жизни русского народа. Начиная с 20-х годов проводились масштабные акции по снятию икон в общественных местах, красные «крестины», свадьбы, новые имена, комсомольские «пасхи» и т. п. в это время исчезают понятия о семье, целомудрии, воспитании детей. Разрушались традиции почитания усопших — ограничение отпеваний, уничтожение церковных кладбищ, государственное разграбление могил. Запрещалась деятельность церкви по организации духовного образования и религиозного воспитания детей, а также религиозной благотворительности, борьбы церкви с преступностью, распространением алкоголизма, наркомании. В 20–30 годы запрещались издательская деятельность Патриархии, ввоз духовной литературы из-за рубежа, происходили ликвидация церковных архивов, библиотек, уничтожение церковных книг, документов. Антицерковные акции не только стали причиной гибели значительной части культурных ценностей страны (уничтожение храмов, колоколов, угасание церковной музыки, иконописи, народных ремесел), но и оказали пагубное влияние на отношение к старому культурному наследию в целом. Способствовали они также и снижению интеллектуального потенциала общества. Не случайно в настоящее время одинаково остро стоят взаимопереплетающиеся проблемы возрождения Православной церкви и национальной духовной культуры.

Негативно повлияла государственная религиозная политика и на экономику страны. Она привела не только к лишению финансовых прав церкви, но и к кризису религиозного отношения к труду, потере уважения к частной собственности.

Политика коммунистической партии исходила из посылок о победе революции и освобождении человека от тотального воздействия православия. В своё время религиозный философ Н. А. Бердяев объяснял «ненависть» коммунистов к христианству естественным процессом развития общества, показывал наличие глубоких корней этого явления, которые базировались на греховности, противоречивости, несправедливости церкви как социального института. Бердяев подчёркивал, что исторически христианство изменило многим первоначальным идеалам справедливости, постепенно перерождаясь, стало оправдывать зло и насилие и тем способствовало возникновению атеизма. В этих утверждениях есть доля истины. В России вплоть до 1917 года не было широкой веротерпимости. В начале 20‑го века стали очевидной необходимость преобразования и во взаимоотношениях церкви и государства, принципах церковного управления. В 1905 году в среде столичного приходского духовенства возникло идеологическое направление христианско-социального реформаторства. Христианские социалисты обосновывали необходимость соединения христианского идеала и религиозной морали с экономическими требованиями социализма; выступали они против «государственной религии»; отказывались от аскетизма. В 20‑е годы с помощью ГПУ христианский социализм выродился в обновленчество, но в эмиграции его идеи продолжали развиваться, и прежде всего Н. Бердяевым, который называл себя с некоторыми оговорками христианским социалистом, объявляя, что он является сторонником такой формы общества, где личность будет высшей ценностью, при этом отвергая и западный капитализм, и материалистический социализм. Вслед за многими русскими мыслителями начала прошлого века он воспринимал материалистический социализм как своеобразную лжерелигию. Его предположение в определенной степени подтвердилось в практике создания социалистического общества в СССР, которое приобрело во многом псевдорелигиозный характер. Классики марксизма-ленинизма в своих трудах также уделяли заметное место проблемам религии. Их высказывания о конкретных методах и формах борьбы с религией, церковью, духовенством были довольно противоречивы. В. Ленин, с одной стороны, призывал сражаться «чисто идейным» оружием, выступая против «всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма». С дугой стороны, в 1922 году в связи с изъятием церковных ценностей писал: «Чем большее число представителей реакционного духовенства… удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать».

В 1920–1930‑е гг. «научный атеизм» всё более сводился к антирелигиозной работе. В высказываниях Н. Бухарина, И. Сталина, Л. Троцкого, Е. Ярославского проводилась мысль, что он должен бороться с религией как классово чуждым явлением. В результате атеизм был уложен в рамки «теории» обострения классовой борьбы в период построения социализма. Воинствующее безбожие стало официальной идеологией и навязывалось как обязательная установка для литературы, поэзии, искусства, права, подавляя личность и суверенность человека. С этим связано отмеченное Н. Бердяевым начало «диктатуры миросозерцания, диктатуры не только политической и экономической, но и интеллектуальной, диктатуры над духом, над совестью, над мыслью». В 1930‑е годы на практике осуществлялась жестокая антинаучная теория о возможности уничтожения репрессивными мерами не только Церкви, но и религии.

Русская православная церковь (РПЦ) в наши дни продолжает своё новое возрождение, происходит второе крещение Руси. На Русскую православную церковь россияне возлагают надежды в решении многих духовно-нравственных и социальных проблем, стоящих перед нашим обществом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *