Сталин придумал внезапность нападения Гитлера на СССР. Рассказано Жуковым в 1956 году

Георгий Жуков. Фото из открытых источников

Накануне Дня Победы в сети вновь напомнили, что Иосиф Сталин несет прямую ответственность за неготовность к войне Красной Армии. А значит, и за многочисленные жертвы, которых могло бы не быть.

Несколько лет назад в «Российской газете» был опубликован проект выступления знаменитого полководца времен Великой Отечественной Георгия Жукова на пленуме ЦК КПСС. Документ Жуков направил Никите Хрущеву, первому секретарю ЦК КПСС и председателю Совета министров СССР. Копии были разосланы другим руководителям страны — Булганину и Шепилову.

В тексте говорилось, в частности, о том, что внезапность нападения гитлеровских войск на СССР была фактически придумана Сталиным. На самом деле многочисленные сигналы о возможности такого нападения поступали давно. Однако эффективной подготовки к началу войны не велось.

Как отмечает Жуков, до 1941 года у СССР было очень мало механизированных соединений. Только зимой 1941 года было принято решение о формировании 15-ти механизированных корпусов за счет ликвидации кавалерии, но это решение было, подчеркивает полководец, крайне запоздалым. Жуков прошелся по всем видам войск и состоянию оборонной промышленности. По его оценкам, качество советской авиации было ниже немецкой, да и та из-за отсутствия аэродромов была скученно расположена в приграничной зоне, где в результате и попала под удар авиации противника. Из истории Великой Отечественной мы знаем, что в первые месяцы у немцев было подавляющее преимущество в воздухе. Помимо этого Жуков отмечал, что советская артиллерия, особенно зенитная, была плохо обеспечена тягачами, поэтому не имела возможности передвигаться, обеспечить маневр на поле боя. Очень много артиллерии из-за отсутствия артиллерийских тягачей было в начале войны просто брошено при отходе наших войск.

У Генерального штаба СССР не было законченных и утвержденных правительством оперативного и мобилизационного планов. А промышленности не были выданы конкретные мобилизационные задания по подготовке мобилизационных мощностей и созданию соответствующих материальных резервов. С учетом таких обстоятельств не стоит удивляться провальному для СССР началу войны, огромному числу жертв, огромному числу пленных. Причем, часто наши солдаты попадали в плен, будучи безоружными. Таков оказался на практике «военный гений Сталина»!

Жуков также отмечал, что огромный вред армии нанесла подозрительность Сталина по отношению к военным кадрам. С 1937 по 1941 годы дважды упразднялось единоначалие и вводился институт военных комиссаров, что сеяло недоверие к командным кадрам, подрывало дисциплину в войсках и создавало неуверенность у командного состава. Слабые стороны советской армии, выявленные в ходе войны с Финляндией, как подчеркивает Жуков, не только не устранялись, но по-серьезному даже и не обсуждались ни в ЦК, ни в Совнаркоме, так как все эти вопросы находились в руках Сталина и без его указаний никто не мог принять какого-либо решения. Жуков — авторитетный военный. В ходе Великой Отечественной войны его неоднократно направляли на места главных сражений. Поэтому можно вполне доверять его словам. В том числе словам о том, что Сталин и Молотов знали о концентрации немецких войск у советских границ. Генеральный штаб систематически докладывал правительству об этом, включая факты усиленной авиационной разведки на ряде участков нашей приграничной территории с проникновением вглубь территории СССР на расстояние до 200 километров. За период январь-май 1941 года было зафиксировано 157 таких разведывательных полетов немецкой авиации.

Уже когда немцы перешли границу и атаковали советские военные части на всех фронтах, Сталин в ответ на все телефонные звонки Жукова и Тимошенко тяжело дышал в трубку и поначалу вообще ничего не говорил. А потом заявил, что все это провокации немцев и что огонь открывать нельзя, чтобы не развязать более широких военных действий.

До 6 часов 8 минут утра 22 июня Сталин, оказывается, не давал разрешения на ответные действия и на открытие огня. А тем временем, писал Жуков, фашистские войска, уничтожая героически сражавшиеся части пограничной охраны, вклинились в нашу территорию, ввели в дело свои танковые войска и начали стремительно развивать удары своих группировок. По мнению Жукова, если бы войска в западной приграничной зоне были приведены в полную боевую готовность, имели правильное построение и четкие задачи по отражению удара противника, начало войны было бы в корне иным. По словам полководца, заявления про тактику Сталина измотать немцев активной обороной — миф. Такого плана не существовало. Разговоры о нем возникли, чтобы скрыть истинные причины неудач в первые месяцы войны. Жуков подчеркивает, что Сталин очень плохо разбирался в оперативно-тактических вопросах, однако поначалу принимал решения сам. Чем фактически дезорганизовал управление войсками. Многие советские части и соединения в результате дрались обособленно, многие в окружении. Единой системы управления войсками поначалу просто не было. В результате армия понесла огромные потери, а вражеские войска быстро захватили огромную территорию. При этом Сталин умудрился написать в одном из приказов, что население СССР якобы начинает разочаровываться в Красной Армии. В то же время немецкие военачальники писали в служебных дневниках, что русские часто оказывали ожесточенное сопротивление, даже оказываясь в окружении. Имели место случаи, когда гарнизоны ДОТов взрывали себя вместе с ДОТами, не желая сдаваться в плен.

Жуков считает, что издавая позорящие Красную Армию приказы, Сталин таким образом отводил от себя вину и недовольство народа за неподготовленность страны к обороне, за допущенные лично им, Сталиным, ошибки в руководстве войсками.

Жуков напомнил, что Сталин был, к сожалению, творцом отдельных военных операций. Заканчивались они плохо. В Прибалтике в районе Либавы попытки Сталина провести фронтовую операцию привели лишь к большим бессмысленным жертвам. Исключительно безграмотно, по оценке Жукова, проводились операции севернее Варшавы. Где также бессмысленно погибли десятки тысяч советских солдат. Жуков подчеркивает, что Сталин фактически принуждал представителей Ставки Верховного Главнокомандования и командующих фронтами без всякой необходимости проводить наспех организованные операции, без достаточного материального и технического их обеспечения, что приводило к чрезмерно большим потерям.Так было на Северо-западном, Западном, на Воронежском и других фронтах. Для справки: Георгий Константинович Жуков — родился в крестьянской семье. Воевал во время Первой мировой. За героизм был дважды удостоен Георгиевского креста. В Гражданскую войну был на стороне красных. За участие в подавлении Антоновского восстания был награждён в 1922 году орденом Красного Знамени. Командовал корпусом в 1939 году в Монголии во время вооруженного конфликта с Японией. В боях на Халхин-Голе японцы потеряли убитыми почти в три раза больше, чем Красная Армия. Этот разгром японцев считается ключевым фактором, повлиявшим на решение Японии — отказаться от планов нападения на СССР вместе с Германией. Во время Великой Отечественной войны Жуков последовательно занимал должности начальника Генерального штаба, командующего фронтом, члена Ставки Верховного Главнокомандования, Заместителя Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР. Под его руководством были одержаны яркие победы нашей армии. В послевоенное время занимал пост Главкома Сухопутных войск, командовал Одесским, затем Уральским военными округами. Включая оборону Москвы в конце 1941 года, Сталинградскую битву, прорыв блокады Ленинграда. Именно Жуков в мае 1945 года принял от генерал-фельдмаршала Вильгельма Кейтеля безоговорочную капитуляцию войск нацистской Германии. 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади состоялся знаменитый парад в честь Победы. Парад принимал Маршал Советского Союза Георгий Жуков.

https://lentachel.ru/news/2019/05/07/stalin-pridumal-vnezapnost-napadeniya-gitlera-na-sssr-rasskazano-zhukovym-v-1956-godu.html#hcq=hva8tqr

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *