Нетленный шедевр Сергея Мосина

Автор:

Олег Ракитянский.

14 апреля 1849 г. – родился Сергей Мосин (ум. 1902 г.), русский конструктор и организатор производства стрелкового вооружения

Сергей Иванович Мосин – единственный из русских конструкторов стрелкового оружия, заслуживших всенародное, а впоследствии и мировое признание лишь после своей кончины. Родился Сергей Иванович 14 апреля 1849 году в селе Рамонь Воронежской губернии, в семье поручика в отставке Мосина Ивана Игнатьевича и простой крестьянки Феоктисты Васильевны. Дед будущего оружейного гения – Игнатий Мосин, был крепостным крестьянином, затем солдатом, участвовал в Отечественной войне 1812 года и погиб в одном из сражений.

Его сын – Иван, выходец из низов русского крестьянства, с малолетства воспитывался в школе кантонистов (военно-сиротские школы), в восемнадцать лет начал военную службу, участвовал в войне с Турцией. В 1837 г. его произвели в подпоручики, но через год он вышел в отставку и стал управляющим имениями и предприятиями в богатом поместье помещицы Шеле, владевшей и сахарным заводом. Уже в четыре года Сергей остаётся без матери – она умирает при родах младшего сына Митрофана.

Проникнувшись участием к детям Мосина, добросердечная помещица берёт над ними попечительство в домашнем образовании, а в последующем, ходатайствует о внесении Мосиных в книгу дворянских родословных с тем, чтобы дети продолжили бесплатное обучение.

В августе 1861 г. Сергей Мосин поступил в Тамбовский кадетский корпус. Спустя год его переводят в Михайловский кадетский корпус в Воронеже, который он заканчивает с отличием. В 1865 году корпус был преобразован в гимназию, поэтому Мосин получил документ об окончании военной гимназии. В период учёбы проявилась его тяга к знаниям особенно в области точных наук, которые давались ему легко, в том числе, в силу таких черт характера как аккуратность, внимательность, ответственность, дотошность.

Приобщившись к военной науке Сергей Иванович добивается своей цели и поступает в лучшее из технических образовательных учреждений – Михайловское артиллерийское училище. Данное столичное заведение отличалось углублённой инженерной подготовкой будущих офицеров. В училище преподавались такие науки как высшая математика, физика, химия, дифференциальное и интегральное исчисление, фортификация, аналитическая геометрия, баллистика и много другое. Зародившийся интерес к оружию у будущего конструктора окончательно укрепился и определил всю его дальнейшую судьбу. 21 июля 1870 года С. Мосин был произведён в чин подпоручика и с дипломом об успешном окончании училища направлен в конно-артиллерийскую бригаду.

И всё же тяга к знаниям, целеустремлённость в желании реализовать свой потенциал конструктора-изобретателя, влекут его в Михайловскую артиллерийскую академию, в которую он поступает в том же году, успешно сдав экзамены. В то время академия являлась высшим военно-техническим вузом Империи, в ней преподавали крупнейшие русские учёные в области механики, баллистики, металловедения, химии и т.д. Кроме академических лекций здесь обязательным являлись занятия по моделированию и проекти­рованию частей и деталей ар­тиллерийских и ракетных механизмов. Видимо, тогда окончательно утвердилась в нём тяга и интерес к конструкторскому творчеству.

Через пять лет (в 1875 году) молодой инженер-капитан закончил академию и получил назначение на Тульский оружейный завод – кузницу русского оружия. В то время завод располагал новейшим оборудованием и высококвалифицированными кадрами. Первая его должность – помощник руководителя инструментального цеха. Пятилетнее пребывание на заводе проходит с пользой для дела. В непрерывном погружении во все тонкости производственного процесса, попытках его оптимизации и совершенствования, стремлении повышения качества выпускаемых образцов оружия. В возрасте всего лишь 28 лет С. Мосин становится профессионалом своего дела, что позволяют ему занять должность руководителя замочного (артиллерийские замки к орудиям) производства, а затем и инструментальной мастерской. Ещё будучи молодым специалистом, он создаёт технологическую линию по производству и выпуску охотничьих ружей, бросая тем самым конкурентный вызов западным оружейным фирмам. К концу 80-х годов имя Сергия Ивановича уже было известно в кругах отечественных специалистов оружейного дела. Прославился он тем, что проявил свои конструкторские способности в 1878 г., включившись в конкурс по созданию устройства по диагностике выверености прицельной линии для винтовок образца 1870 года.

Встреча с Варварой Николаевной Арсеньевой (племянницей писателя Тургенева) кардинально изменяет жизнь Сергея Ивановича. В то время она была замужем и имела двух маленьких сыновей, отец которых, будучи вдвое старше жены, был безразличен к семье и большую часть времени проводил в светских обществах Петербурга. В 1879 году, томимый постоянной разлукой с Варварой, С. Мосин встречается с мужем-кутилой. Объяснение с ним заканчивается вызовом на дуэль со стороны Сергея, и муж «принимает вызов» — пишет жалобу начальству Сергея Ивановича, и того отправляют под домашний арест на трое суток. После отбытия наказания в здании Дворянского собрания в присутствии большого количества свидетелей вызов на дуэль был повторен. Результат тот же – после новой жалобы нерадивого мужа С. Мосина отправляют под домашний арест но теперь уже на две недели.

Через четыре года С. Мосин направляет «жалобщику» просьбу о расторжении брака и тот предлагает купить у него «разводную» за 50 000 рублей (то есть предлагает купить жену и детей). Это была запредельная сумма. За такие деньги можно было купить пару деревень. Или средних размеров завод (корова тогда стоила 50 рублей). Конечно, таких денег у офицера не было. Ситуация создалась безвыходная, занимать или брать в кредит – обрекать будущую семью на нищенство. И тогда С. Мосин находит единственный для него выход – создать лучшую в мире винтовку. И он добивается своей цели, а на полученную премию в 1891 г. Сергей Иванович «выкупает» Варвару Николаевну и её детей.

Но, это всё будет впереди, а тогда в 1879 г., он делает только первые, робкие шаги к оружейному Олимпу. Мосин переделывает винтовку Бердана из однозарядной в магазинную, чем добивается её скорострельности. Одновременно с ним в соревнование по созданию скорострельного оружия включились иностранные специалисты. Сергей Иванович решил получить модернизированную винтовку посредством использования реечно-прикладного магазина, включавшего 8 патронов. Магазин был закреплён возле затвора. После каждого выстрела нужно было доставать патрон из магазина и перезаряжать оружие вручную. Но и это изменение резко увеличило его скорострельность. Таким образом в 1883 году на базе винтовки Бердана была создана лучшая однозарядная винтовка того времени.

Однако, винтовка на вооружение принята не была, так как, одобрив её в 1884 году, комиссия указала на необходимость исправления выявленных недостатков. Не теряя времени Сергей Иванович приступил к устранению замечаний. В течение двух лет он создал еще пять модификаций «Берданки» в том числе винтовку на 12 патронов. Однако, при невыясненных обстоятельствах, все его конструкторские решения в чертежах почему-то оказались у «заклятых друзей» на Западе. Стало понятно, что С. Мосин, как и его конструкторские идеи, находятся под пристальным наблюдением будущих врагов и «заклятых союзников» России. И это в какой-то мере закономерно и объяснимо, уже в 1885 году его винтовка – модернизированная «Берданка», была признана лучшей среди 119-ти образцов предложенных русскому военному ведомству. Тульский завод получил заказ на тысячу таких винтовок для проведения испытаний. Признание спровоцировало целый поток предложений со стороны западных компаний о покупке разработок, которые С. Мосин, впрочем, спокойно отверг При том, что купцы не скупились. Французская оружейная фирма «Рихтер» предложила Сергею Ивановичу 600 000 франков, а затем и целый миллион за продажу патента на реечно-прикладной магазин (на 1897 г. 5 рублей = 20 франков). Однако понятие чести и неподкупности русского офицера в те времена было превыше количества нулей после первой цифры в заманчивом контракте.

В феврале 1891 года, после проведения дальнейших опытно-конструкторских работ С. Мосин представил свой вариант будущей «трёхлинейки» на суд комиссии из Военного министерства в числе ещё двадцати образцов стрелкового оружия от известных конструкторов-оружейников Европы. Его винтовка обладала уникальным к тому времени механизмом затвора с отсечкой-отражателем. Суть его сводилась к тому, что он не только подавал патрон в затвор, но и одновременно удалял стреляные гильзы из патронника. Это была винтовка с магазином в форме трапеции, вмещавшим пять патронов. В конструкции предусматривался предохранительный механизм, устранявший риск подачи одновременно двух патронов, в виде пружины-отсечки. Кроме того, приклад оружия мог быть разобран без использования отвертки.

Важной составляющей легендарной модели стал уникальный патрон. Дело в том, что в 1885 году, после изобретения Полем Вьелем бездымного пороха, перед большинством оружейников встал вопрос о разработке новых типов боеприпасов и перевооружении армий новыми образцами стрелкового и артиллерийского вооружения. Новые возможности для создания своей винтовки С. Мосин получил, когда полковник Роговцев при активной помощи Д. Менделеева, создал патрон с бездымным порохом, и освоил его производство на русских пороховых заводах.

Новый «трёхлинейный» (калибр боеприпаса был равен 3 «линиям», т.е. 7,62 мм) патрон на бездымном порохе был готов в 1890 году, а уже в следующем году на испытания, войсковая комиссия отобрала винтовки С. Мосина и бельгийского оружейника Леона Нагана. По итогам проведения конкурсных испытаний предпочтение было отдано качественно исполненной винтовке системы Нагана. Но в последующем, при более тщательном исследовании, и прежде всего, на предмет её технологичности и надёжности, оказалось, что под винтовку Нагана необходимо перестраивать всё отечественное производство. Да, и надёжность её оказалась в два раза ниже, простой и неприхотливой в эксплуатации «трёхлинейки» С. Мосина. Как результат, в конце войсковых тестирований, комиссия остановила свой выбор на винтовке С. Мосина.

Окончательную точку в этом вопросе поставили генерал Бестужев-Рюмин – инспектор оружейных и патронных заводов и генерал Чебышев – заслуженный профессор Михайловской артиллерийской академии. В их заключении говорилось о безусловном технологическом превосходстве отечественной винтовки, подкреплённом экономическим обоснованием, исходя из которого перевооружение винтовкой С. Мосина позволяло сэкономить до четырёх миллионов рублей с первого миллиона выпущенных экземпляров. Наряду с этим были высказаны пожелания по усовершенствованию некоторых механизмов и параметров представленного образца. В доработке винтовки участвовали видные оружейники: Мосин, Петров, Роговцев, Чагин и Наган.

В 1891 году при Императоре Александре III винтовка, получившая название — «трёхлинейная винтовка образца 1891 года», была принята на вооружение. Год спустя Сергей Иванович Мосин был награждён орденом Святой Анны второй степени и удостоен Михайловской премии – наивысшей награды за изобретения в области артиллерии и оружейного дела. Это был первый случай, когда оружие было названо не именем его создателя (посчитали коллективной работой). В 1900 году на Всемирной выставке в Париже она получила Гран-При и со временем была принята на вооружение 30-ти стран мира.

Ещё три года С. Мосин отрабатывал и совершенствовал производство «трёхлинейки» на Тульском заводе, выступая в качестве заводского технолога. В 1894 году конструктор вместе с семьёй переехал в г. Сестрорецк. Тульские мастеровые незадолго до отхода поезда вручили ему футляр из черной хромовой кожи. В нём покоилась на голубом бархате миниатюрная винтовка образца 1891 года. Для Сергея Ивановича не было награды дороже, чем это замечательное, поистине ювелирное по точности и мастерству исполнения творение рабочих рук.

В Сестроецке С. Мосин стал директором оружейного завода. Заботясь о рабочих и их семьях, Сергей Иванович инициировал открытие начального и ремесленного училища, библиотеки-читальни, просветительских курсов. Проявлял он заботу и о самих рабочих, переводя их, в случае сокращения, на другие промышленные производства.

Сергей Иванович Мосин скончался 26 января 1902 года от воспаления лёгких. К большому сожалению, ему было не суждено увидеть триумфа, созданного им оружиякоторое на протяжении десятилетий после его смерти крепко сжимали в руках благодарные защитники его Отечества. Винтовка производилась до 1944 года и находилась на вооружении до середины 1970-х годов. В Белоруссии «трёхлинейка» была снята с вооружения только в 2005 году.

 АВТОРЫИСТОРИЯОлег РакитянскийПУБЛИКАЦИИ

https://rusorel.info/netlennyj-shedevr-sergeya-mosina/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *