Победы русских предопределили 640 лет назад

Дмитрий Донской, Сергий Радонежский

Величайший полководец XIV века, московский князь Дмитрий Иванович одержал немало побед над злейшими врагами возрождавшейся Руси. Но в памяти народа он навсегда остался победителем на Куликовом поле и вошёл в историю с прозвищем Донской. Однако эта великая победа как бы отодвинула в тень другие его государственные подвиги. Ибо за десять лет до Куликовой сечи, избавившей Русь от порабощения Востоком, князь Дмитрий не дал поглотить молодую Московскую державу опасному западному хищнику — Литве.

Усиление Литовского государства происходило одновременно с возвышением Москвы. Но если Москва росла, возвращая себе своё — русское, то Литва расширялась за счёт чужого — тоже русского. В конце XIII — середине XIV века литовские князья захватили земли Западной Руси, вплоть до Смоленска, подчинили себе Киев и получили выход к Чёрному морю. На несколько десятилетий Литва превратилась едва ли не в крупнейшее государство Европы — был в её истории такой счастливый момент.

Проглотив чуть ли не половину тогдашней Руси, Литва при князе Ольгерде положила глаз и на Москву. К счастью, Дмитрий Иванович принял меры предосторожности. Самой важной из них была замена в 1367 году деревянных стен Кремля на белокаменные. Строительство новых укреплений было произведено весьма своевременно, так как уже в следующем 1368 году большое войско Ольгерда подошло к Москве. К литовцам присоединился тверской князь Михаил Александрович. Это было первое вражеское нашествие, которое испытала Москва после монгольского разорения. Ольгерд и Михаил безжалостно разграбили московские окрестности, но взять Кремль не смогли. В 1370 году они повторили свою попытку одолеть новые стены Кремля — и вновь безуспешно.

Между тем Дмитрий Иванович, заручившись поддержкой в Золотой Орде, в 1375 году вынудил Михаила признать старшинство Москвы. Потеряв союзника, Ольгерд поостерёгся начинать новую войну против московского князя.

Сегодня Литва любит выставлять себя беззащитным ягнёнком, пострадавшим от русского медведя. Однако не забудем, что шесть веков назад этот ягнёнок в несколько раз превосходил по территории Московское княжество и угрожал самому существованию России.

Литва была усмирена как раз вовремя. В конце 70-х годов в Орде подходила к концу «великая замятня» — 20-летняя междоусобица, во время которой на ордынском престоле сменилось больше 20 ханов, оспаривавших друг у друга наследство Батыя. Возможно, именно в это время в русский язык вошло слово «кутерьма» со значением «суета, сутолока, возня». На татарском языке «кутерьма» означала тогда церемонию «несения на войлоке», которая повторялась после каждого нового дворцового переворота.

В конце концов власть перешла в руки беклярибека Мамая, который не был Чингизидом и правил от имени лица ханов-марионеток. Именно в этот момент произошло столкновение Орды с Русью. Так почему русские полки на Куликово поле вывел именно Дмитрий Донской и именно в 1380 году?

Ответ не может быть односложным.

Во-первых, не забудем, что и Русь при Дмитрии Донском уже не была прежней Русью. Московские князья со времён Ивана Калиты привыкли располагать полками подручных князей. И главное, Ивану Калите и его преемникам целых сорок лет удавалось оберегать русские земли от татарских нашествий и разорений. За эти годы возмужало целое поколение русских людей, не знавшее трепета отцов перед Золотой Ордой, которая к тому же у всех на глазах самоистреблялась в междоусобицах.

А во-вторых, князь Дмитрий Иванович Донской был представителем этого нового поколения. Он не был похож на прежних московских князей, для которых подчинение Орде было горькой необходимостью. Дмитрий вырос в неповиновении ханской воле. С юных лет он привык действовать иначе, чем его отец и дед. Будучи ещё отроком, он с оружием в руках добыл себе старшинство между русскими князьями и потом до 30-летнего возраста не выпускал из рук меча. В 70-х годах XIV века он выдержал опасную борьбу с Литвой и Тверью и вышел из неё победителем с полным сознанием своих сил.

Поэтому неудивительно, что, когда Дмитрию Ивановичу представился шанс сбросить ненавистное монгольское иго, он ударил не колеблясь.

Главному событию русской истории XIV века — Куликовской битве — предшествовали важные события. Ибо история, как хороший режиссёр, позаботилась о том, чтобы предпослать главному действию драмы захватывающую прелюдию.

1375 год обозначил новый рубеж в отношениях Руси с Золотой Ордой. Начиная с этого времени русские князья проявляют полное пренебрежение к власти ордынских ханов. И даже более того: Москва и её союзники повсеместно переходят в наступление на Орду. Так, в Нижнем Новгороде народ поднялся против послов хана Мамая, приехавших в город с полуторатысячным отрядом. До сих пор русские князья всегда были готовы подавить народные бунты против монголов. Однако на этот раз нижегородский князь Василий Дмитриевич не только одобрил поступок горожан, перебивших большинство воинов Мамая, но даже приказал казнить захваченного в плен старшего посла. А в следующем 1376 году нижегородцы сами появились у стен Казани, взяли с города большую дань и заставили местных татарских мурз признать над собой власть Великого князя московского.

Правда, после этих первых успехов на русских пролился ушат холодной воды. В 1377 году казанский царевич Арапша разбил многочисленную русскую рать на реке Пьяне, а затем сжёг Нижний Новгород.

Вдохновлённый этими известиями, Мамай послал воеводу Бегича с сильным войском наказать главного виновника беспорядков — московского князя. Но Дмитрий Иванович не стал дожидаться вторжения врага в московские пределы и сам выступил навстречу Бегичу. Противники встретились на берегах реки Вожи (притока Оки на рязанской земле). В последовавшей битве Дмитрий Иванович успешно использовал классический монгольский приём окружения вражеской армии с обоих флангов. Войско Бегича потерпело жестокое поражение, жалкие остатки его в беспорядке бежали, бросив обоз.

Впервые со времён нашествия Батыя русские одержали победу над монголами в открытом бою. Страх перед ордынской силой был окончательно преодолён. Поэтому сражение на реке Воже можно по праву считать матерью Куликовской битвы.

Страшная сеча на Куликовом поле навсегда осталась в народной памяти символом непобедимости России, наряду с Бородино и Сталинградом.

Поход Мамая на Русь в 1380 году был вызван желанием наказать московского князя Дмитрия Ивановича, уже открыто проявлявшего непокорность власти ордынских ханов. Но Русь была уже не та, что при Батые. Объединительная политика московских князей принесла свои плоды. Под знамёна Дмитрия Ивановича собрались полки почти всех русских княжеств. Не пришли только давние противники Москвы — новгородцы, тверичи и рязанцы.

По оценкам современных историков, на Куликовом поле 70-тысячной орде Мамая противостояло 30-тысячное русское войско. По меркам Средневековья это было невиданное побоище.

Численное превосходство врага побудило Дмитрия Ивановича предпринять неординарные меры, которые в конце концов и обеспечили успешный исход сражения. Во-первых, он переправил русское войско через Дон. Теперь пути отступления были отрезаны, и русским оставалось или победить, или умереть. Во-вторых, по его приказу, в ближайшем лесу, в засаде, укрылся большой конный отряд. И, наконец, в-третьих, Дмитрий Иванович обменялся доспехами со своим любимцем Михаилом Бренком, а сам затерялся в рядах простых ратников. Это было сделано для того, чтобы русские воины не оробели, увидев гибель своего полководца.

8 сентября (по старому стилю), около полудня, когда над полем рассеялся густой туман, разгорелось сражение, какого прежде ещё не бывало на Руси. Летописец говорит, что кровь лилась, как вода, на пространстве десяти верст, лошади не могли ступать по трупам, среди погибших было множество таких, которые просто задохнулись от тесноты в многотысячной толпе. Через несколько часов пешая русская рать уже лежала как скошенное сено, и монголы начали одолевать. Княжеское знамя было повержено, Михаил Бренок убит, русское войско пятилось, тая на глазах.

В этот критический момент в тыл Мамаеву войску из леса ударили свежие русские полки. Монголы пришли в полное смятение. По словам летописца, им показалось, что мёртвые восстали. В мгновение ока всё переменилось, и теперь уже русские насели на врагов и погнали их, рубя как лозу. Преследование продолжалось десятки вёрст, до самого вечера.

Победа была куплена дорогой ценой. Больше половины русского войска легло костьми на поле боя. Князя Дмитрия Ивановича с трудом отыскали среди груды мёртвых тел лежавшим без сознания под ветвями срубленного дерева. Доспех на нем был измят и изрублен, но на его теле, к счастью, не было ни одной смертельной раны. Назад, на Русь, он возвратился с прозвищем Донской — в честь небывалой победы над Ордой.

8 сентября 1380 года стало настоящим днём рождения Московского государства, которое, по справедливому замечанию историка Ключевского, родилось на Куликовом поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты.

Автор: Сергей Цветков
Фото: wikimedia.org / Valeriy1960

https://rusorel.info/pobedy-russkix-predopredelili-640-let-nazad/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *