Поборник веры и добрых дел

190-летию со дня рождения посвящается

Старообрядчество искони славилось своими благотворителями и крупными жертвователями. Богатым людям дан величайший дар – благодетельствовать. И благо тому, кто не зарывает этот дар в землю, не оставляет его бесплодным, а пускает в оборот, дабы приобрести себе бесценное сокровище – добрую память на все времена.

Свою благотворительную деятельность старообрядцы наиболее ярко проявили со времени объявления в России религиозной свободы. В течение первых семи лет XX столетия они успели воздвигнуть по всей России до тысячи храмов и колоколен. На их создание были затрачены значительные средства.

К числу таких щедрых благотворителей, безусловно, относится и клинцовский купец Николай Андреевич Степунин. По своим пожертвованиям на церковные нужды он, пожалуй, занимает исключительное положение.

Николай Степунин родился в 1831 году в посаде Клинцы Суражского уезда Черниговской губернии (сегодня Брянская область) в старообрядческой семье, где получил религиозное воспитание.

Унаследовав родительское имущество, Николай стал заниматься выращиванием и продажей скота, хлеботорговлей. В Екатеринославской и Полтавской губерниях имел собственных и арендованных имений стоимостью до 2 млн рублей. Всю свою жизнь пребывал в трудах и заботах, благотворил и жертвовал. Всех его щедрот не перечесть. В общей сложности они составляют около полумиллиона царских рублей.

Степунин состоял прихожанином Преображенской старообрядческой церкви посада Клинцы. Для этого храма он приобрёл участок земли за 1 тыс. рублей, соорудил алтарь с ценными святыми иконами, пожертвовал брусьев на 600 рублей. Построил при храме дом для местного старообрядческого епископа, заказал дорогое Евангелие патриаршего издания в серебре.

Во всех делах ему помогала благочестивейшая и дрожайшая супруга его – Мария Ивановна (скоропостижно скончалась в 1896 году).

В начале XX века Степунин решает выстроить в Клинцах на собственном земельном участке новый храм. Для этих целей 18 апреля 1902 года он получает из Министерства внутренних дел разрешение на возведение молитвенного дома, который впоследствии будет перестроен в полноценную церковь. Постройка этого дома была быстро осуществлена.

29-го сентября старообрядческий епископ Анастасий (Измаильский), временно управляющий Новозыбковской епархией, освятил вновь построенный молитвенный дом в честь Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца. Сооружение было каменное, с алтарем и великолепным золочёным иконостасом. Для отправления литургии приобрели драгоценную церковную утварь.

Кроме того, Николай Андреевич прикупил земельный участок, на котором выстроил дома для духовенства.

Слева: внутренний вид Покрово-Никольского храма. Нач. XX в. Справа: дом для священника Покрово-Никольского храма. Нач. XX в.

После опубликования Высочайшего Манифеста от 17 октября 1905 года, даровавшего населению, в том числе староверам, «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов», у Степунина появляется возможность перестроить здание моленной и придать зданию облик церкви с куполами и крестом.

В 1907 году он заказывает шесть колоколов весом в 174 пуда стоимостью 4 тыс. рублей, одновременно печется о сооружении для них временной колокольни.

А уже в следующем году принимается за перестройку молитвенного дома в полноценную церковь. В ходе работ устраивает в храме паровое отопление, лично следит за выполнением настенных росписей с орнаментом, для чего из Москвы приглашает знаменитого в те годы мастера-иконописца Михаила Дикарева. По указанию Степунина увеличили алтарь, отстроили боковые раздевальни, подняли стены, соорудили купол, на который установили новый крест.

Спустя два года Николай Андреевич воздвиг при храме каменную колокольню вышиной в 5 сажен (1 сажень равна 213 см.), которая обошлась в 20 тыс. рублей.

Также при Покрово-Никольской церкви на средства купца было открыто училище для 120 учеников, на содержание которого он выделил более 20 тыс. рублей.

Всего в течение 12 лет Николай Андреевич израсходовал до 400 тыс. рублей на сооружение и переустройство храма, его внутреннее обустройство и украшение, приобретение усадеб и домов.

Слева: новый дом, купленный Н. А. Степуниным для училища. Справа: здание старообрядческого училища при Покрово-Никольском храме. Нач. XX в.

Впоследствии всё это имущество Степунин передаст в собственность Покрово-Никольской старообрядческой общины по нотариальным актам. Сам же до самой своей смерти останется попечителем храма и почётным членом общества староверов пос. Клинцы. Как же счастливы и радостны были клинчане-старообрядцы, что в их среде нашёлся такой щедрый благотворитель и жертвователь.

Следует также отметить, что Степунин направил значительные средства на сооружение новых железных крыш для монашеских келий Клинцовского Красно-Борского монастыря в честь св. пророка Иоанна Крестителя (уничтожен) и постройку каменных ворот. Во вновь созидаемую близ Клинцов женскую обитель пожертвовал 6 колоколов весом 110 пудов.

Благотворительность Степунина простиралась не только на посаде Клинцы и его окрестностях, но и далеко за их пределами. В частности, он одним из первых откликнулся на дела и нужды Всероссийских съездов старообрядцев и в 1902 году пожертвовал для их организации большую сумму.

Умер Николай Степунин в период Первой мировой войны, 4 февраля 1915 года, и был погребен рядом с созданным им Покрово-Никольским храмом. Его имущество унаследовали дочь и зять – купец 2-й гильдии Павел Смирнов. Незадолго до смерти, беседуя с близкими ему лицами, Степунин говорил лишь о том, чтобы всё созданное им постоянно служило на благо церкви, его потомков и всех жителей посада Клинцы. Однако жизнь столь дорогого сердцу Степунина богоугодного и доброго начинания оказалась недолгой, а судьба всего им соделанного весьма печальной.

Клинцы. Покрово-Никольский храм. Нач. XX в.

В 30-х годах прошлого века по распоряжению местных властей все храмы в Клинцах, кроме Троицкого, были закрыты. Помещение Покрово-Никольской церкви приспособили под хлебопекарню. Часть наиболее ценного церковного имущества национализировали, оставшееся разграбили, святые иконы подвергли уничтожению путем сожжения. Были арестованы десятки прихожан, в том числе священник Фёдор Гридин.

Отца Фёдора взяли под стражу в 1937 году. По итогам расследования ему и другим священникам предъявили обвинение в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации. На основании постановления тройки при УНКВД Орловской области от 26-27 декабря 1937 года его приговорили к расстрелу с конфискацией всего имущества (реабилитирован в 1964 году).

В годы войны Покрово-Никольская церковь наряду с другими клинцовскими храмами была подвергнута обстрелу с воздуха. Уже после освобождения города от войск вермахта храм практически сразу же разобрали под предлогом его аварийного состояния. Имевшиеся на территории надгробные плиты, в том числе и купца Николая Степунина, вывезли в неизвестном направлении. На намоленном годами староверами святом месте образовался пустырь, окруженный улицами в честь истовых борцов со всякой верой – Свердлова и Дзержинского.

В конце 1950-х годов здесь будут построены два многоквартирных дома. Говорят, что жители этих домов в ходе землеустроительных работ неоднократно находили человеческие захоронения. Потревоженные таким образом останки отцов-основателей церкви и молитвенников вынужденно покидали своё последнее место пребывания.

Клинцы. Жилые дома на месте Покрово-Никольской церкви. Фото С. Меркулов. 2018 г.

Справедливости ради скажем, что пожертвований на благо церкви и ближних, соизмеримого с тем, какое оставил после себя Николай Степунин, в Клинцах после революции больше не случалось. Имя этого человека и добрые дела его на долгие годы уйдут в небытие. И лишь в конце XX столетия о купце Степунине с благодарностью вспомнят в местной печати как о том русском человеке с широкой душой, в котором постоянно живёт самое лучшее, светлое и совестливое.

Александр Дудников, краевед, уроженец г. Новозыбкова

Иллюстрации: Кирилл Круглов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *