Архиепископ Серафим (Остроумов)


3 июня 1917 г. в Орёл прибыл управлять епархией епископ Серафим. Серафим (в миру Остроумов Михаил Митрофанович; 6.XI.1880., г. Москва – 28.XI.1937, г. Смоленск), архиепископ Смоленский и Дорогобужский. Учёный-богослов.

Родился в семье псаломщика. В 1904 г. окончил Московскую Духовную Академию магистрантом и, как талантливый студент был оставлен в Академии профессорским стипендиатом для подготовления к учёной деятельности. Но юный стипендиат, повинуясь внутреннему влечению своего сердца послужить Богу и ближнему в подвигах иночества, отрекается от мира и принимает от епископа Дмитровского Трифона монашеский постриг, с наречением имени Серафима и тут же удаляется в Оптину пустынь – эту родину истинных светильников русского монашества. В Оптиной пустыни о. Серафим прожил целый год простым монахом, неся послушание сперва на кухне, а потом по канонаршеству, и только после годичного испытания поступает на духовно-учебную службу в должности и.д. доцента МДА по кафедре гомилетики. В 1905 г. он вместе с знаменитым профессором М.М. Тареевым посетил Холмщину (Юго-западная Польша, входившая в то время в состав Российской империи ), побывал в её благоустроенных исключительных по внутреннему укладу жизни Леснинской Богородицкой и Вировской Спаса Всемилостивого обителях. Молодой инок, полюбив Холмщину с её своеобразно- прекрасной религиозно- национальной жизнью, без колебаний оставил службу в академии и отдал всего себя на служение этому краю, сперва в положении простого иеромонаха в самой бедной обители – Яблочинского Онуфриевского мужского монастыря, а с 1906 года её настоятеля и законоучителя Яблочинской 2-й школы. Приняв управление Яблочинским Свято-Онуфриевским монастырём в период его жалкого существования, когда поговаривали даже о закрытии его, о. Серафим в несколько лет сделал обитель одним из центров религиозно-культурного служения Холмщины. Он привлёк в свой монастырь людей с высшим богословским и светским образованием и при помощи их организовал при монастыре различные просветительные учреждения: прекрасную псаломщическую школу, второклассную с церковно- учительскими курсами, несколько одноклассных и, наконец, сельскохозяйственную. С 1907 г. он заведует Отокской одноклассной школой Гродненской епархии, а в 1908 г. его посвящают в сан архимандрита. При монастыре, стараниями молодого архимандрита было заведено совершение торжественных богослужений с уставным пением, что привлекало массу народа и знакомило их с красотой православного богослужения; на Белом озере был благоустроен скит с великолепным храмом, — подобраны для него иноки со скитоначальником. На дело благоустроения Яблочинского монастыря о. Серафим отдал 8 лучших лет своей жизни, и обитатель стала неузнаваемой и даже образцовой, а настоятель её известным церковным деятелем Холмщины. С 1909 г. он также исполнял должность Холмского епархиального миссионера. Будучи глубоко уважаем в епархии, в конце января 1914 г. о. Серафим назначается ректором Холмской духовной семинарии. В бытность свою ректором он избирается председателем Епархиального училищного совета, почётным членом Холмского Богородичного братства, редактором двух епархиальных изданий – газеты «Холмская церковная жизнь» и «Народного листка». Каждый номер этих изданий был полон живости и интереса. За время нахождения на всех этих должностях архимандрит Серафим проявляет ту же кипучую деятельность, что и в монастыре. Среди преподавателей при нём царила самая тесная сплочённость и мирная жизнь, в обращении с воспитанниками он был мягок, ласков и отзывчив к их нуждам не только в школе, но и после её окончания. В годы первой мировой войны, особенно, в дни бегства холмского населения из родного края в наиболее сильной степени проявилась любовь о. Серафима к народу, выразившаяся в заботах и помощи беженцам. Находясь в Москве, архимандрит Серафим стремился удовлетворить все просьбы беженцев Холмского края, нашедших там приют. Среди кипучей и разнообразной деятельности в Москве он был 3.04.1916 г. хиротонисан во епископа Бельского, первого викария Холмской епархии. Высокий пост ещё более окрылил молодого энергичного епископа в его заботах на благо епархии.

После установления власти Временного правительства его назначают временно Управляющим Орловского епархией. 3 июня 1917 г. Владыка прибыл в Орёл и приступил к своим обязанностям. В тот же день, после богослужения в кафедральном Петропавловском соборе Преосвящённый Серафим обратился к народу со словом, в котором призвал всех трудиться в единении для блага церкви, переживающей трудное время. Обращаясь к духовенству, прозорливо сказал: «В наши дни пастыри должны не только проповедовать Христа, но и исповедывать Его, т.е. быть готовыми к подвигу». Указом Святейшего Синода, от 24 июня 1917 г. за № 6735, было дано благословение Орловскому епархиальному съезду духовенства и мирян произвести выборы кандидата для замещения Орловской кафедры. 12 августа выборы состоялись. Из 379 членов Епархиального съезда присутствовали 347 от духовенства, мирян, монашествующих и духовно- учебных заведений, 308 – проголосовало за Преосвященного Серафима. Указом Св. Синода от 22 августа за № 8503, избранный свободным голосованием клира и мирян Орловской епархии епископ Бельский Преосвящённый Серафим был назначен епископом Орловским и Севским. В 1917- 1918 гг. он член Собора Российской Православной церкви. Будучи учёным- богословом, Владыка с большим вниманием относился к деятельности Орловского церковного историко-археологического общества, был его попечителем. Именно в архиерейском доме проходили собрания Общества. До большевистского переворота много заботился о развитии просвещения во вверенной ему епархии, создавал детские кружки по обучению различным ремёслам, по его словам, чтобы «отвлечь детей от праздного шатания по улицам и дать  полезное им занятие».  В 1917 г. он выделял личные деньги на содержание госпиталя имени Орловской епархии. На Орловской кафедре Владыка находился, с перерывами, до I.XI.1927 г. и показал себя как мужественный и твердый в вере православный архипастырь. 28.01.1918г. на воскресной литургии Преосвященный Серафим осудил декрет Советской власти «О свободе совести и церковных и религиозных обшествах», отметив «явное беззаконие и злую антихристианскую цель декрета об отобрании церквей и церковного достояния…, и призвал, — В день Сретения, в Орле, по примеру Петрограда и Москвы … устроить торжественный крестный ход из всех церквей, в котором должны принять участие все от мала до велика, чтобы многотысячная церковная процессия явилась внушительным свидетельством отношения верующего русского народа к нынешней противохристианской политике большевистского правительства». Крестный ход состоялся 2 февраля и вышел грандиозным. В нём участвовало до 20 тысяч человек. Однако гонения на Православную Церковь продолжали ужесточаться. Грабежи и убийства священников происходили по всей губернии. 6 июня 1918 года чекистами было разогнано епархиальное собрание, произведён в архиерейском доме обыск; сам владыка был арестован, но вскоре отпущен на свободу. 13 октября 1919 г. Орёл был занят войсками Деникина и белые предложили епископу Серафиму отслужить публичный благодарственный молебен. Он отказался. К чести белых, нужно сказать, что они были недовольны таким поведением архиерея, но не применили к нему никаких репрессий[1]. Отказ от сотрудничества с белыми не спасает его от преследования большевиков. В 1922 году епископ Серафим вновь арестовывается по обвинению в сокрытии церковных ценностей и, хотя на суде, как и другие обвиняемые, виновным себя не признал, по приговору губернского революционного трибунала от 20 июня 1922 г. заключается на 7 лет в Центральную исправительную тюрьму, со строгой изоляцией. Впоследствии срок заключения был сокращён до одного года и 10 месяцев, а в 1924 г. Владыку освобождают по амнистии. За время его отсутствия по указанию властей Орловскую кафедру захватили сторонники обновленчества: архиепископ Леонид /Скобеев/, а после его отъезда в Москву епископ Александр/Монастырев/. Будучи запрещённым властями в служении, святитель Серафим в тайне оставался подлинным управителем епархии для клириков и мирян, сохранивших Веру. В 1924 году владыку освобождают по амнистии, и он возвращается в Орел. Получив запрет от властей на служение, он продолжает исполнять свой пастырский долг, давая отеческие советы обращающимся к нему священнослужителям. Бывая в Москве, владыка обсуждал положение Русской Православной Церкви, встречаясь в Даниловом монастыре с его настоятелем епископом Волоколамским Феодором (Позднеевским), митрополитом Серафимом (Чичаговым), другими влиятельными архиереями. «А, это в конспиративном Синоде!…» — шутил о них Патриарх Тихон.  Об огромном авторитете Владыки говорит и тот факт, что в мае 1924 года постановлением Святейшего Патриарха Тихона епископ Орловский и Севский Серафим был введён в состав Святейшего Синода / в связи с отказом властей в регистрации в июле работа Синода была прекращена/. 29 мая 1924 г. епископ Серафим был возведён в сан архиепископа и, с разрешения властей продолжает служение. С I.XI.1927 г. — назначается архиепископом Смоленским и Дорогобужским, где управлял ввереной ему епархией до 1936 года. В 1937 году его вновь арестовали и постановлением Особого совещания при НКВД СССР от 27.03.37 г., якобы,  за участие  в контрреволюционной группе приговаривают к пяти годам лагерей. Но кому-то этого показалось мало, и решением Особой тройки УНКВД Смоленской области от 28.11.37 г. — без отмены ранее вынесенного приговора, архиепископ Серафим был приговорён к высшей мере и 8 декабря – расстрелян[2]

Решением президиума Смоленского областного суда 21 ноября 1958 года он был реабилитирован, а 21 июя 1989 года Прокуратурой Смоленского округа был реабилитирован во второй раз. 17 июля 2001 года Священный Синод принял решение о его канонизации как священномученика и включение в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. 10 декабря 2020 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил состав Собора святых Орловской митрополии, в том числе и причисленного к лику святых священномученика Серафима (Остроумова). Дата празднования Собора святых Орловской митрополии определена 26 августа/8 сентября.


[1] Митрополит Вениамин (Федченков) / На рубеже двух эпох.-М.-1994. С. 289.

[2] Акты Святейшего Тихона. Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. / Сост. М.Е. Губонин – М.: изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. – 1994. С. 891 — 892; Реквием. Книга памяти жертв политических репрессий. Т. 5. – Орел, 2001. С. 50 – 53. 

Автор – Анатолий Иванович Перелыгин, кандидат исторических наук, председатель церковного историко-археологического отдела Орловско-Болховской епархии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *