Новомученики Панковы в сонме Орловских святых.


Сегодня, оглядываясь на XX век, мы должны признать, что это было драматическое столетие, особенно для нашего Отечества. Две мировые войны, война гражданская, голод и репрессии, распад единого государства, кровопролитные межнациональные конфликты — все это пережил и переживает наш народ, а вместе с ним и Святая Русская Православная Церковь. Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий в докладе на Юбилейном Архиерейском Соборе, говоря о минувшем столетии, прямо сказал: «Церковь наша пережила в ХХ веке страшные страдания, испытания, гонения, но украшалась и укреплялась кровью мучеников» [1]. И одним из деяний Архиерейского Собора стала канонизация 14 августа 2000 г. Собора новомучеников нашей Святой церкви, тех, кто в ХХ веке верно исповедовал Христа и засвидетельствовал свою веру в Господа и Спасителя нашего даже тюремным заключением или пожертвовав собственной жизнью.

На юбилейном Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, в деяниях которого принимали участие 144 архиерея, были приняты решения о канонизации 1154 святых угодников, в том числе 867 новомучеников и исповедников Российских, среди которых святые страстотерпцы — последний российский император Николай II и его семья. Собор установил общецерковное почитание 230 ранее прославленным к местному почитанию страдальцам за веру, канонизировал  57 подвижников благочестия 16-20 вв.[2] В списке новых святых угодников есть имена подвижников, жизнь и деятельность которых тесно связана с Орловским краем. Среди них: архимандрит Макарий (Глухарев, 1792-1847) – настоятель Болховского Троицкого монастыря, просветитель народов Алтая и переводчик книг Священного Писания, епископ Орловский Макарий (Гневушев, 1858-1918),архиепископ Александр (Щукин,1891-1937), митрополит Николай (Могилевский,1877-1955),архиепископ Елецкий Сергий (Зверев,1872-1973),схиархимандрит Севастиан (Фомин,1884-1966),архимандрит Сергий (Сребрянский,1870-1948),протоиерей Георгий Коссов (1855-1928). Мощи его обретены 09.12.2000г. и покоятся в Спасо-Преображенском соборе г. Болхова. Священномучеником был признан священник Иоанн Панков и мучениками его сыновья Николай и Петр из села Усть-Нугрь Болховского уезда.

На Руси, как и во всем христианском мире, народное почитание обычно предшествует церковной канонизации. Основаниями для церковной канонизации были и остаются: 1 — жизнь и подвиг святого, 2 — чудеса и 3 — в некоторых случаях нетление его мощей. В Древней Церкви основной список святых составляли мученики — люди, добровольно принесшие себя в «жертву живую». Записи о святых в Древней Церкви довольно кратки, ибо в римском суде протоколировали только вопросы судей и ответы обвиняемых. Все, пострадавшие за Христа без расследования их жизни вносились в списки святых уже в силу их подвига — очищения мученической кровью. Однако, сегодня требования к прославлению новомучеников стали более строгими и должны опираться на достоверные источники и документы. По словам патриарха Кирилла (Гундяева): «Не у каждого хватало силы — и у верующих мирян, и у священнослужителей — оставаться верными Христу даже до смерти. Вот почему так сложен процесс канонизации. Сама по себе смертная казнь в годы репрессий не является достаточным основанием для прославления человека. И Церковь наша никогда не канонизировала людей только по одному признаку: был казнен, значит, святой. В таком случае нужно было бы канонизировать всех, кто был репрессирован. Церковь не пошла по этому пути, и сегодня она останавливает всех тех, кто, желая увеличить количество новомучеников в рамках епархии или самоуправляемой Церкви, стремится идти по этому легкому пути: был казнен, значит, святой. Необходимо тщательное изучение всех обстоятельств, для того чтобы вынести окончательное решение и убедиться в том, что перед нами действительно мученик и исповедник Церкви. А если человек в преддверии своей казни привел к казни многих других? Если косвенно на нем кровь других?».

 Ныне канонизация новомучеников и исповедников российских XX века — это продолжение традиции, которая существовала в Древней Церкви в первые века от Рождества Христова и для нас сегодня важна каждая деталь, связанная с жизнью и подвигом новопрославленных святых.

 Среди новомучеников Святой Церкви были канонизированы отец и сыновья Панковы из Болховского уезда Орловской губернии.

 Священномученик Иоанн родился в 1873 году в семье псаломщика Льва Панкова. С 1900 года Иван Львович был учителем мужского училища в городе Ливны Орловской губернии. Рукоположен в священника и с 1915 года служил в Троицком храме в селе Усть-Нугрь Кривцовской волости Болховского уезда Орловской губернии. В тоже время был законоучителем в Курасовском и Толкачёвском начальных училищах.

Первое нападение красногвардейцев на священника Иоанна Панкова произошло 24-го февраля 1918 года, когда после отпевания умершего в деревне Каргоминке к нему вышли два красногвардейца с требованием отдать им ключи от амбара в виду того, что о. Иоанн Панков не отпустил хлеба крестьянину села Чегодаева. Священник Панков им разъяснил, что этим крестьянином был представлен наряд Кривцовской продовольственной управы на 15 пудов ржи, но денег (по 4 р. 94 к. за пуд) не было дано, поэтому и не отпущен ему хлеб. Красногвардейцы, вынув револьверы, потребовали у священника ключи от амбара, угрожая стрельбой. Священник Панков ответил им отказом. В это время к нему пришли крестьяне с приглашением совершить погребение умершего, и красногвардейцы удалились. Отслужив погребение, священник Панков отправился в деревню Толкачево для проводов другого умершего. В его отсутствии красногвардейцы, собрав из окрестных селений 15-20 человек красногвардейцев, провели обыск в доме о. Панкова, арестовав его сына (офицера). Во время обыска все в доме было перерыто, подушки распороты и т. д. Лишь только вернувшийся священник подъехал к дому, как два красногвардейца подошли к нему, и, обыскав его, потребовали ключи от амбара. Получив ключи, они выгрузили из амбара рожь, овес, гречиху, коноплю и муку, оставив для семьи священника и его скота всего 6-7 пудов муки. Прихожане очень сочувственно отнеслись к священнику, но помочь ему чем-либо не могли [3].

Смерть свою новомученики Панковы приняли 26 апреля 1918 г., в четверг на Пасхальной неделе, в с. Усть-Нугрь Болховского уезда от рук красноармейцев. Произошло это при следующих обстоятельствах.

В полуверсте от церкви села Усть-Нугрь находилась водяная мельница, принадлежавшая Оптину монастырю Калужской епархии. Зимой эта мельница была взята Кривцовским волостным комитетом в свое ведение и заведующим его был поставлен солдат из деревни Толкачевой Тихон Кутузов, родной брат болховского комиссара юстиции. Этот солдат отличался от местного населения своим безбожием и преследовал местного священника отца Иоанна Панкова. Последний вследствие распространения слухов, что будто бы Кутузов собирается арестовать его или даже убить, просил прихожан о защите. В великую субботу Кутузов пьяный и вооруженный, побывав у псаломщика и учителя, пришел к отцу Иоанну, который в испуге велел звонить в набат. Но страх оказался напрасным, так как Кутузов перед Пасхой, якобы приходил просить прощения у о. Иоанна Панкова. Крестьяне, возмущенные его прежними антирелигиозными выходками и преследованием приходского священника, явились на первый день Пасхи, 22-го апреля, к Кутузову на мельницу, чтобы выселить его оттуда, а в случае сопротивления арестовать. Кутузов добровольно покинуть мельницу отказался и произвел в толпу выстрелы из винтовки, в результате которых два крестьянина были убиты, а один ранен. Тогда толпа учинила над ним самосуд. Он был убит, а труп его вытащили за кладбище, бросили в яму и закопали без совершения над ним христианских обрядов. На священника Панкова пало обвинение в том, что Кутузов погиб вследствие его агитации среди прихожан. 26 апреля около 8 часов утра в с. Усть-Нугрь прибыл отряд красной армии в количестве 70 человек с пулеметами и, оцепив церковную усадьбу, открыл стрельбу. Ворвавшиеся в дом красноармейцы поразили пулей священника, затем ему нанесли несколько штыковых ран и повредили череп. Старший сын отца Иоанна Николай, офицер, был убит у постели, а младший Петр пятнадцати лет (согласно метрической книге — 17-ти лет — А. П.), воспитанник 2-го класса Орловской духовной семинарии, успел выбежать из дома, но спастись ему не удалось, его убили на улице. В живых оставили только престарелую тещу отца Иоанна. В то же время застрелен был крестьянин, пришедший в дом священника для переговоров о свадьбе, и молодой парень, случайно оказавшийся в тот момент вблизи церковной усадьбы. Имущество священника было разграблено и часть его увезена, а над церковной дарохранительницей красноармейцы совершили кощунство [4].

 По инициативе автора этих строк в 1994 году был собран и опубликован материал на Панковых в местной газете «Орловский вестник» 13 мая 1994 года, а летом 1999 года  по предложению Московской Патриархии  через Орловское епархиальное управление документы отправили в Синодальную Комиссию, где и было принято решение об их Соборном прославлении.

Кроме вышеуказанных сведений, документальных источников о жизни новомучеников у нас очень мало. Дело в том, что по приказу местной власти г.Орла 1 сентября 1918 г. батальон солдат караульной службы реквизировал здание духовной консистории и разместился в помещении архива, документы выбросили во двор, где они пришли в негодность, а часть из них была уничтожена. Учитывая, что светский архив сгорел во время большого пожара, то с гибелью архива консистории мы потеряли многие документы по истории Орловского края за 200 лет [5].

Однако, несмотря на утрату исторически ценных материалов, некоторые сведения о святых новомучениках удалось найти. Нам стало известно, что в приходе села Усть-Нугрь священник Иоанн Львович Панков начал свое служение с мая 1915 года [6]. Называлась церковь во имя Святой Живоначальной Троицы [7]. Православный приход среди других особым богатством не отличался. Церковь села Усть-Нугрь находилась в з-м округе Болховского уезда, на 1 января 1915 года при ней состояло прихожан обоего пола 1845 человек [8], а в 1916 г. уже 1889 человек [9], земли 40 десятин, причт 2 членный (то есть состоял из священника и дьякона — А. П.) [10]. В селе находилась церковно-приходская школа, в которой обучалось 46 учеников [11].

16 сентября 1915 года священник Иоанн Панков был утвержден в должности законоучителя Курасовского и Толкачевского начального училища [12]. По приезду в село Усть-Нугрь он принял активное участие в сборе денежных пожертвований в пользу беженцев от войны и передал личных средств на сумму 13 р. 50 коп., что по тем временам были деньги значительные [13].

Из «Орловских епархиальных ведомостей» нам известно, что священник Иоанн Панков состоял членом-соревнователем Орловского Православного Петропавловского братства [14]. С 1914 г. в г. Болхове было отрыто Макарьевское отделение церковного историко-археологического общества, но документального подтверждения о членстве в нем о.Иоанна в настоящее время не обнаружено [15].

Священнический подвиг отец Иоанн нес исправно, пользовался глубоким уважением прихожан. Его труды были замечены Преосвященнейшим Макарием, епископом Орловским и Севским, который ко дню Святой Пасхи 1917 года наградил о. Иоанна набедренником [16]. Из сохранившейся в госархиве Орловской области «метрической книги на 1918 год, часть третья, о умерших» записано под номером 12 о смерти отца Иоанна 26 апреля и дата погребения 28 апреля. Указывается, что Иоанн Львович Панков священник села Усть-Нугрь, 45 лет, убитый, похоронен на приходском кладбище. Вместе с ним были погребены его сыновья — Николай, 21 года и Петр, 17 лет. Там же на приходском кладбище были погребены невинные жертвы этого преступления, случайно оказавшиеся в доме Панковых жители деревни Курасово Василий Григорьевич Гудков, 52 лет и Петр Григорьевич Коняхин, 21 года. Отпевал убиенных священник М. Петропавловский, диакон Никон Полтев и псаломщик И. Даньшин. Ранее, 23 апреля на приходском кладбище был похоронен убитый 22 апреля, при взятии мельницы, крестьянин деревни Пальчиково Михаил Ильич Евстратов, которому было 21 год. Как видно из указанной даты, хоронили поспешно. Отпевал его, уже обреченный на смерть отец Иоанн Панков и диакон Николай Полтев [17]. О сыне священномученика Иоанна мученике Николае на сегодня никаких документов не найдено. О мученике Петре из «Епархиальных ведомостей» нам известно, что он действительно учился в духовной семинарии. Сохранился Разрядный список воспитанников Орловской духовной семинарии. Составленный Правлением семинарии по окончании 1916-1917 учебного года и утвержденный Его Преосвященством (Серафим Остроумов — А. П.), в котором указывается, что Панков П. по 2-му разряду из 1-го класса 3 отделения переводится во 2-й класс [18]. После убийства о. Иоанна Панкова в «Епархиальных ведомостях» было помещено сообщение о том, что 19 июня 1918 года в село Усть-Нугрь определен, согласно прошению, на священническое место окончивший курс Петроградской духовной академии священник Сергий Бутузов [19]. Таким образом священническое служение в селе Усть-Нугрь продолжилось. Насколько долго — это особая страница. Сегодня от села и храма практически ничего не осталось. А тогда в «Орловских епархиальных ведомостях», в разделе «Епархиальная жизнь» было помещено распоряжение Епархиального Управления «О поминовении священника Иоанна Панкова», в котором говорилось: «26 минувшего апреля в селе Усть-Нугрь Болховского уезда на Пасхальной неделе красной армией убиты местный иерей о. Иоанн Панков и его два сына Николай и Петр. Его Преосвященством предлагается духовенству епархии совершить поминовение убиенных в церквах епархии» [20]. Позднее вышло новое распоряжение Епархиального управления, опубликованное в июльском номере журнала. В нем предлагалось «духовенству епархии внести в синодик для поминовения убиенных иереев: Михаила Тихомирова (Владимирской церкви г. Ельца ц.) и Иоанна Панкова (с. Усть-Нугрь Болховского уезда) и детей его Николая и Петра» [21]. Происходило это уже при епископе Серафиме. Дело в том, что вновь назначенный на Орловскую кафедру епископ Серафим Остроумов прибыл в город Орел 3 июня 1917 года, а епископ Макарий Гневушев, уволенный на покой покинул город Орел 8 июня 1917 года [22]. По распоряжению епископа Серафима, опубликованному в июньском 1918 года номере журнала, кроме вышеназванных убитых, духовенству епархии было предложено включить в синодики на вечное поминовение убиенных: митрополита Киевского Владимира, иереев Василия (с. Сетного, Севского уезда) и Григория (с. Цветыни Орловского у.) и игумена Гервасия (наст. Брянского Свенского монастыря) [23]. Все названные иереи за исключением семьи Панковых, погибли от рук солдат-грабителей, которые в то время бежали с фронта и «валом валили» по деревням необъятной России [24].

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Православном церковном календаре 2002 г. помещен дополнительный раздел, в котором более детально представлены сведения о Соборах святых, в том числе и Собор новомучеников и исповедников Российских [25]. Архиерейский Собор 13-16 августа 2000 года определил: «…8. Общецерковное празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Российских совершать 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет — то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).

9. Память новопрославленным святым праздновать так же и в день их кончины или в иной день, связанный с жизнью святого…» [26].

В рядах великого сонма святых мучеников и исповедников Российских XX века достойное место занимают священномученик, иерей Иоанн Панков и его сыновья — мученики Николай и Петр, празднование дня кончины которых приходится на 26 апреля по старому стилю [27]. Их скромный подвиг, страдания за веру Христову не могут не волновать сегодня и нас, живущих уже в XXI веке. Их святость подвигает нас задуматься над уроками истории и предупреждает наше общество от повторения ошибок трагического прошлого, а также обращает взор на самого себя, свое внутреннее духовное состояние. И как здесь не вспомнить мудрость слов почетного гражданина города Болхова, бывшего настоятеля храма во имя преп. Серафима Саровского, старейшего священника Санкт-Петербургской епархии ныне усопшего протоиерея Василия Ермакова, который сказал: «Святость, братец, не в словах или чудесах заключается. Святость – она в духе, который исходит от святого, и ты это чувствуешь ясно и радуешься, будто ребенок. Потом это семя внутрь тебя попадает и растет, растет. И ты уже не можешь жить как все, понимаешь?» (Приложение к журналу «Истории русской провинции». — № 74 / Глубинная Россия. Историко-просветительская православная патриотическая газета. – 2015, январь. – С. 14).  

Прославляя подвиг новомучеников, Русская Православная Церковь уповает на их предстательство и молится, да пробавит Господь милость Свою на нас и даст всем нашим соотечественникам время на покаяние, зажжет в их сердцах огонь веры, ревность о возрождении Руси Святой, нашего земного Отечества. По словам патриарха Кирилла: «Для нас все то, что произошло с нашей Церковью в XX веке, является великим назиданием. Пример святых новомучеников и исповедников убеждает нас в том, что в любой момент каждый из нас должен быть готов и словом, и делом, и даже до смерти возвещать Божию правду; что в этом и заключается смысл нашей христианской жизни и нашего свидетельства. Пример XX века учит нас также тому, что нет такой силы в мире, которая могла бы превозмочь силу Божию; нет такой человеческой злобы, которая могла бы противостоять Божией любви. Победа всегда за Христом и Церковью, потому что Христос воскрес из мертвых и Своим Воскресением уже одержал эту победу». … «Подвиг новомучеников и исповедников — это великая сила, которая способна оживотворять и укреплять не только нашу церковную жизнь, жизнь Русской Церкви XXI века, но и жизнь всего нашего народа. Этот подвиг еще и еще раз помогает понять каждому, кто готов понимать и слышать, что подлинная свобода обретается в истине, а отвергая истину, невозможно обрести свободу. Поэтому, празднуя память святых новомучеников, невинно за Христа умерщвленных, мы тем самым празднуем память тех, кто сохранил верность истине и тем самым остался свободным от самых страшных и тяжких внешних обстоятельств жизни. Прославление Церковью новомучеников является свидетельством их победы над мучителями, верности их жизненной позиции, их взглядов на истину и свободу». По словам старца схиархимандрита  Илия (Ноздрина): «Нынешнее время нельзя назвать легким для России, но мы свободно живем, спокойно дышим, не ожидая воронка НКВД, увозящего нас на Колыму, на Бутовский полигон. Вполне очевидно, что жизнь наша шаг за шагом становится стабильней, благополучней, по всей России люди доброй воли возрождают храмы и монастыри и даже строят новые храмы. Мы видим все больше молодежи в церкви, большое внимание в храмах стало уделяться воспитанию детей, множатся многодетные православные семьи. Человек, укрепленный Верой, является той благодатной почвой, основой, дающей жизнь тем росткам, которые в будущем принесут плод во сто и более крат. Сегодня мы имеем во власти многих людей верующих, и это способствует, и верим, будет способствовать полнокровной жизни нашей страны», – заключил отец Илий. В память жертв политических репрессий, в 2014 году президент России Владимир Путин поручил мэру Москвы Сергею Собянину соорудить памятник на основании предложения члена СПЧ Сергея Караганова.  В конкурсе, проведённом в 2015 году с участием видных правозащитников, общественных и государственных деятелей, победил проект памятника работы скульптора Георгия Франгуляна, который затем был одобрен президентским указом. Стоимость сооружения монумента составила 460 миллионов рублей, большая часть из которых была выделена правительством Москвы, а остальная — собрана в результате народных пожертвований, как от известных личностей, так и от обычных россиян. Сооружение и установка памятника, на создание которого у скульптора, работавшего вместе с сыном архитектором Андреем Франгуляном, ушло больше года, прошли в августе—сентябре 2017 года. Мемориал был открыт 30 октября при участии президента Путина, отметившего, что произошедшее не должно повториться.  «Стена́ ско́рби» — памятник, посвящённый жертвам политических репрессий расположен в сквере у Садового кольца на пересечении Садовой-Спасской улицы и проспекта Академика Сахарова в Москве. 10 декабря 2020 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил состав Собора святых Орловской митрополии, в том числе и причисленного к лику святых священномученика Иоанна (Панкова) и его сыновей – мучеников Николая и Петра. Дата празднования Собора святых Орловской митрополии определена 26 августа/8 сентября.

Примечания:


[1] Московская патриархия № 9, 2000 г., с. 12

[2] Православная энциклопедия, т. 1, М., 2000, с. 713

[3] Орловские епархиальные ведомости, № 9, 22 апреля 1918 г., с. 209

[4] То же, № 11, 15 (28) мая 1918 г., с. 285-286.

[5] То же, № 19, 15 (28) сентября 1918 г., с. 496.

[6] ГАОО. Ф. 101. Оп. 2. Д. 1266. Л. 45.

[7] Орловские епархиальные ведомости, № 1-2, 8 января 1917 г., с. 25-26.

[8] То же, № 27-28, 12 июля 1915 г., с. 34.

[9] То же, № 34-35, 28 августа 1916 г., с. 34.

[10] То же, № 1. 4 января 1915 г., с. 4.

[11] То же, № 35, 30 августа 1915 г., с. 548.

[12] То же, № 39, 27 сентября 1915 г., с. 604.

[13] Там же, с. 611.

[14] То же, № 5-6, 5 февраля 1917 г., с. 41.

[15] То же № 6, 7 февраля 1916 г., с. 175.

[16] То же, № 15-16, 16 апреля 1917 г., с. 83.

[17] ГАОО. Ф. 101. Оп. 2. Д. 1270. Л. 75 об. 76.

[18] Орловские епархиальные ведомости, № 27-28, 15 июня 1917 г., с. 79.

[19] То же, № 15, 15 (28) июля 1918 г.,  с. 396.

[20] То же, № 11, 15 (28) мая 1918 г.,  с. 278.

[21] То же, № 15, 15 (28) июля 1918 г.,  с. 390.

[22] То же, №  23-24, 15  июня 1917 г.,  с. 378.

[23] То же, №  12, 1 (14)  июня 1918 г.,  с. 316.

[24] То же, №  16, 1 (14)  августа 1918 г.,  с. 410.

[25] Православный церковный календарь, 2002 г.. с. 73-106.

[26] Там же, с. 3.

[27] Там же, с. 92, 96.

Перелыгин Анатолий Иванович, кандидат исторических наук, председатель церковного историко-археологического отдела Орловско-Болховской епархии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *