РАССТРЕЛЯНЫ В 1919 ГОДУ:

МОНАХИ-НОВОМУЧЕНИКИ СВЯТО-ДУХОВА МОНАСТЫРЯ

В 2019 году исполнилось 100 лет со времени закрытия Новосильского Свято-Духова монастыря и 400 лет со времени первого упоминания обители в документах. 1919 год был особенно драматичным в истории монастыря. Репрессиям подверглись четверо насельников обители. Трое из них были расстреляны.

Привожу фрагмент статьи новосильского исследователя-краеведа Антонины Петровны Балабановой, которая на основе архивных изысканий установила этот факт и обнародовала полученные сведения.

«Не могу не поделиться с читателями информацией о двух монахах Свято-Духова монастыря, полученной из Государственного архива Тульской области и получившей неожиданное продолжение… Это прошения двух послушников Свято-Духова монастыря к Архимандриту Лазарю.

Послушник Афанасий Федорович Воробьев проживал в Свято-Духовом монастыре со 2 октября 1912г., проходил послушание при клиросе и портновской мастерской. В прошении Архимандриту он пишет: «… я с помощью Божией, приобвык к монашеской жизни и имею искреннее, непреложное душевное желание дать обет пред Господом Богом пострижения меня в монашество, пребывать до смерти в монашеском звании, а так же и в сем монастыре».
С 30 декабря 1916 г. проходил послушание письмоводителя и пономаря второй заявитель – Николай Арсеньевич Голенищев — Кутузов. Из документов явствует, что родился он в Москве, в семье коллежского секретаря, Арсения Дмитриевича Голенищева — Кутузова. По окончании Московского городского училища Николай получил свидетельство о звании учителя народных училищ. Послушание письмоводителя не было ему в тягость, и он также собирался пребывать в монастыре до конца жизни.

В августе 1918 года Архимандрит Лазарь пишет на послушников представление Епископу, и во исполнение указа Тульского Епархиального Совета от 22 марта 1919 г. послушник Голенищев- Кутузов был пострижен в монашество с именем «Никон»,а послушник Воробьев – с именем «Алипий». Однако недолго длилась их монашеская жизнь. В открытых недавно списках прокуратуры Москвы мы вновь встречаем знакомые фамилии.. Источник указывает, что особым отделом реввоенсовета были они обвинены в контрреволюционной деятельности и приговорены Революционным трибуналом к высшей мере наказания, приведённой в исполнение 13 октября 1919 года». (https://www.proza.ru/2017/11/02/1890)

Антонина Петровна любезно предоставила возможность ознакомиться с документами, на основании которых была составлена эта краткая скорбная повесть. В своей совокупности данные документы, сами по себе, составляют документальное повествование, оказывающее потрясающее воздействие своим реализмом и трагичностью. Приводим их здесь.

Документ №1

ГАУТО ф.562, оп.4, д.382, лист 3-3об

Его Преосвященству

Преосвященейшему Корнилию Епископу Каширскому

Викарию Тульской Епархии

Настоятеля Новосильского Свято-Духова монастыря

Архимандрита Лазаря с братией

Представление

Состоящий в числе временных послушников Новосильского Свято-Духова монастыря сын коллежского секретаря Николай Арсеньевич Голенищев-Кутузов поданным 13-го сего Августа ко мне с братией прошением объясняет, что он жительствуя в сем монастыре с 31-го декабря 1916 года приобык к монастырской жизни и просит ходатайствовать пред Вашим Преосвященством о принятии его в число братии и об определении в число приуказных послушников сего монастыря.

Признавая означенного послушника благонадежным к монашескому званию и видя усердие прохождения им назначаемых послушаний и представляя при сем прошение и документы его-смиренейше просим Ваше Преосвященство определить его Голенищева-Кутузова в число приуказных послушников Новосильского Свято-Духова монастыря.

Вашего Преосвященства

Милостивейшего Архипастыря и Отца

Нижайшие послушники:

Настоятель Архимандрит Лазарь

Благочинный иероманах Герасим

Ризный иероманах Вениамин

№ 103

августа 13-го дня 1918г.

Документ №2

ГАУТО ф.562, оп.4, д.382, лист 4-4об

Его Высокопреподобию

Настоятелю Новосильского Свято-Духова монастыря

Архимандриту Лазарю с братией

Сына коллежского секретаря Николая Арсеньевича

Голенищева-Кутузова

Прошение

Состоя в числе временных послушников в вверенном Вашему Высокопреподобию Новосильском Свято-Духовом монастыре с 31-го декабря 1916 года и проходя послушание письмоводителя я, с помощью Божией, приобык к монастырской жизни и имею искреннее душевное желание пребывать в сем монастыре.

Почему покорнейше прошу Ваше Высокопреподобие с братией о принятии меня в число братии и об определении в число приуказных послушников вверенного Вам монастыря, не оставить Вашим ходатайством перед Его Преосвященством, на что и представляю при сем документы: 1) безсрочную паспортную книжку, выданную приставом 1-го участка Мещанской части г.Москвы 10-го января 1910 года за №33; 2) метрическую выпись о рождении, выданную притчем Московской Сергиевской, что в Пушкарях, церкви за № 134 от 3-го августа 1898 года; 3) свидетельство о явке к исполнению воинской повинности, выданное Московским Городским о сем Присутствием 1909 года Октября 30-го дня за №100; 4) об образовании моём: а) Аттестат 3-го Московского Городского училища об окончании полного курса учения, выданный 1906 года 31-го Мая за №263, б) Копия свидетельства о звании учителя начальных училищ, выданного 23-го Ноября 1910 года за №39.759 из канцелярии Попечителя Московского Учебного Округа, в) удостоверение Инспектора 3-го Московского Городского Училища от 3-го Мая 1908 года за №236.

1918 года Августа 13-го дня к сему прошению сын коллежского секретаря Николай Арсеньев Голенищев-Кутузов подписался.

Документ №3

ГАУТО ф.562, оп.4, д.382, лист 8, 8об, 13, 13об

Выписка

из копии метрической книги Московской Сергиевской, что в Пушкарях, Сретенского сорока церкви

за 1887 год.

№ 122, ноябрь 20/21, Николай

Родители: Бывший разъездной чиновник низшего оклада, Управления перевозкою почты по железным дорогам, Коллежский Секретарь Арсений Дмитриевич Голенищев-Кутузов и жена его Анна Николаевна, оба православного исповедания.

Восприемниками были: Тарусский мещанин Петр Евлампиевич Алексеев и Тульской губернии, Крапивенского уезда, Казачей Слободы крестьянская жена Ульяна Васильева Игнатьева.

Таинство крещения совершал:Приходской священник Петр Соколов с причтом.

Документ №4

ГАУТО ф.562, оп.4, д.1226, лист 3-3об

Его Преосвященству

Преосвященейшему Корнилию

Епископу Каширскому Викарию Тульской Епархии

Настоятеля Новосильского Свято-Духова монастыря

Архимандрита Лазаря

Покорнейшее представление

Приуказаные послушники вверенного мне монастыря: Николай Арсеньевич Голенищев-Кутузов и Афанасий Федоров Воробьев поддатыми ко мне 18-го сего февраля прошениями объясняют, что они жительствуя в сем монастыре Голенищев-Кутузов с 30-го декабря 1916 года и Воробьев с 6-го октября 1912 года с помощью Божией приобыкли к монашеской жизни и имеют искреннее непреложное душевное желание дать обет пред Господом Богом пострижением их в монашество, пребывать до смерти в монашеском звании, а так же и в сем монастыре.

Посему, признавая означенных послушников по их скромному поведению, братолюбивому характеру и усердному прохождению назначаемых послушаний достойными монашеского звания; длге имею смиреннейше просить Ваше Преосвященство не оставить Вашим Милостивейшим Архипастырским благораспоряжением и благославением постричь означенных послушников в монашество.

Вашего Преосвященства

Милостивейшего Архипастыря и Отца

Нижайший послушник

Настоятель Архимандрит

Лазарь

Документ № 5

ГАУТО ф.562, оп.4, д.1226, лист 4

Его Высокопреподобию

Настоятелю Новосильского Свято-Духова монастыря

Архимандриту Лазарю

Послушника оного монастыря

Николая Арсеньевича Голенищева-Кутузова

Покорнейшее прошение

Жительствуя во вверенном Вашему Высокопреподобию Новосильском Свято-Духовом монастыре с 30-го декабря 1916 года и проходя послушание письмоводителя и пономаря, я, с помощью Божией, приобык к монашеской жизни и имею искреннее непреложное, душевное желание дать обет пред Господом Богом пострижением меня в монашество, пребывать до смерти в монашеском звании, а так же и в сем монастыре.

Почему осмеливаюсь покорнейше просить Ваше Высокопреподобие не оставить Вашим ходатайством пред его Преосвященством о пострижении меня в монашество. Документы мои находятся в Тульском Епархиальном Совете 1919 года февраля 18-го дня. К сему прошению приуказный послушник Николай Арсеньевич Голенищев-Кутузов подписался

Документ № 6

ГАУТО ф.562, оп.4, д.1226, лист 5

Его Высокопреподобию

Настоятелю Новосильского Свято-Духова монастыря

Архимандриту Лазарю

Послушника оного монастыря

Афанасия Федорова Воробьева

Покорнейшее прошение

Жительствуя во вверенном Вашему Высокопреподобию Новосильском Свято-Духовом монастыре с 2-го октября 1912 года и проходя послушание при клиросе и портновской мастерской, я, с помощью Божией, приобык к монашеской жизни и имею искреннее непреложное, душевное желание дать обет пред Господом Богом пострижением меня в монашество, пребывать до смерти в монашеском звании, а так же и в сем монастыре.

Почему осмеливаюсь покорнейше просить Ваше Высокопреподобие не оставить Вашим ходатайством пред его Преосвященством о пострижении меня в монашество. Документы мои находятся в Тульском Епархиальном Совете 1919 года февраля 18-го дня. К сему прошению приуказный послушник Афанасий Федоров Воробьев подписался

Документ №7

ГАУТО ф.562, оп.4, д.1226, лист 6

В Тульский Епархиальный Совет

Настоятеля Новосильского Свято-Духова монастыря

Архимандрита Лазаря

Рапорт

Во исполнение указа Тульского Епархиального Совета, от 2-го марта 1919 года за №3344, имею честь почтенейше донести Епархиальному Совету, что послушник вверенного мне Новосильского Свято-Духова монастыря Николай Арсеньевич Голенищев-Кутузов 28-го сего апреля за божественной литургией пострижен мною в монашество с именем «Никон»

Настоятель Архимандрит Лазарь

Документ №8

ГАУТО ф.562, оп.4, д.1226, лист 7

В Тульский Епархиальный Совет

Настоятеля Новосильского Свято-Духова монастыря

Архимандрита Лазаря

Рапорт

Во исполнение указа Тульского Епархиального Совета, от 2-го марта 1919 года за №3344, имею честь почтенейше донести Епархиальному Совету, что послушник вверенного мне Новосильского Свято-Духова монастыря Афанасий Федоров Воробьев 9-го сего мая за божественной литургией пострижен мною в монашество с именем «Алипий»

Настоятель Архимандрит Лазарь

Документ №9

Голенищев-Кутузов Николай Арсентьевич

Дата рождения: —

Место рождения: г.Москва

Пол: мужчина

Возраст: 32

Профессия / место работы: иеродиакон Свято-Духова монастыря

Место проживания: Свято-Духов монастырь Новосильского уезда Тульской губ.

Дата расстрела: 13 октября 1919 г.

Где и кем арестован: особым отделом при реввоенсовете 13 армии Южфронта

Мера пресечения: арестован

Дата ареста: 4 октября 1919 г.

Обвинение: за контрреволюционную деятельность

Осуждение: 13 октября 1919 г.

Осудивший орган: ВПТ 13 армии Южфронта

Приговор: ВМН

Дата реабилитации: январь 2005 г.

Реабилитирующий орган: Прокуратура г.Москвы

Архивное дело: фонд 24409, опись 3, дело 1093

Источники данных: БД «Жертвы политического террора в СССР»; Прокуратура г.Москвы

Документ №10

Выписка из сводной » Открытой Книги памятиг. Москвы и Московской области (https://ru.openlist.wiki)

Воробьев Афанасий Федорович

Дата рождения: —

Место рождения: Орловская губ., Ливенский уезд, Покровская вол., с.Георгиевская Любовша

Пол: мужчина

Возраст: 43

Профессия / место работы: монах Свято-Духова монастыря

Место проживания: Свято-Духов монастырь Новосильского уезда Тульской губ.

Дата расстрела: 13 октября 1919 г.

Где и кем арестован: особым отделом при реввоенсовете 13 армии Южфронта

Мера пресечения: арестован

Дата ареста: 4 октября 1919 г.

Обвинение: за контрреволюционную деятельность

Осуждение: 13 октября 1919 г.

Осудивший орган: ВПТ 13 армии Южфронта

Приговор: ВМН

Дата реабилитации: январь 2005 г.

Реабилитирующий орган: Прокуратура г.Москвы

Архивное дело: фонд 24409, опись 3, дело 1093

Источники данных: БД «Жертвы политического террора в СССР»; Прокуратура г.Москвы

Как пишет Антонина Петровна, «одновременно был арестован и расстрелян иеромонах Свято-Духова монастыря Данилов Филипп Степанович, и только послушник Петрыкин Иван Герасимович(уроженец с. Воротынцево), одновременно со всеми арестованный, был освобождён «ввиду незначительности содеянного»… В январе 2005 года эти служители веры были реабилитированы». (https://www.proza.ru/2017/11/02/1890)

В ГАТО хранится документ «Анкеты светского и монашеского духовенства всех религиозных обществ в приказах г. Тулы и Тульской губернии» (фонд Р-717, опись 2, дело №233). В данном документе (листы (174-180) приведены анкетные данные семи монахов Свято-Духова монастыря: иеромонах Трифиллий — Тарас Филимонович Сысоев, 1861 г.р., из крестьян; иеромонах Антонин — Алексей Николаевич Никольский, 1852 г.р., из духовного звания;иеромонах Владимир — Василий Артемьевич Уланский, 1874 г.р., из крестьян; иеромонах Геннадий — Гавриил Васильевич Плотников, 1874 г.р., из крестьян; иеродьякон Иерон- Иван Федорович Карпов, 1874 г.р., из крестьян;иеродьякон Исихий, 1874 г.р., из крестьян; иеродьякон Панкратий Петр Иванович Матвеев, 1870 г.р., из мещан. Ни один из них не значится в базе данных по жертвам политических репрессий.

Расстрел трех монахов Свято-Духова монастыря происходит на фоне ожесточенных боевых действий между частями Белой гвардии и красноармецами. В ходе этих боев монастырь оказывается на линии соприкосновения воюющих армий, переходит из рук в руки. Для иллюстрации приведем отрывок из сводки 3-й стрелковой дивизии красных Южфронта за октябрь 1919г.:

«4 ОКТЯБРЯ. 3 БРИГАДА, ИМЕЮЩАЯ ВСЕГО 120 ШТЫКОВ, ПОПОЛНЕНА ДВУМЯ ПРИБЫВШИМИ МАРШЕВЫМИ РОТАМИ И ЗАНЯЛА ПОЗИЦИЮ ПО РЕКЕ ЗУША ОТ ДУХОВА МОНАСТЫРЯ ДО Д. СОРОЧИЙ МОСТ. ОТРЯД В 150 ЧЕЛОВЕК КОММУНИСТОВ НОВОСИЛЬСКОГО РЕВКОМА, ВЫСЛАННЫЙ НА СТ. ДИШНЯ, САМОВОЛЬНО ОТОШЁЛ К ПЕРЕПРАВЕ У ДУХОВА МОНАСТЫРЯ(!?). КОГДА ОТРЯД БЫЛ ПЕРЕДАН В РАСПОРЯЖЕНИЕ КОМБРИГА, ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ЛИНИИ ПО Р. ЗУША, ТО ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО ЛЮДИ РАЗОШЛИСЬ ПО ИЗБАМ (!)
3 дивизия заняла оборону в центре по линии Пруды — Александровка — Кулеши — Нижние Судьбищи — Сторожевое — Домны — Залесное Штаб дивизии в д. Маслово.
Новосиль в руках противника, имеющего 8 орудий. Три бронепоезда курсируют по дороге Туровка -Верховье-Елец

.7 октября. Приказ по 3 бригаде: «Перейти в решительное наступление и овладеть переправами по р. Зуша юго-восточнее Новосиля.
8 октября. Части дивизии занимают исходное положение для овладения
переправами через р. Зуша. А именно: полк РВС(реввоенсовета) через д. Пруды — Д Подберёзовка. Части 1-й бригады от Залесной до Дарищ, конные части в д. Тиневая.
11 октября. 3 бригада к 17-ти часам: 25полк. с боем занял восточную окраину Новосиля и продвинулся к переправам на р. Зуша до д. Сорочий Мост — д. Тюковка. Полк РВС занял г. Новосиль и ведёт бой за переправу у Слободы Зарецкой(сегодняшнее Заречье). РОТА 26 ПОЛКА ЗАНЯЛА ДУХОВ МОНАСТЫРЬ. Противник продолжает удерживаться в Слободе Ямской, упорно обороняя переправу. Около 19-ти часов перешёл в контрнаступление, вновь занял Новосиль и продвинул части к северу. Под натиском противника наши части отошли и удерживаются на высотах между деревнями Пруды — Чернышино.
12 октября. Части 3-й бригады в районе Новосиля продолжают занимать прежние позиции и столкновения с противником имели.
13 ОКТЯБРЯ. 3 ДИВИЗИЯ ЭНЕРГИЧНО НАСТУПАЕТ В НАПРАВЛЕНИИ ВЕРХОВЬЕ — ЛИВНЫ. ГРУППА У НОВОСИЛЯ ВЕЛА БЕЗРЕЗУЛЬТАТНЫЕ БОИ, ПОСЛЕ ЧЕГО ЧАСТИ ОСТАЛИСЬ НА МЕСТАХ.
14 октября. С утра на позиции 3 бригады противник пошёл в наступление на г. Новосиль, так что части вынуждены были отступить и вновь оставить город Но потом при личном участии комбрига и комиссаров, части перешли в наступление и восстановили прежнее положение».

(Источник: http://livinghistory.ru/topic/39869-boi-v-novosilskom-uezde-tulskoi-gubernii-okt/)

В приведенной цитате выделены сводки за 4 октября (день ареста монахов) и за 13 октября (день осуждения). Вряд ли в условиях непрерывных и ожесточенных боевых действий велось какое-либо следствие. Но что явилось непосредственным поводом для ареста именно этих четырех насельников обители, тогда как остальные монахи избежали репрессий? В чем увидели их «контрреволюционную деятельность»? Что стоит за словом «содеянное» в заключении ВПТ (Военно-полевого трибунала?) Южфронта об освобождении послушника Ивана Петрыкина? На эти вопросы пока нет ответа.

Монах Нафанаил (Бобылев Борис Геннадьевич)PROZA.RU

Расстрел монахов Свято-Духова Новосильского монастыря.

Свято-Духов монастырь Ливенской епархии Орловской митрополии относится к числу наиболее древних обителей России, игравшей в прошлом выдающуюся роль в защите южных рубежей Московской Руси и духовном просвещении русского народа.  До Октябрьского переворота в названии монастыря употреблялось дополнительное определение «Новосильский», которое указывало на местоположение обители и ее связь с одним из старейших русских княжеств.

После Октябрьского переворота монастырь был закрыт, святыни разграблены, две из трех монастырских церквей были взорваны, а величественное здание собора монастыря – церкви Живоначальной Троицы, построенной по древним образцам русской церковной архитектуры, превращено в склад удобрений. На территории обители руководители местного колхоза устроили машинный двор, поставили емкости с горюче-смазочными материалами, оборудовали баню для жителей села.

Уничтожение монастырей было осознанным, целенаправленным актом богопротивной власти, нацеленным на коренное изменение сознания народа, вырывание из его памяти и сердца того, что веками определяло облик святой Руси, сам смысл и цель жизни русских людей, величие и славу истории России. К концу 1920 года в стране было ликвидировано 673 монастыря, а к концу 1921-го – еще 49, т. е. всего 722.   В статье «Тульская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата в первые годы советской власти» дьякон Николай Евсеев пишет:  «это одна из самых жутких и кровавых акций большевиков. Они не гнушались никакими мерами. Насилие, кощунство и алчность всегда были карманными жизненными средствами всех революционеров. При ликвидации монастырей они использовали их в полную меру. Институт монашества, строившийся духовными усилиями тысяч подвижников на протяжении десятка веков, большевики разрушили в несколько лет».

Закрытию Свято-Духова монастыря предшествовала кампания травли и дискредитации монашества.   25 сентября 1919 года в Новосиль  прибывает уполномоченный Особого отдела ВЧК 13 армии Южфронта Жарко, который предлагает провести специальную операцию по устрашению верующих:   раскрыть контрреволюционный заговор монахов Свято-Духова монастыря – с целью    их репрессии. Заметим, что никаких объективных данных о существовании данного заговора и, соответственно оснований для  преследования монахов не существовало. Но была установка на борьбу с религией и лютая ненависть к святости.  По свирепой и бессовестной логике богоборцев, для этой борьбы были хороши все средства. На ходу планируется и осуществляется циничная провокация. Чекист Жарко вместе с двумя новосильскими милиционерами прибывают вечером 25 сентября в Свято-Духов монастырь. Они представляются монахам как деникинские разведчики  и просятся переночевать. Оборотней приглашают к трапезе, во время которой ими ведутся провокационные разговоры о политике. Монахи допускают неосторожные оценочные реплики в адрес большевиков («грабители». «свора»), а также нелицеприятные оценки их  поспешной эвакуации ввиду приближающихся к Новосилю войск Деникина. Все это фиксируется провокаторами, тут же из Новосиля вызывается конвой; монахов арестовывают, проводят обыск в их кельях, а также келье отсутствовавшего настоятеля архимандрита Лазаря. Однако в ходе обыска ничего компрометирующего монахов и монастырь в целом не находят. Весьма примечательным документом, обличающим низость и ложь провокаторов, является прилагаемая к их делу подробная  опись конфискованных вещей, среди которых – подрясники, теплые носки, носовые платки, наволочки, кальсоны и пр. Тем не менее на основании этой  описи начальником Новосильской милиции Ф.В. Фоминым делается заранее предопределенный чекистами и необходимый в качестве повода для ареста вывод: «Свято-Духов монастырь является осиным гнездом для дела революции». Вспоминается И.А. Крылов: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

По результатам проведенной чекистами «секретной операции» были арестованы иеромонах Вениамин (Данилов), иеродиакон Никон (Голенищева-Кутузова), монах Алипий (Воробьева)». Они были препровождены по железной дороге через  Залегощь и Орел в Тулу,  а затем во Мценск, где на экстренном заседании Революционно-Военного трибунала 13 армии Южфронта 13 октября 1919 года был вынесен приговор о расстреле монахов. Приговор был в тот же день приведен в исполнение.

Коротко о монахах-мучениках.

Иеромонах Вениамин (Филипп Стефанович Данилов) родился в крестьянской семье в с. Вышняя Любовша Покровской волости Ливенского уезда Орловской губернии в 1872 году (в момент расстрела ему было 47 лет),  обучался в начальном народном училище; с 1899 года проживал в монастыре послушником на испытании, с 12 августа 1904 года проходил послушание свечника, рукоположен во иеродьякона в ноябре 1907 года, исполнял послушание ризничего, рукоположен во иеромонаха в июне 1912 года. 

Иеродьякон Никон (Николай Арсеньевич Кутузов) родился в семье коллежского секретаря Арсения Дмитриевича Голенищева-Кутузова в г. Москве в 1887 году.  В 1906 году окончил  3 Московское городское училище,  в 1908 году был назначен инспектором 3 Московского городского училища, в 1910 ему присваивается звание учителя начальных училищ; в 1916 году поступил послушником в Новосильский Свято-Духов монастырь, проходил послушания письмоводителя и пономаря, 22 марта 1919 г. был пострижен в монашество с именем «Никон»,  сведений о дате хиротонии во иеродьякона не сохранилось.

Монах Алипий (Афанасий Федорович Воробьев) родился в крестьянской семье в с.  Георгиевская Любовша Покровской волости  Ливенского уезда Орловской губернии. проживал в Свято-Духовом монастыре со 2 октября 1912 г., проходил послушание при клиросе и портновской мастерской. В прошении Архимандриту он пишет: «… я с помощью Божией, приобвык к монашеской жизни и имею искреннее, непреложное душевное желание дать обет пред Господом Богом пострижения меня в монашество, пребывать до смерти в монашеском звании, а так же и в сем монастыре». Пострижен в монашество одновременно с Голенищевым Кутузовым  22 марта 1919 г.

В 2005 году прокуратурой города Москвы было пересмотрено дело о расстреле монахов Новосильского Свято-Духова монастыря и вынесено решение об их реабиалитации. Данное решение свидетельствует о полной безосновательности обвинения монахов в контрреволюционной деятельности. Вождь большевиков Ленин писал: «Чем большее число представителей… реакционного духовенства удастся… расстрелять, тем лучше.».  Ярлыки «реакционный, контрреволюционный», с легкой руки вождя большевиков, широко использовались для прикрытия истинной природы, истинной цели репрессий против духовенства. Иеромонах Вениамин (Данилов), иеродиакон Никон (Голенищев-Кутузов), монах Алипий (Воробьев) были расстреляны лишь за то, что они были монахи. 

Именно монахи  – носители православного идеала святости, олицетворявшие собой тысячелетний духовный подвиг русского народа, вызывали у богоборцев, пришедших к власти, наибольшее неприятие и ненависть. Свирепый план по уничтожению и дискредитации Свято-Духова монастыря и  его насельников был на какое-то время проведен в жизнь. Но убить Православие на Новосильской земле кощунникам  и святотатцам не удалось. Нас не одолеют врата ада! Свято-Духов монастырь встает из руин! Сегодня, по благословению схиархимандрита Илия, полным ходом идет его восстановление – под руководством наместника монастыря игумена Александра Маслова.

Примечательный факт: возрождение монастыря началось в 2005 году, когда было вынесено решение о реабилитации наших монахов. При канонизации требуют чудес в удостоверение святости подвижников. А разве это не чудо? 

В настоящее время насельниками монастыря собраны все  доступные документы для канонизации убиенных монахов, пострадавших за православную веру – в лике местночтимых святых, в чине преподобномучеников. Сейчас идет весьма трудоемкий процесс расшифровки рукописных источников. Мы надеемся на то что наша работа, наши чаяния получат святое благословение  у вас, досточтимые владыки,  и найдут всемерную поддержку у вас, дорогие братья и сестры, представляющих совесть земли Орловской, ее христианскую соль.

У Бога наши братья прославлены давно, канонизация нужна не им, а нам!

Монах Нафанаил (Бобылев Борис Геннадьевич)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *