Преподобный Иона Киевский


                  220 лет со дня рождения/120 лет со дня кончины

Не менее десяти лет отец Иона подвизался в Белобережской Предтеченской пустыни Орловской губернии.

В миру Иван Мирошниченко, родился в 1802 году в местечке Крюков Полтавской губернии (ныне пригород Кременчуга). В поиске духовного руководства 19-летним юношей он отправился к высокочтимому старцу Серафиму Саровскому. Почти  восемь лет Иван был верным учеником и безропотным послушником преподобного. Именно по благословению святого Серафима Иван в 1836 году стал насельником Белобережской Предтеченской пустыни Брянского уезда Орловской губернии, где подвизался не менее десяти лет. В Белых Берегах он принял в 1843 году монашеский постриг с именем Иона и в 1845 году был рукоположен во иеродиакона. Здесь преподобный трижды сподоблялся явления Божией Матери и принял Её благословение на основание нового монастыря на берегу Днепра.

Обитель Святой Троицы

По повелению Божиему, боголюбивый инок пришёл в Киев и поселился в Выдубицком монастыре. Решившись построить на горе над обителью свою келлию, отец Иона принял под своё духовное окормление двух монахов – Илариона и Гавриила. Иларион поставил куренёк из хвороста, в котором и стал жить вместе с Гавриилом. А поздно вечером, после монастырских трудов и долгих молитв, присоединялся к ним и отец Иона, оставаясь на всю ночь. И вот 1 марта 1861 года, выйдя на крыльцо своей келлии в монастыре, он увидел на горе зарево как от пожара. В страхе отец Иона побежал спасать своих братьев. Но подойдя, заметил, что пламя, охватившее братский куренёк, не причиняло им никакого вреда. Келлия стояла невредимой, а рядом в столпе огня он увидел Божию Матерь с сонмом святых. Владычица коснулась головы его и возвестила, что пришла навестить это место, Сыном Её издревле предызбранное. «Моя благодать пребудет здесь вовеки. Неотступно буду посещать место это, и многие тут спасутся. Многие придут в обитель эту, ты их всех приими, никого не презирая – все чада Божии». После этих слов Владычица отступила и стала невидимой, а на снегу остались следы Её пречистых стоп. Так сама Богородица избрала угодника своего преподобного Иону для прославления сего места и устроения на нём обители. 

9 марта 1862 года место над Выдубицким урочищем вновь озарилось огнём. И снова в беспокойстве спешил от монастыря старец спасать своих братьев от пожара. И вновь увидел стоящую в столпе неопалимого огня Владычицу с сонмом святых. Утверждая отца Иону к послушанию воле Божией по обустройству здесь монастыря во имя Святой Живоначальной Троицы, Царица Небесная сказала, что он – лишь «грабли, секира, избранное Господом орудие дивных и святых дел». Иларион и Гавриил нашли старца утром сидящим в глубоком снегу. Рассказав им обо всём, он просил их ничего никому не говорить, и описал эти события лишь в последние годы жизни. По устроении монастыря в 1910 году на этом месте была построена церковь (в 1934 году была разрушена, в 1996 году насельниками возрождённой обители установлен памятный крест). Так Богородица положила основание новому монастырю, прославившемуся строгостью жизни своих насельников и ставшему одним из духовных центров на рубеже XIX–XX веков. 

Первоначально отец Иона позаботился об устройстве скита при Выдубицком монастыре. Построен был двухэтажный деревянный дом и в нём церковь во имя Живоначальной Троицы. 4 мая 1864 года церковь была освящена настоятелем Киево-Выдубицкого Михайловского монастыря архимандритом Вениамином. 

Обустройство обители преподобного Ионы началась с постройки приюта для 30 сирот, школы и больницы. И только затем были поставлены келлии для братии. Спланировали и другие необходимые строения. В 1871 году было завершено строительство каменного храма с двумя приделами: во имя Живоначальной Троицы и в честь иконы Божией Матери «Троеручица», а в 1897 году устроен новый северный придел во имя Всех святых. Постепенно монастырь созидал в своей ограде всё необходимое для жизни: возникла просфорня, мастерские для изготовления свечей, иконописная, переплётная, столярная, портняжная, сапожно-шорная, кузнечно-бондарная, слесарная. Дети из школы-приюта помимо общеобразовательных предметов получили возможность обучаться в этих мастерских ремёслам. Немало киевлян трудилось в Свято-Троицком монастыре, который к концу ХIХ века по занимаемой территории, владению собственностью и хозяйственному укладу выдвинулся на заметное место среди монастырей не только Киевской митрополии. 

Многие дивились мудрой распорядительности и заботливости его настоятеля, дарованию привлекать щедрые пожертвования на монастырь. В то же время старец отличался особой бережливостью и простотой в образе жизни. 

Но главным делом преподобного Ионы стало руководство великим множеством вручённой ему Господом духовной паствы. Помня завет, данный ему Пресвятой Богородицей, он с великим смирением и неутомимостью, подобно лопате в руках Вседержителя, выгребал из адского огня человеческие души. Подвиг старчества, которым была украшена его жизнь, является вершиной иноческого делания. Воплощая в жизнь наследие, полученное на духовных пажитях преподобных Нила Сорского, Паисия Величковского, Серафима Саровского, он преподал XX веку спасительное учение об умном делании, передавая его последующим поколениям иноков. 

Влияние преподобного Ионы распространялось и далеко за пределы монастырских стен. Все его действия совершались в Духе Святом и были всегда в гармонии с Церковью и её преданием, ибо, по слову апостола, уже не он жил, но жил в нём Христос (Гал. 2, 20). Он стал духовным руководителем множества мирян. Ежегодно в монастырь, который народная молва называла «Ионовским» или «Ионинским» – монастырём отца Ионы, приходило около 500 тысяч паломников. Двери келлии старца были всегда открыты. 

К нему приходили с бедами, а уходили с отрадой. Об исцеляющей силе молитв отца Ионы ходили легенды. Сам же он всячески скрывал свои добродетели. Спасение душ иноков и притекающих в монастырь богомольцев было главной заботой духовно опытного старца. «Хотите видеть почивших преподобных – идите в Лаврские пещеры. Хотите видеть живых – идите в монастырь отца Ионы», – так высоко почитали в народе преподобного Иону Киевского и его обитель. 

Последние дни 

Несмотря на свой преклонный (около ста лет) возраст, отец Иона почти до последних дней своей земной жизни сохранил бодрость духа и проявлял присущую ему энергию, всецело направленную на дело благоустройства Свято-Троицкой обители. 

Последние два года своей жизни он страдал неизлечимой и тяжкой болезнью, от которой и слёг в постель в конце 1901 года. Видя страдания своего наставника, один из келейников предложил: «Батюшка, помолитесь Божией Матери, чтобы Она разделила болезнь Вашу на всю братию». – «Нет, не понесут, буду я один терпеть», – ответил подвижник. 

В последние дни жизни у него открылась водянка, 15 декабря отец Иона был соборован. С этого дня до самой кончины старец принимал у себя в келлии богомольцев, а 6 января 1902 года стал прощаться с братией. У него спросили разрешения отслужить всенощное бдение и обедню о выздоровлении его, но он ответил: «Не надо служащих беспокоить, я всё равно в среду отойду». В ночь с 8 на 9 января служащий в соборе иеромонах, говоря ектению, никак не мог помянуть о здравии архимандрита Иону, что-то его останавливало. Как оказалось, в это самое время блаженный старец отошёл ко Господу. 

Великий делатель и дерзновенный молитвенник, архимандрит Иона, в схиме Пётр, тихо, мирно, непостыдно, в окружении своих духовных чад и учеников отошёл ко Господу в 0 часов 30 минут ночи 9 января 1902 года, оставив всем его знавшим высокий урок духовного бодрствования и самоотверженного труда во славу Божию. Погребение состоялось на четвёртый день по преставлении – 12 января 1902 года. 

Кипарисовый гроб, который почивший старец изготовил собственноручно ещё в 1888 году, был положен в склепе под Троицким храмом. 

Испытания ХХ века 

В 1918 году монастырь чудом уцелел при гигантском взрыве расположенных поблизости складов боеприпасов. Как выяснилось потом, и саму трагедию, и спасение обители преподобный Иона предсказывал ещё в годы своей земной жизни. В 1934 году монастырь был закрыт органами советской власти, монахи – разогнаны или репрессированы, а на территории монастыря создан ботанический сад. 

В 1940-х годах обитель возродилась, но вскоре была повторно упразднена. Большинство монахов вместе с настоятелем были переведены в Киево-Печерскую лавру, а некоторым из них пришлось скрываться в миру. 

Иеромонаху Димитриану удалось устроиться дворником в ботанический сад, организованный на месте монастыря, и поселиться в ветхой часовой башне, в которой он тайно служил литургии. Так, исполняя данный при постриге обет пробыть в родной обители даже до смерти, он мирно отошёл ко Господу в 1970 году.

Мученик после смерти 

Создавая свою обитель, преподобный Иона пережил немало скорбей. И ему говорили: «Вы, батюшка, мученик». А он отвечал: «Нет, я после смерти буду мучеником». И действительно, его предсказание сбылось. 

В 1966 году в бывшем Свято-Троицком монастырском храме планировалось устроить музей ботаники. В связи с этим поступило распоряжение перенести находящиеся в храме захоронения на городское кладбище. Не дождавшись представителей духовенства, в храме начали работы. Могилы разграбили, взяв всё, что могло представлять антикварную ценность. Мощи же преподобного Ионы обезглавили. 

Святотатцев не остановили ни чудо нетления мощей, ни седины старца. А о том, что мощи действительно были нетленны, свидетельствуют очень многие, в том числе и сотрудники ботанического сада, которые тогда были молодыми людьми, – они видели мощи сразу после их поднятия из склепа в Свято-Троицком храме. Очевидцы вспоминают, что старец выглядел, как только что умерший, рассказывают о его руках, белой бороде… Оторванной головой преподобного стали прямо в храме играть в футбол, а потом отнесли её и продали в анатомический музей. Так рассказывают многие люди. Это была известная в Киеве история. Но не так давно стала известна ещё одна версия. Согласно ей, глава преподобного попала к художникам, которые кощунственно удалили с неё все частицы плоти и оставили голый череп для рисования «с натуры». Оторвали преподобному и правую руку. 

С восстановлением  в 1991 году Ионинской обители братия старательно заботилась о возрождении былой славы монастыря и старых традиций. Особой радостью стало возвращение в монастырь мощей преподобного Ионы, которое произошло осенью 1993 года. Во время шествия один из участвовавших в перенесении мощей  насельников отгребал ногами застилавшую путь листву (на дворе стояла осень), и вдруг вылетела нетленная рука. Сразу поняли, что она от мощей. Её подвязали к телу преподобного священническими поручами. Затем мощи подвижника перезахоронили в том же кипарисовом гробе, в котором святой был погребён в 1902 году. 

Сегодня мощи преподобного Ионы открыто почивают на прежнем месте в склепе на правой стороне Свято-Троицкого храма. При последнем перенесении они были положены в новый гроб. Старый выставлен в храме отдельно, в нём лежат неистлевшие погребальные облачения подвижника. Они уцелели при разграблении, поскольку были ветхими и простыми. 

Широкое почитание старца Ионы Киевского и обилие чудес, происходящих по его молитвам, побудили Священный Синод Украинской Православной Церкви принять решение о его канонизации. 22 ноября 1995 года преподобный старец Иона Киевский был причислен к лику святых.

Память: 22 января.

Подготовил член Орловского регионального отделения ИППО

Анатолий Мищенко 

(Подвижники веры и благочестия, в Орловском крае просиявшие, Орёл, 2017. )

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *