ИСТОРИЯ УКРАИНСКОГО НЕОЯЗЫЧЕСТВА: ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СМЕРТИ

История украинского неоязычества: Ценность человеческой смерти
ФОТО: MIRIAM82 / SHUTTERSTOCK.COM

ОБЩЕСТВОРУССКАЯ ВЕСНА — 2022УКРАИНА

АЛЕКСАНДР ЧАУСОВ

Истории о неоязычестве батальона «Азов»*, а также поддержке таких религиозных воззрений со стороны официального Киева ходят в публичном пространстве уже довольно давно. Тема вновь всплыла недавно – зверства «Азова»* и кровавое видео с отрезанием головы во имя непонятного «бога» лишний раз напоминают – на Украине засели ополоумевшие сектанты. В том, что именно это за культы, кому и чему на самом деле поклоняются украинские неонацисты, а также чем это опасно для всех окружающих – в материале сектоведа Александра Чаусова.

После того как в Сети появился украинский пропагандистский видеоролик с актрисой Андрианной Курилец-Кметюк, «перерезающей» шею «человеку в тельняшке», видимо, являющему собирательный образ русского солдата, многие эксперты стали говорить о том, что киевские власти практически официально поддерживают сатанизм и язычество. Особенно в контексте того, что героиня ролика говорит о некоем «проснувшемся под курганами Днепра», спящем доселе «боге», который будет убивать «оккупантов». Это подтверждают и обширные расследования о языческих верованиях неонацистского бандитского формирования «Азов»*, а точнее о пути становления данной запрещенной в России экстремистской организации. Но в целом ничего нового в языческих верованиях и мотивах, которыми пронизано массовое сознание огромной части украинского общества, нет.

Кровавая секта с лицензией на убийство: Войну на Украине начал не Запад

История возникновения

Если говорить о систематическом возрождении этого религиозного пласта на Украине, то истоки можно увидеть ещё в 30-х годах прошлого века. А именно в деятельности такого персонажа, как Владимир Шаян, именуемого в популярных источниках «санскритологом». По его словам, он в 1934 году получил некое «откровение» на горе Грехит в Украинских Карпатах. После чего организовал секту «Родная вера». Да, «родноверие» (нынче именуемое в Сети «долбославием») как смесь неоязыческих культов пришло в Россию с Украины. А там, стоит напомнить, «Родной верой» всё не ограничилось. В 1931–1935 годах во Львове выходил журнал «Дажбог», пропагандировавший со своих страниц соответствующие идеи для тогдашней украинской интеллигенции.  

Здесь важно почеркнуть, что применительно и к этой истории почти столетней давности, и к нынешним родноверам, не важно – украинским или российским, термин «язычество» всё же применим с изрядной долей условности. Корректнее всё же говорить о «неоязычестве». Поскольку, во-первых, о славянской мифологии и обрядовости дохристианской эпохи у нас очень мало сведений. Да и сама эта традиция была прервана в процессе христианизации Руси. А во-вторых, вероисповедание – это всё же определённая смена парадигмы мышления. Современному человеку крайне сложно поменять своё восприятие на такую далекую архаику. Хотя, забегая вперёд, скажем, что у «азовцев»* по ряду кардинальных пунктов это, кажется, получилось. И они «ухнули» в неолит в буквальном смысле, с головой.

Есть и ещё один важный мотив в истории неоязычества. Дело в том, что во многом весь этот «славянский пантеон» и образы поклонения ему были попросту выдуманы в XVIII–XIX веках. Историки и литераторы того времени фактически создали свою, «кабинетную мифологию», которая, конечно, не претендовала на то, чтобы кто-то всерьёз поклонялся этим в большей степени литературным образам. Это мифотворчество выполняло тогда культурные и политические задачи. Однако, как оказалось, «ни одно хорошее дело не остаётся безнаказанным».

Возвращаясь же к украинским «языческим тридцатым», стоит напомнить, что потом туда пришла советская власть, у которой по поводу любой религиозности в то время было вполне однозначное и негативное мнение. Но мотивы неоязыческой обрядовости, замешанные именно на крови и смерти, остались. И снова вошли в обиход уже во время немецкой оккупации этой страны. При этом самым противоестественным образом смешавшись с «православной» ритуалистикой.

Речь здесь в первую очередь идёт о деятельности такой раскольничьей структуры, как «Украинская автокефальная православная церковь», которая возникала в 20-е годы прошлого века, потом снова фактически прекратила своё существование, а затем вновь явила себя миру уже в сороковые. И в то время, эта самая УАПЦ самым тесным образом сотрудничала с украинскими националистами из ОУН-УПА**. Хотя даже «сотрудничеством» это можно назвать с натяжкой. Фактически украинские каратели из УПА приказывали, что делать и что не делать, как и за кого молиться «клирикам» УАПЦ. Соответственно, появились в этой «церкви» и новые, весьма специфические обряды.

Так, в докладной записке «О положении православной церкви и деятельности духовенства в Ровенской области», написанной начальником 2-го управления НКГБ Украинской ССР Павлом Медведевым, говорится следующее:

Летом 1943 года в церквях Домбровского района с помощью духовенства были организованы специальные богослужения, на которых освящались ножи для уничтожения ими польского, еврейского населения и советских партизан.

Что касается поляков, то по некоторым версиям именно это оружие широко использовалось в Волынской резне. Ещё одна «новая религиозная традиция» того времени, согласно отчёту Павла Медведева, заключалась в том, что на окраине почти всех населённых пунктов Ровенской области… были построены так называемые памятники «Борцам за волю Украины». Они представляли из себя курганы с крестами, на которых были прибиты, выгравированы или выложены у подножья камнями «петлюровские тризубы». Эти ритуальные кенотафы также освещались «духовенством» УАПЦ.

В общем, уже тогда украинские нацисты тяготели к культу мёртвых и сакральности убийства «врагов Украины». А уж в каких декорациях это происходит, да хоть бы и «православных», им было не так важно. Лишь бы подчеркивало «национальный колорит».

Собственно, ещё и поэтому попытки церковного раскола на Украине (а они продолжаются и сейчас) вполне однозначно воспринимаются всеми, кто хоть немного знаком с церковной историей. Раскол там – это всегда в итоге кровь, смерть и разрушение.  

«Не везёт мне в смерти…»

И раз уж украинское неоязычество обнаруживает такой некроцентризм, то стоит пару слов сказать об отношении к смерти в этих верованиях и понять, почему, например, язычество кардинально расходится в этом понимании с христианством.

Дело в том, что для христианина смерть – это временное и противоестественное явление, которое люди «схватили» как последствие грехопадения, извратившего и изрядно порушившего человеческую природу в том виде, в котором её задумывал Бог. И итогом нынешней драмы человеческой истории в рамках христианского мировоззрения будет Второе Пришествие и отмена смерти.

Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся,

– сказано в Первом послании св. Ап. Павла к Коринфянам.

А вот для язычников смерть – это вполне естественная вещь. Чреда жизни и смерти всего живого – это бесконечный цикл, который несменяем по определению. Ну, а раз смерть естественна и ничего особо плохого в ней нет, то куда ниже становится и ценность человеческой жизни.

В этом смысле показательно исследование ещё советских времен кандидата исторических наук Натальи Николаевны Велицкой «Языческие представления о смерти и вечности», в котором учёный говорит об общем индоевропейском мотиве реинкарнации», который, возможно, был характерен и для славянской архаики. И из этого Велицкая делает следующий вывод:

Для понимания языческих представлений о смерти наиболее важно положение о том, что смерти в нашем понимании у язычников нет.

И, казалось бы, это звучит практически созвучно христианским идеям. Однако, на практике языческое «смерти нет» приводило, например, к такому явлению, как геронтоцид – убийство стариков собственным племенем. Поскольку они становились обузой для общины, а раз все циклично и «смерти нет», то и акт такого убийства рассматривался как своеобразный «гуманизм» и по отношению к племени и по отношению к самому убиваемому пожилому человеку. Старику в рамках этой языческой логики будет в итоге легче потому, что доживать старым свой срок со всеми этими немощами и болезнями – так себе удовольствие. А поскольку смерть – это неизбежное и естественное явление, то почему бы её не «поторопить»?

В общем, при таком отношении к смерти вполне понятно, почему вокруг неоязычников из «Азова»* перманентно возникают горы трупов. Если максимально упрощать, то потому, что «а что такого-то? Нормально всё. Смерть – дежурное явление».

«Подземный бог»

И здесь, конечно, возникает вопрос, каким богам молятся все эти люди? И какие проводят ритуалы? О том, что «азовцы»* устанавливают капища Перуна и проводят там обряды с окроплением идолов кровью, а также «освящают» в этих местах оружие (очень знакомый мотив, не правда ли?) в СМИ и соцсетях пишут года с 2017-го, если не раньше. И это, в целом, ни для кого не секрет. Подобное публично совершалось в Мариуполе, в Донецкой области и ещё в ряде регионов Украины на базах данного «нацбатальона».

Но опять же, есть мнение что этот «азовский Перун» имеет весьма опосредованное отношение к Перуну архаическому. Поскольку, стоит повториться, до нас крайне мало дошло сведений о славянских языческих культах, ритуалах и точном «функционале» тех или иных божеств. Да и вообще, в данном конкретном случае украинских культов nomina sunt odiosa***. Не важно, как они называют того или иного идола: Перун, Велес или Ярило. В итоге они всё равно поклоняются крови, смерти и разрушению. А этот «набор опций», равно как и проживание в мире Нави, или, если максимально упрощать, в «духовной плоскости подземного мира», характерен, судя по дошедшим до нас крупицам информации, не Перуну, а Чернобогу. Одному из самых мрачных и хтонических божеств славянского пантеона.

Нынешние же неоязычники практически в один голос рассказывают, что этому божеству вполне себе можно и нужно «приносить человеческие жертвы». И хотя академическая наука говорит нам, что среди славянских культов человеческие жертвоприношения были не просто не распространены, а их либо не было вовсе, либо они носили исключительный характер, важнее в данном случае не исторические исследования, а идеи современных «воинствующих политеистов». Поскольку мы имеем дело именно с неоязычеством. И его практической реализацией. Поэтому, ясли неоязычники пишут, что Чернобогу нужны человеческие жертвы, – верьте им.

ФОТО: AZANOV / SHUTTERSTOCK.COM

И в целом весь тот «мрачняк» который проскальзывает и в действиях «Азова»*, и в некоторых сюжетах украинской пропаганды, ясно говорит нам о том, каково настоящее имя того «божества», которому молятся и которым пугают «патриоты Украины» всех окружающих.

Что с того?

В общем, исходя из всего вышеизложенного, очень неплохо было бы, чтобы на Украине прошла не только демилитаризация и денацификация, но и «депаганизация» (paganus – язычник) государства и изрядной части тамошнего общества.

Потому что люди с такими представлениями о жизни и смерти, с такими верованиями, которые они активно реализуют на практике, элементарно опасны для окружающих. Притом не столько даже для России, сколько для самой Украины и украинцев, что ясно видно, когда те же боевики «Азова»* систематически прикрываются мирными гражданами. И, к сожалению, такое мировоззрение, как показывает пропагандистский ролик про «древнего проснувшегося бога» – это удел не только неонацистских радикалов из нацбатальонов. Это фактически хоть и неофициальная, но государственная информационная политика нынешнего киевского режима. А потому, наверное, что-то нужно с этим делать. За последние годы в головах у украинского населения и так творится нечто невообразимое. И если на это сверху лягут ещё и идеи культа смерти и крови, то последствия могут быть самыми плачевными.

Отряд специального назначения «Азов» – организация, запрещённая на территории России.

** Организация, деятельность которой запрещена на территории России.

*** Не будем называть имён (перевод с латинского).

https://tsargrad.tv/articles/istorija-ukrainskogo-neojazychestva-cennost-chelovecheskoj-smerti_536273