Исполнилось 100 лет со дня мученической кончины священномученика Сергия (Шеина)


   Сто лет назад он был расстрелян на окраине Петрограда на станции Пороховые.

Преподобномученик Сергий (Шеин)

(1870–1922)

Родился 30 декабря 1870 года в деревне Колпна Новосильского уезда Тульской губернии (ныне центр Колпнянского района Орловской области). Во святом крещении был назван в честь святителя Василия Великого. Он был десятым ребёнком в семье коллежского секретаря Павла Васильевича Шеина и его супруги Натальи Акимовны. 

Воспитание юноши было пропитано благодатным духом церковности, сам он незадолго до своей мученической кончины говорил: «Я в Церкви с детства, постоянно около Церкви вращался, с ней сроднился».

Дворянский род Шеиных – берущий своё начало от Михаила Прушанина, «мужа храбра и честна», выехавшего из Поруссии к святому великому князю Александру Невскому – издревле славен в истории нашего государства, украсившись именами многих верных слуг и защитников веры, самодержавия и Отечества.

В 1893 году Василий Павлович окончил Императорское училище правоведения, одно из наиболее престижных высших учебных заведений России, и последовательно занимал ряд ответственных руководящих должностей. Он состоял помощником статс-секретаря в Правительствующем Сенате, а в 1913 году от своей родной Тульской губернии был избран в члены Государственной Думы IV созыва, будучи действительным статским советником. Являясь убеждённым монархистом, в Думе он примкнул к фракции националистов и умеренных правых, уклоняясь, впрочем, от активной политической борьбы и работая в Комиссии по церковным делам. Общее направление Думы было, безусловно, чуждо Церкви и Самодержавию, но «любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим. 8, 28), и Василий Павлович стремился извлечь максимальную пользу для Церкви в тех обстоятельствах, какие послал Господь.

В 1917–1918 годах он входил в состав Секретариата Священного Собора Православной Российской Церкви в качестве секретаря. Был одним из тех, кто приветствовал Святейшего Патриарха Тихона на его избрании 21 ноября 1917 года. 

В день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, 30 августа 1920 года Василий Павлович принял постриг с именем Сергий в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского. Вскоре он принял священнический сан и был возведён в сан архимандрита, а в апреле 1921 года назначен на должность настоятеля Петроградского Патриаршего Троицкого подворья на Фонтанке. Отец Сергий занимал также должность заместителя председателя Правления Церковного Общества объединённых Петроградских православных приходов.

Тягота настоятельства усугублялась долгом семейным: на иждивении отца Сергия находились две сестры, оставшиеся без службы и средств к существованию и в нём одном полагавшие свою надежду. Добросовестно неся крест своего монашества, горя духом, отец Сергий был, по его собственным словам, лишь слабой физической нитью привязан к маловременной земной жизни. 

В это нелёгкое время враг нашего спасения, изощрившийся в безумных попытках ниспровергнуть Церковь Христову, приступил к внешне иному, не похожему на предыдущий, этапу гонения. С сатанинской убедительностью и изощрённостью обществу и самим гонимым доказывалось, что они страдают не за Христа. Часто при этом мученики обвинялись в том, что они плохие христиане, богоборцы ставили им в вину отсутствие христианских добродетелей – от смирения до сострадания к ближним. Предпринимались также попытки противопоставить так называемую «общечеловеческую» нравственность нравственности христианской. В это соблазнительное (в том числе и для многих верных) время избежать сетей миродержца мог только смиренный и безукоризненно послушный Церкви христианин.

10 июня 1922 года в Петрограде начался «обвинительный процесс по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей», на котором «церковников» судили за их якобы нежелание помочь голодающим – и за саму принадлежность к Церкви. Отцу Сергию, в частности, вменялось в вину членство в Обществе православных приходов. Вина его усугублялась также «отягчающими обстоятельствами», такими как дворянское происхождение и высшее образование.

Давая показания, отец Сергий был исполнен чувства глубокого внутреннего достоинства, но без малейшего намёка на высокомерие и презрение к тем, кто старался его оболгать. Своих националистических убеждений он не пытался скрыть. На вопрос о его отношении к злободневным проблемам церковно-общественной жизни отец Сергий совершенно искренне отвечал: «Церковь настолько богата разносторонней духовной жизнью, что можно найти в ней интерес и удовлетворение и вне вопросов церковно-общественной жизни». Один из обвинителей так вспоминал позднее об архимандрите Сергии: «С каким нескрываемым отвращением и в то же время снисходительной жалостью он смотрел и говорил с нами, находящимися в составе суда. Страха смерти, тюрьмы для него, как, впрочем, и для многих из них, не существовало; серьёзный был противник».

Сокамерником отца Сергия в доме предварительного заключения на Шпалерной улице был протоиерей Михаил Чельцов, которому он уступил свои «более удобные» нары, оправдываясь тем, что «монаху не подобает нежиться». В камере они вместе читали акафисты, служили панихиды по умершим близким. Отцу Михаилу домашние передали в камеру VI том собрания творений святителя Иоанна Златоустого, но он, отягчённый думами, не смог его читать. Архимандрит Сергий, напротив, утешался чтением Златоуста и беседовал о прочитанном с отцом Михаилом. Перед расставанием отец Сергий исповедался у протоиерея Михаила. В дальнейшем всю свою жизнь отец Михаил благодарил Господа за краткое знакомство с отцом Сергием.

Последние слова отца Сергия, сказанные коммунистическим палачам, были: «Я ни с кем не борюсь – только с самим собою».

5 июля был оглашён приговор трибунала, по которому священномученики митрополит Петроградский и Ладожский Вениамин (Казанский) и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров приговаривались к расстрелу.

В ночь на 13 августа 1922 года они, обритые и одетые в лохмотья, были расстреляны, по некоторым сведениям, на окраине Петрограда на станции Пороховые.

Архимандрит Сергий прославлен как священномученик в 1992 году Деянием Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и причислен к сонму новомучеников и исповедников Российских.

Память: 13 августа.

Анатолий Мищенко «Подвижники веры и благочестия, в Орловском крае просиявшие», Орёл,2017.