ЗАЛЕСНОЕ. ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРЕХ СВЯТЫНЬ

1

Чудеса там, где в них верят. И чем больше верят, тем чаще

 они встречаются.

Дени Дидро

«Вода!.. Ты не просто необходима для жизни,

 ты и есть сама жизнь…»

Антуан де Сент-Экзюпери

Многие годы я занимаюсь изучением прошлого юго-востока Орловщины. За это время мне удалось отыскать сотни имён людей, которые оставили заметный  след в истории края, способствовали просвещению народных масс, развитию культуры и здравоохранения.  Но главным и основным своим достижением в краеведческой работе считаю изучение Судбищенской битвы 1555 года, о которой в исторической литературе были очень скудные сведения. Мне удалось отыскать десятки имён героев этого сражения, важные источники, рассказывающие об уникальном сражении, когда горстка русских конников два дня билась с крымскими татарами, почти в десять раз превосходящими  их по численности. 

И это всё явилось золотым ключиком не только к историческому «ларцу», но и к сердцам и душам современников. Материалы о Средневековом побоище, создание в 1995 году в Судбищах оригинального памятника, посвященного героическим ратникам воеводы И.В. Шереметева, массовые празднества в дни годовщин и юбилеев битвы в буквальном смысле слова всколыхнули людей, неравнодушных к истории страны, к настоящему и будущему своего Отечества. Они стали восстанавливать и строить храмы, часовни, памятники, облагораживать свои усадьбы, деревни и сёла. Народная сила во все времена и эпохи творила историю, способствуя возникновению даже чудесных явлений…

Мне посчастливилось быть свидетелем многих из них, о которых я не раз сообщал в своих книгах, журнальных и газетных статьях. А совсем недавно стал очевидцем ещё одного события, граничащего с настоящим чудом…

Душевный порыв

В середине лета 2015 года мне позвонил в Безобразовку-Горки, в которой я обитаю в летние месяцы, житель села Залесного Николай Николаевич Исаков. Он сказал, что мечтает отыскать в ближайшем лесу старый колодец. На нём, по преданию, в давние времена была обретена икона, ставшая затем местночтимой то есть самой главной в Залесенской сельской церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

– Хорошо бы найти и возродить Святой источник,  – предложил он  и добавил: – Лет двадцать как ключ иссяк, а когда-то без этого колодца мы не могли жить…

– А что для этого нужно? – спросил я.

– Нужно ехать в Киреевский лес, найти и благоустроить родник, – ответил мой старый приятель, грибник, охотник, прекрасный механизатор, плотник и певец. Его мастерское исполнение песен часто с удовольствием слушают жители Судбищ, Залесного, Хомутово.

– Кто же вам, мужикам, мешает собраться и выполнить эту работу?

2

– Ты, – как всегда прямо и открыто пробасило в трубке. – Без тебя не состоится эта экспедиция. Только ты должен возглавить её.

– Спасибо за доверие, – иронизирую я.

– Пожалуйста, – слышу дальний голос. – Приезжай завтра и вместе отправимся на разведку.

Делать нечего, доверие земляков надо оправдывать. И после долгих раздумий я решил принять участие в этой авантюрной затее: а вдруг найдём и оживим Святой источник! Восстанавливающейся Залесенской Покровской церкви он очень  нужен.

В сердцах верующих

Покровская церковь, как и многие в России, с тридцатых годов прошлого века был предоставлена самой себе. Сиротливо стояла она десятилетия на взгорке в окружении высоченного борщевика и стройных ёлок, посаженных у памятника советским воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Примерно семь лет тому назад Клавдия Ивановна Новикова, в девичестве Самойлова, уроженка села Залесного, в память своей трагически погибшей дочери Леночки решила восстановить родной храм. 

На личные сбережения, с привлечением родственников и знакомых и, конечно, почти всех земляков она приступила к работе. Одним из первых тогда внёс деньги безработный в то время сельский активист-общественник Николай Исаков совместно со своей женой Татьяной Александровной и тещей Марией Григорьевной.

 Даже в руинах церковь из красного кирпича была красавицей. Казалось, она излучала тепло душ и сердец своих создателей. В древности здесь была часовня, а потом всем миром поставили деревянную церковь, пение колоколов которой разносилось на десятки километров. Почти в каждой моей книге можно найти её снимок. За последние годы церковь была очищена от хлама и густо обросла строительными лесами. К ней подвели (впервые за всю историю села и Божьего дома) электролинию, природный газ. Десятки жителей сел Залесного и Судбище активно работали на многочисленных субботниках. Попутно залесенцы и судбищенцы навели идеальный порядок и на местном старом кладбище.

В своей книге «На поющих холмах» (2004 г.) я подробно осветил историю залесенского храма. Из работы Петра Ивановича Малицкого «Приходы и церкви Тульской епархии (1895 г.) узнал о том, что в приходе Залесенской Покровской церкви была местночтимая икона Божией Матери «Живоносный источник» 1.

К моему глубокому сожалению, мне до сих пор не удалось отыскать сведений о явлении этого образа на ставшем затем Святом роднике (некоторые залесенцы и сегодня его называют Богоявленским). Николай Николаевич рассказывал мне, что когда-то возле этого источника обитал странный человек, который и жил в лесу возле него. Вот этот отшельник, по словам Исакова, из глины, которая находится на дне колодца, создал скульптурную копию иконы «Живоносный источник». Куда этот мастер и глиняный образ подевались, никто ныне не знает.

3

Родник позвал к себе

Повторюсь, я долго раздумывал над предложением Николая Исакова и пришёл к выводу, что телефонный звонок из Залесного продиктован свыше и он очень своевременен. Бедной, неутешной матери, взвалившей на себя огромный груз, а также и самой израненной страдалице сельской церкви нужна всесторонняя помощь. И священный сакральный комплекс, который веками формировался вокруг Покровского храма, тоже должен быть восстановлен.

Богоявленский Святой источник находится, примерно, в пяти километрах от Судбищ на Муравском шляхе. Чуть подальше от села Дарищи лежит Синий Камень, на котором стоял Иисус Христос и помогал христианам одержать победу над басурманами.

«Может быть, шереметевские ратники пили воду из этого родника», – подумалось мне тогда.

Бросив все домашние дела, я помчался в Залесное. Николай живо собрался, и вот мы сначала по пахоте, затем по заросшим бурьяном оврагам и лугам поехали в Киреевский лес.

По прямой этот массив располагается в двух километрах от села Залесного, но так как мы ехали кружным путём, то на спидометре «Нивы» их оказалось почти четыре.

Машину оставили на краю оврага  – далее проехать было невозможно. Через заросли шиповника и бурелома настойчиво полезли в чащу. Николай шёл впереди и комментировал: 

– Вот видишь  заросшие травой и молодыми деревьями две колеи? Тут была дорога, по ней мы когда-то на тракторах ездили на здешние поля. А это тростник – он растёт на сырых местах и указывает на то, что под землёй близко грунтовые воды.

Вскоре мы оказались в лесном овражке, в котором находилась воронка, напоминавшая собой остов блиндажа или землянки.

–  Где-то тут должен быть ключ, ну не мог он бесследно исчезнуть! – размахивая руками, сетовал Николай Николаевич.

– Мне кажется, что на этом месте находилась землянка отшельника, который, как ты говоришь, из глины когда-то слепил икону, –  заметил я.

Николай ушёл наверх и пропал. Потом он вернулся и сказал, что немного восточнее, среди тростника, есть ложбинка. Не там ли был колодец?

Пошли туда. Скорее всего, ямка, на которую указывал мой попутчик, образовалась давно от пробуксовавшего колеса трактора.

 Некоторое время блуждали по рощице, затем вернулись к моей «Ниве». Николай не унывал. Он сказал, что поспрашивает земляков или приведёт кого-нибудь сюда на очередную разведку.

Прошло недолгое время, и снова состоялся разговор по телефону с Исаковым.

–  Мой односельчанин Александр Иванович Шатилов сказал, что он точно знает место расположения Богоявленского колодца. Приезжай завтра, поедем в лес, – как всегда, решительно заявил Исаков.

Утром следующего дня я снова был в Залесном. Теперь мы втроём поехали в Киреевский лес. Пришли к «землянке». Долго стояли на её «полу» и гадали, куда мог подеваться ранее известный на всю округу родник. Александр Шатилов, как в прошлый раз Исаков, часто уходил в лес и долго пропадал. Возвращаясь, он называл то одно, то другое место, где мог бы находиться колодец.

4

Мы же с Николаем стояли в воронке и разговаривали. Вдруг я обратил внимание на черный сук, торчащий примерно сантиметров на десять из «пола» блиндажа. Толкнул его носком ботинка – но тот даже с места не сдвинулся. Я наклонился и попытался вытащить его из  земли. Заметил, что моя ладонь касается гладкой, обработанной поверхности. Приглядевшись, увидел ровный запил. Обратил на это внимание своего спутника. Стали вдвоём раскачивать как оказалось дубовый сук. Наконец вытащили его. И на другом конце тоже обнаружили такой же запиленный угол. Теперь сомнений не было – мы извлекли фрагмент сруба. 

– Чутье тебя не подвело, – сказал я товарищу, – здесь и был ваш Святой источник. Только  где искать теперь его ключ, неизвестно.

 Пришёл Александр Иванович, и мы стали энергично выкапывать сухими слегами остатки сруба. Достали ещё три брёвнышка. На всех концах их были запилы. Сомнений не было – мы нашли точное место старого колодца.

– Примерно лет пятнадцать – двадцать, как высох ключ, – сказал Александр Иванович.

Неожиданно у меня появился план увековечения Святого источника. Я размечтался о том, как, соединив углы двух венцов, разместим их на камне, который облюбовал на ближайшем от воронки поле. Валун этот мысленно «установил» возле красивой берёзы, стоявшей недалеко от залесенской Покровской церкви. На камне «увидел» и табличку с надписью: «Эти два венца – от Святого Богоявленского колодца, где в своё время была обретена икона Божией Матери «Живоносный источник». Рядом с камнем можно будет установить и тот большой деревянный крест, который я видел внутри храма. Рассказал об этом своим спутникам.

Николай Николаевич заметил, что камень, который я облюбовал, небольшой и его можно доставить в село в ковше лёгкого трактора.

– Давайте будущей весной придём сюда и откопаем наш старый колодец, – снова возвращасяь к теме дня, добавил Исаков.

Довольные тем, что найдено место Святого источника, мы отправились по домам.

Кто поможет?

Поздней осенью и зимой в своей орловской квартире я часто вспоминал, как мы искали родник и, признаться, очень сомневался, что его можно будет возродить. Повсеместно наблюдается истощение водных ресурсов. Даже Волга «похудела» на 50 сантиметров. В здешних краях, а точнее в селе Дарищи, имеется живописное каменное поле. В центре его есть Овечье озерцо (я нарёк его Лунным).  Берега этого водоёма с трёх сторон и дно его состоят исключительно из крупногабаритных валунов. Для своей книги «На поющих холмах» (2004 г.) мне удалось сфотографировать его полноводным. Но с того времени озеро стало хилеть и в последние годы совсем высохло. Я же каждую весну приезжаю сюда в надежде увидеть водоём, заполненный до самых краёв. ..

Мысль о создании возле церкви «памятника» Святому источнику на случай, если не найдётся родник, всё же не покидала меня и вдалеке от Залесного. 

В тот раз, уходя из Киреевского леса, я аккуратно сложил четыре брёвнышка  на «колодезной» поляне под осиной. За их целостность не беспокоился – кому нужны почерневшие от влаги и времени старые заготовки! Сколько живу и сколько изучаю краеведческие документы, я не припомню, 

5

чтобы встречал информацию о том, что где-то и кто-то восстановил старый колодец и вернул в него воду. Правда, в наши дни много сведений поступает то из одного, то другого места о том, что стали оборудоваться  «живые» бывшие Святые источники. Первым в нашем крае  был обустроен Святой источник на правом берегу Любовши, ниже плотины, в селе Михайловке. Инициатором возрождения колодца был глава администрации Новодеревеньковского района Алексей Семёнович Злобин. Следующим стал новый источник на левом берегу Любовши возле деревни Елагино. Его оборудовал мой старинный друг и земляк глава Краснозоренского района Анатолий Иванович Горшков. Ключ здесь очень сильный. Когда я увидел его, то посоветовал Анатолию Ивановичу обложить широкие «плечи» источника красивым природным камнем-песчаником. Таких каменных плит на территории района множество. Потом я предложил попечительнице Верхне-Любовшенской церкви во имя Святой Троицы Нине Степановне Рожковой оборудовать широко известный в народе Святой источник на правом берегу Любовши, напротив сельского храма. Благотворитель Владимир Петрович Вещиков выделил деньги, и колодец не только был облагорожен, но и обзавёлся своей часовней-купальней. 

Замечу, что елагинский Святой источник, созданный А. И. Горшковым, сегодня пользуется наибольшей популярностью у жителей Краснозоренского и Новодеревеньковского районов. Здесь проводятся корпоративные праздники, сюда приезжают молодожёны после регистрации брака.

Широко известен в нашей стороне  возрождённый источник во имя Святой Матроны в деревне Серебряный Колодец, которая располагается на речушке Гоголь в полутора километрах севернее села Старогольского. В начале прошлого века несколько летних сезонов здесь гостил и плодотворно работал  всемирно известный поэт-символист Андрей Белый. Многие его произведения написаны в Серебряном Колодце. В Интернете мне даже удалось найти фотографию 1904 года, на которой изображён Андрей Белый с домочадцами в имении своих родителей в здешней деревне…

В моём активе тоже есть два возрожденных колодца. Первый был восстановлен летом 1990 года в мемориальной теперь деревне Колпачки Архангельского сельсовета Урицкого района Орловской области. Просто мы поставили там новый сруб. Фотография этого колодца есть в моей книге «Священные камни» (1994 г.). Второй колодец – мой родной Безобразовский или как его ещё называют Ридельский по имени помещицы, которая, скорее всего, тоже сделала на него первый новый сруб. 

В начале 90-х годов прошлого века мне удалось добыть денег на его реставрацию, а тогдашний председатель Никитинского сельсовета, в составе которого значилась моя родная деревня Безобразовка (ныне Горки) Алексей Васильевич Алёшин закупил два бетонных кольца и установил их на этом ключе. Мне оставалось лишь найти крышку от люка и закрыть его. Что я с превеликим удовольствием и сделал.

Заканчивалась зима. Я наконец-то отнёс рукопись своей новой книги «Далёкие голоса» в типографию. Теперь можно было предметнее заняться и залесенскими делами. 

Как уже отмечал, в Залесном восстанавливается храм. Трудно идут работы. Нет денег. Но уже трапезная была сделана и покрыта железом. «Что-то надо предпринять, чтобы дело пошло дружнее», – размышлял я, и вдруг родилась идея вернуть местночтимую икону Божией Матери «Живоносный Источник» в здешнюю Покровскую церковь. Без неё храм остаётся сиротой. Неожиданно вспомнил о своём давнем друге Владимире Васильевиче Паршине. Он родился 

6

в Судбищах, ныне живёт в Москве, подполковник ВВС РФ в отставке и вроде бы занимается каким-то бизнесом. Его бабушка Мария Ивановна Чемичева – моя соседка по деревне Безобразовке – в девичестве носила фамилию Исакова. Она родилась в Залесном и до замужества жила в этом  селе.

 – Владимир Васильевич, – говорю ему по телефону, – ты знаешь о том, что в Залесном храм восстанавливается, в котором в прошлом веке крестили твою бабушку Марию Ивановну?

– Про храм ничего не ведаю, а что моя бабушка родом из Залесного, об этом хорошо осведомлён, – слышу приятный баритон Владимира.

– Ты понимаешь, очень медленно идут восстановительные работы на нём, – сетую я.  

– Что нужно, чтобы активизировалась реставрационная деятельность? – спросил друг.

– Прежде всего, деньги, – отвечаю ему, – но есть и ещё один способ помочь больному сельскому храму.

– Что за способ?

– Надо вернуть в Покровскую церковь «хозяйку» – местночтимую икону Божией Матери «Живоносный Источник». Отличительная особенность этого образа – Богоматерь с младенцем находится в большой чаше, из которой льется на землю вода. В этом году день иконы празднуется 6 мая. Может быть, ты возьмёшь на себя благотворительную миссию и закажешь икону?

– Не могу ответить сразу, надо с родственниками посоветоваться и изучить проблему, – ответил Паршин.

Прошло около месяца, и вот долгожданный телефонный звонок из Москвы. Владимир Васильевич стал подробно рассказывать, как он ходил по столичным иконописным мастерским и узнавал, что, как и почём. 

– Цены здесь, конечно, заоблачные, – уточнил он.

– Я в Интернете видел, что и за 10 – 15 тысяч рублей можно изготовить или приобрести икону, – отвечаю ему.

– Знаю, это на картоне, а хочется для родного бабушкиного храма икону настоящую написать, – резимирует Владимир.

В конце февраля Паршин снова позвонил мне и сообщил, что нашел художницу, которая сравнительно за невысокую цену согласилась написать образ. Он назвал имя иконописца – Наталья Владимировна Глазунова.

К моменту моей первой после зимы поездки в Безобразовку икона была вчерне готова.

– Попробуем к Пасхе, а к 6 маю точно привезём её в Залесное, – обрадовал земляк.

Я сразу же позвонил Клавдии Ивановне Новиковой и сообщил ей о том, что для Покровской церкви создаётся бесценный дар – список местночтимой иконы «Живоносный источник».

Клавдия Ивановна поблагодарила всех и сказала, что начнёт готовиться к приёму желанного образа.

Я не первый раз принимаю активное участие в обретении тем или иным храмом важнейших икон. Так, в ноябре 2004 года благополучно осуществился мой замысел создания иконы Святителя Феофана Затворника для Малиновского храма Вознесения Господня. Ранее я рассказывал и в газетах, и в своей книге о многочисленных чудесах, сопровождавших появление этого образа. Мне и моим соратникам – художнику Владимиру Бакренёву и священнику отцу Андрею, при содействии архиепископа Орловского и Ливенского владыки Паисия (ныне почившего) удалось даже получить в 

7

Рязани частичку мощей Святителя Феофана Затворника. Икона эта и сегодня находится в Вознесенской церкви села Малиново Краснозоренского района.

С трудом реализовалась давняя мечта (правда, без моей практической помощи) возвращения древнего образа Святителя Николая Чудотворца в Новосильский Свято-Духов монастырь. На новосильской земле этот образ существовал с 12 века, а в начале 20-х годов прошлого столетия исчез. Я не раз писал письма в Новосиль, Тулу, Москву с просьбой найти икону и вдруг узнаю из газет, что весной 2015 года список Николы Новосильского вернулся в Свято-Духов монастырь. В ходе поисков иконы случались знаковые чудеса. Я тоже о них говорил в своей книге «Далёкие голоса» (2016 г.).

В случае с залесенской иконой также не сбрасывал со счётов появление новых чудес, но полагал, что это непременно случится, когда икона вернётся Домой… 

Первый вздох после долгого сна

В четверг, 14 апреля 2016 года, я наконец-то поехал в Безобразовку, чтобы затем в Судбищах установить аппаратуру для озвучения здешнего мемориала. Вот там-то мы и договорились с Николаем Исаковым о том, что в понедельник поедем в Киреевский лес очищать Святой колодец от ила. 

Утром 18 апреля я прибыл в Залесное. На тракторе Исакова направились к роднику. С нами были залесенцы Александр Иванович Шатилов и Василий Иванович Хвостов. В прицепной тележке везли топоры, лопаты, бензопилу. 

Без труда нашли воронку, в которой прошлым летом обнаружили остатки венцов от сруба колодца. На дне ямы стояла небольшая лужица от талого снега, присыпанная пожухлой листвой. Было сыровато, а в сапогах только я и Василий Хвостов. Николай Исаков и Александр Иванович же явились в каких то лёгких чеботах. Ребята стали удалять кустарник и сухостой, чтобы проложить путь к объекту, а мы с Василием принялись вычерпывать лужу: я освобождал от листвы и ила русло ручья, а Василий занялся раскопками. Вскоре он наткнулся на что-то твёрдое. 

– Скорее всего, это камень-песчаник, – сказал он, – их на ближайшем поле хоть пруд пруди.

Мне и самому давно было известно, что на распашном участке возле Киреевского леса очень много валунов.  В своё время при строительстве мемориала «Судбищенская битва» использовались камни с этого клина – они и сегодня здесь постоянно «растут», мешая проведению полевых работ. Вскоре, однако, Василий поднял на поверхность обыкновенный силикатный кирпич. Он так присосался к глине, что лишь при помощи дубовой слеги-рычага удалось оторвать его ото дна. Затем вниз с лопатами спускались по очереди Александр Иванович и Николай Николаевич. «Старатели» с большим трудом выковыривали по два-три кирпича и кидали их на бруствер воронки. Всего их было «выужено» 12 штук. Николай Исаков очистил  от ила два низших венца, которые нависли над дном бывшего колодца. Только теперь мне стало понятно, почему в Святом источнике оказались силикатные кирпичи. Неизвестный строитель колодца покладывал их под первый венец сруба, чтобы не заслонить ключ, бивший из-под горки.

Около трёх часов мы трудились и внутри бывшего колодца, и над ним. Ребята совковой лопатой вычерпали оставшуюся грязную воду и дошли до глины – она оказалась голубой.2 Я попросил подать её немного для меня. Зная по легенде, что такой минерал лечит глазные болезни, помазал ею веко левого 

8

глаза, у которого больше месяца «прорастал» ячмень. Мужики, конечно,  посмеялись надо мною.

Николай Николаевич, стоя на дне родника, разводил руками:

 – Лопатами нам эту глину не расковырять, нужен трактор. Его должен добыть наш знаменитый историк-краевед Григорий Григорьевич Лазарев.

«Легко сказать, но где же я его достану? В местном районном Водоканале имеется старый-престарый тракторишка, на который молятся и начальник, и рабочие, а в хозяйствах если они и есть, то руководство их ни за какие коврижки не даст», – невесело про себя размышлял я.

Но не отказывался от этой нелёгкой задачи и не разубеждал сельских активистов.

Уезжали из леса с противоречивыми чувствами: вроде бы всё исполнено, как задумали, но долгожданной воды-то так и не увидели, а на дне родника осталась грязная лужица.

На другой день я поехал в Михайловку за продуктами. Ехал полевой дорогой через «летний лагерь» коров. Вот просёлок закончился, и я стал вскарабкиваться на новую насыпь строящейся автомагистрали. Ведёт строительство какая-то фирма из Санкт-Петербурга. Рабочие так разворочили старую дорогу, что проехать по ней стало невозможно. Вдруг дорогу преградил новенький экскаватор «петушок».

«Вот он, трактор-то, сам пожаловал», – мигом пронеслось у меня в голове.

Я выскочил из кабины, попросил тракториста открыть дверцу и коротко изложил ему суть вопроса. Удивил вид водителя: это был средних лет мужчина, с большим старым шрамом через всю левую щеку.

– Я не против, только надо спросить разрешения у моего начальника Антона, – сказал тракторист.

Он объяснил, где найти этого Антона, и я помчался на временную базу дорожников.

Когда я вошёл в будку, то увидел двух девушек за компьютерами и парня, лет 25 – 28, который на мой вопрос утвердительно заявил:

– Это я.

Я рассказал ему о цели своего прихода и в ответ услышал:

– Дня через два у нас будет перерыв в земляных работах и мы вам поможем.

От радости не помнил, как доехал до магазина и как накупил нехитрой еды.

Уже из дома позвонил «заказчику» – Николаю Исакову.

– Через два дня дорожники обещали мне трактор, – говорю ему.

– Подождём, спешить нам некуда, – отвечал Исаков.

На другой день, после обеда, Исаков снова на связи.

– Трактор не нужен, позвони начальнику дороги и откажись от техники. Я сегодня ездил в лес и увидел, что колодец до краёв заполнен чистейшей водой. Из ямы через венцы сруба льётся на луг ручеёк, – басил в трубке голос нашего замечательного «строителя-десятника».

Ещё один день прошёл. Утром в пятницу я собрался в Орёл, но решил заехать в Киреевский лес, чтобы убедиться самому в том, что вода появилась в колодце. По пути заглянул в Судбище и в торговой лавке Жилиных (Надежда Ивановна Жилина, выходец из Залесного, является церковным старостой маленького храма-часовни в Судбищах) сделал небольшой вклад на строительство колодца, то есть открыл счёт для восстановления Святого Богоявленского источника. Ведь нужен лес на сруб, на бензин или дизельное топливо для транспорта и пр.

9

С огромным волнением я въезжал на «территорию» Богоявленского родника. Вот и он. Поразила голубизна, с которой встретил меня обновлённый родник. Казалось она шла из самого центра земного шара. Вода была прозрачна, и голубая глина на дне его «заряжала» её своим небесным светом.

Быстро достал фотоаппарат. Лес ещё не распустился, и полянка по-апрельски была сиротливой. Но меня это не беспокоило.  Среди серого пейзажа бирюзой  светился крупный бириллиант родниковой воды. Серебристый ручеёк журчал в низину, где затем растекался по нежно-молоденькой травке луга. Из-за него в ложке образовалась широченная лужа кристально чистой воды. Когда я несколько минут назад переезжал через её, то на всякий случай включил передний мост «Нивы», чтобы не застрять. Мне эта мочижина снова напомнила наш старый Качиновский сад. Из таких, вот «озёр» только в тысячу раз меньших наигравшись в лапту, мы, дети, с удовольствием пили талую воду.

Набрал в полиэтиленовую бутылку воды, чтобы завезти её в Верховскую лабораторию. Забегая вперёд,  скажу, что  эта процедура платная, но я уговорил руководство санэпидемстанции сделать хотя бы поверхностный анализ воды, и через два дня по телефону мне удалось получить сообщение о том, что вода, которую я отдал на проверку, очень хорошая и никаких вредных примесей в ней нет.

В тот раз мне не хотелось уходить от блистательной голубизны Богоявленского источника. Первым делом я подумал, что появление в нём воды – это следствие очень снежной зимы и обильных весенних дождей. Мне не хотелось даже думать, что вот пройдёт время, наступит лето, иссякнут в почве весенние запасы влаги и колодец снова высохнет. Однако появилось желание проверить мою «влажную» теорию, благо «контрольный» объект был совсем рядом. Как я уже говорил, мне очень хотелось увидеть своё Лунное озеро в Дарищах полноводным и сделать его снимок.  «Заеду-ка в Дарищи и проверю свою догадку о том, что лишь всеобщее обилие влаги оживило наш колодец», – решил я.

Дарищи располагаются в каких-то трёх километрах от Богоявленского родника. И вот я сворачиваю с разбитого вдребезги асфальтированного шоссе и направляюсь мимо старых знакомых валунов в сторону Лунного озера. Двоякое чувство жило во мне по мере приближения к Овечьему прудику. С одной стороны, мечтал видеть полноводным любимый водоём, с другой стороны, это стало бы подтверждением моих догадок о недолговечности вновь отрытого колодца. Подъехав же к каменной чаше, увидел, что в ней не было даже лужицы, ещё апрель, а озеро сухое. «Значит, есть надежда, что Богоявленский источник снова вернётся к людям, так жаждующих его» – подумал я и с легким сердцем поехал в Орёл.

Возвращение святого образа Домой

29 апреля из Москвы позвонил Владимир Васильевич и сказал, что он выкупил икону и что она очень хорошо исполнена. Я был безмерно рад и искренне поблагодарил Паршина за его гражданский подвиг во имя малой родины. Сказал также, что 6 мая, – в день иконы Божией Матери «Живоносный источник», жители Залесного и Судбищ, в том числе и я, будем ждать гостей и их бесценный дар возле Залесенского храма Покрова Пресвятой Богородицы.

Родилась новая мысль: «Вот было бы хорошо, если Владимир Васильевич обратиться к cхиархимандриту Илию – духовнику Святейшего Патриарха 

10

Кирилла». Старец Илий (в миру Ноздрин) – наш земляк и многое делает в Орловской области для укрепления веры Господней.

 Владимир Васильевич тут же согласился и каждый день по телефону рассказывал мне о том, как он искал встречи со Старцем. Наконец она состоялась. Икона была освящена по благословению схиархимандрита Илия.

 Я сразу позвонил Клавдии Ивановне Новиковой и обрадовал её, что икона с Божией помощью написана и что её 6 мая непременно доставят в Залесное. 

Сообщил об этом и Николаю Исакову и поинтересовался, как идут дела со срубом, который он обязался изготовить при наличии лесоматериала.

–  Дважды я ходил к земляку, который мог бы помочь с кругляком, но тот из-за занятости на поле наотрез отказался помочь, –  сказал Исаков и добавил: – Давай подключайся ты и придумай что-нибудь с лесом, а я до «пчелиного» сезона постараюсь сделать сруб.

Снова проблемы. Подключайся! К кому, к чему? И я вдруг вспомнил про знакомого районного лесничего Николая Ивановича Свиридова. Сразу же ему позвонил. 

Николай Иванович очень внимательно меня выслушал и сказал, что он постарается посодействовать.

–  Позвоните мне ближе к вечеру, –  обнадёжил земляк.

В конце дня я снова набрал номер телефона Свиридова.

– Я рассказал о Вас директору Новосильского мехлесхоза Владимиру Михайловичу Домникову, кстати, тоже нашему земляку – он родом из деревни Бездонное Суровского сельсовета. Домников просил, чтобы Вы позвонили ему, – сообщил Николай Иванович.

Записал номер телефона Владимира Михайловича и тут же связался с ним. 

Оказалось, Владимир Михайлович знал меня заочно и, внимательно выслушав мою просьбу, просил назвать размеры колодца, количество венцов и добавил:

– Мне не сложно выполнить Вашу просьбу, но только после окончания весенних посадочных работ, а это примерно через месяц. 

Я загрустил, так как Исаков уйдёт на пасеку и до октября за топор не возьмётся. Однако сказал, что через месяц снова выйду на связь. 

Конечно, накануне 6 мая я был уже в своей Безобразовке и утром в праздничную пятницу  поехал в Залесное. Признаться, очень волновался, как воспримут земляки возвращение «хозяйки» храма. Приживётся ли образ в селе? Изменится ли обстановка вокруг церкви? Эти и другие вопросы постоянно звучали в моей голове. 

Было очень холодно, но погода не помешала людям прийти на встречу местночтимого образа, перед которым молились их бабушки, дедушки, родители. Икону привезли Владимир Васильевич Паршин и его двоюродный брат Игорь Владимирович Тяпкин. Последний тоже, считай, наш земляк. Отец Игоря – Владимир Алексеевич Тяпкин родился в 1937 году в деревне Арапетовке, что в трёх километрах от Судбищ, закончил среднюю школу отличником. Учился в Тимирязевской академии, в которой затем и работал. Умер в 1996 году. Мать Игоря – Раиса Георгиевна Тяпкина (в девичестве Чемичева) до замужества была моей ближайшей соседкой в деревне Безобразовке. 

В тот майский день икону крестным ходом обнесли вокруг восстанавливающейся церкви. Затем занесли и внутрь храма. Образ понравился всем присутствующим, и многие говорили слова благодарности организаторам его создания – семьям Владимира Паршина и Игоря Тяпкина.

11

После праздника большинство присутвующих захотели поехать в Киреевский лес и посмотреть на оживший Богоявленский источник. Я с радостью согласился проводить туда гостей. Мне было отрадно видеть, с каким благоговением земляки отнеслись к увиденному. Москвичи набирали воду в какую ни на есть тару, местные с удовольствием пили её.

Теперь мои действия были направлены целиком и полностью на то, чтобы завершить колодезные работы, то есть на изготовление и установку деревянного сруба.

Когда я снова поехал в Орёл, то путь свой наметил через Новосиль, чтобы зайти в мехлесхоз и познакомиться  с Владимиром Михайловичем. Я подарил Домникову свою новую книгу, и мы договорились о сроках распиловки леса. 

А сроки, конечно значительно увеличились. Только в конце августа Домников позвонил и сказал, что лес для венцов подготовлен и его можно забирать.

Легко сказать «забирать»! А на чём я его увезу? На своей «Ниве» мне надо будет раза три ездить в Новосиль и на зыбком багажнике, на котором, по инструкции, можно перевозить лишь до 50 килограммов, доставлять брёвнышки.

Однако вскоре нашел решение и этого вопроса. Я давно дружен с Сергеем Васильевичем Матвеичевым, исполнительным директором сельхопредприятия ООО «Истоки», центр которого располагается в селе Кологривово. Тот без лишних слов задал вопрос:  

– Где разгрузить заготовки?

 Я сказал ему, что договорился с главой Судбищенской сельской администрации Светланой Михайловной Папоновой, которая готова принять лес во дворе своего дома.

Вечером раздался звонок от Папоновой: «Кругляк прибыл»! Из разговора с ней я узнал, что доставил лес в Судбище главный инженер ООО «Истоки», житель города Новосиля, Александр Васильевич Брылёв. Светлана Михайловна взяла на себя окончательное решение проблемы с подготовкой сруба и вскоре переправила заготовки в Хомутово, где ей обещали завершить работу.

Подчиняясь Божьей воле и людской…

Время подошло убирать картошку. Однажды Папонова позвонила мне и сказала, что готовый сруб на днях привезёт в прицепе своего легкового автомобиля Соколов Сергей. 

– Бригада готова соорудить колодец, только надо указать ей место, – заметила Светлана Михайловна, – договаривайтесь с руководителем Александром Михайловичем Берестовым о дне и месте встречи.

Несколько слов о жителе села Судбище А. М. Берестове. Александр Михайлович зарабатывает себе на хлеб ремонтом всевозможной техники. Руки у него золотые, и жители всех окрестных селений идут к нему за помощью. Он депутат Новодеревеньковского райсовета народных депутатов. Очень любит своё село. Крайне отзывчив на общественные дела. По моей просьбе он, а также Андрей Копылов, Николай Исаков, Александр Хвостов года три тому назад помогли устроить мостки через болото возле Синего Камня. Берестовым сооружен прекрасный пешеходный мостик на речке Любовше возле деревни Папоновки. С ним на окраине Судбище мы устанавливали многотонный валун, 

12

на котором он самолично закрепил огромную металлическую подкову и железную вывеску «Муравский шлях». Он монтировал (конечно, как всегда бескорыстно) несколько плакатов на стенах часовни-памятника на мемориале «Судбищенская битва» и  т.д., и т.п.

Но, прежде чем поехать с бригадой в Киреевский лес, я решил вновь посмотреть на родник, заодно и грибов поискать в живописной берёзовой рощице, прогретой солнцем и ветрами. Однажды, находясь в ней, я почувствовал, что этот берёзовый оазис среди поля очень насыщен кислородом. Дышалось здесь удивительно легко и свободно. Этому явно способствовали хвойные породы, из которых состояла лесополоса, невдалеке окаймляющая Киреевский лесной массив. Ну прямо Кисловодск! 

Родник же обманул мои надежды. Если до сегодняшнего дня здесь была вода (до 70 сантиметров глубиной), то в данный момент в двух тёмных морёных венцах, оставшихся на дне, стояла лужица, в которой и воды-то было с ведро. Рядом с родником заметил кабанью лёжку. Здесь звери в жару принимали грязевые ванны, охлаждались.

Столкнувшись с таким фактом, я не только подумал о том, что кончились запасы весенних талых вод и колодец вновь иссяк, но и поймал себя на мысли, что у родника лопнуло терпение в ожидании сруба-одежды и он снова погрузился в спячку. 

«Ребята, которые будут сооружать колодец, разочаруются, – подумал я с горечью. – Но сруб надо обязательно поставить здесь как память о Святом источнике».

В назначенный день я приехал  в Судбище во двор А. М. Берестова, где уже находился Сергей Владимирович Митин. Светлана Михайловна тоже попросила его принять участие в колодезном деле. Митин держал в руке мешок с полиэтиленовыми канистрами.

– Хочу святой воды набрать, – пояснил он.

– Её там нет, – сказал я, – вода обиделась на нашу волокиту с обустройством  и снова ушла.

Уже к вечеру жители села Судбище Сергей Соколов и его жена Светлана привезли сруб. С ними приехал и плотник Александр Овсянников.

Венцы сруба были скреплены намертво. Александр постарался на славу. Он не только сделал лёгкие створки над «кубом», но и изготовил маленькую крышу из синего рифлёного железа. 

– На ночь не поедем в лес, – сказал Александр Михайлович, – завтра будем устанавливать сруб.

Мастер рассказал ему о порядке монтажа дверцев и крыши, а затем уехал домой в Хомутово.

На следующий день в 12 часов со двора А. М. Берестова мы отправились в Киреевский лес. Александр Михайлович для усиления группы пригласил своих молодых и крепких племянников. Таким образом, нас теперь было шестеро.

Берестов на своём УАЗике (буханке) подъехал прямо к воронке. Каково же было моё и С. В. Митина удивление, когда мы увидели в яме много чистой воды. Она переливалась сверх черных венцов и змеилась по ручью в лог. Митин без лишних слов наполнил свои ёмкости водой и с жадностью напился из одной из них.

– Чудная вода, – только и сказал он.

Мои недавние догадки о «тоске» ключа подтвердились. Родник ждал нас и, почувствовав, что мы едем к нему для завершения работ, с радостью «побежал» нам навстречу.

13

Работа закипела. Берестов, Митин и молодые ребята по очереди спускались в воронку и освобождали от ила дно колодца. Я готовился к этой работе и дома из старой алюмиеневой кастрюли, ёмкостью на семь-восемь литров, изготовил черпак. Вот этой-то гигантской «ложкой» мы и вычерпали воду и нашли ещё четыре силикатных кирпича. Александр Михайлович стал выискивать исток ключа. Он осторожно водил лопатой по кругу и наконец провозгласил:

— Вот он, ключ-то!

Все мы кинулись смотреть его. Сильная струя воды, примерно сантиметра три-четыре в диаметре, шла из-под горы слева (с севера) от выходящего из колодца ручья. Я же предполагал, что вода должна входить в колодец сверу, со стороны тростника. Все мы долго стояли и любовались свободно льющейся струёй.

Затем под командованием А. М. Берестова началась выгрузка из кузова автомашины сруба с крышей и дверцами. К моему удивлению, неожиданно быстро установили сруб. А ещё он хорошо вписался в ландшафт леса.

– Как будто тут и был, – сказал Сергей Владимирович Митин. 

Завершая работу, мы сделали несколько земляных ступенек, чтобы можно было спуститься к колодцу.

Я постоянно информировал о ходе работ в Киреевском лесу своего друга Николая Николаевича Исакова. Тот, выкрадывая время, вечером иногда приходил к Богоявленскому источнику и потом сообщал своё мнение. Дня через два после того как мы соорудили колодец, Николай привёз сюда всю свою семью. 

– Нам очень понравился колодец, – сказал он мне по телефону. – Всё сделано правильно и красиво. Я, как ты советовал, – добавляет Исаков, – на левом стояке, держащем крышу, укрепил иконку Божией Матери «Живоносный источник». Теперь, можно сказать, планы наши оказались выполненными на сто процентов. Спасибо тебе за всё!

Я принял благодарность. Но сразу же подумал о том, что колодец наполнился водой с Божией помощью и от горячего желания, прежде всего, залесенцев Исакова, Хвостова, Шатилова, судбищенцев Папонову, Берестова, Митина, супругов Соколовых и Маловых, москвичей Паршиных и Тяпкиных, новосильцев  Домникова и Брылёва, кологривовца Матвеичева, жителя Хомутова Овсянникова, и многих, многих других снова видеть её в Святом источнике. Ещё мне было очень радостно сознавать, что названные активисты в такое сложное для всех россиян время работали не за деньги, и даже не за «спасибо», а по зову сердца, ради  укрепления веры Православной, ради красоты малой родины и ради будущего своих семей.

ПРИМЕЧАНИЯ

Икона Божией Матери «Живоносный источник». В V ве­ке в Кон­стан­ти­но­по­ле, близ так на­зы­ва­е­мых «Зо­ло­тых во­рот», на­хо­ди­лась ро­ща, по­свя­щен­ная Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це. В ро­ще был ис­точ­ник, с дав­них пор про­слав­лен­ный чу­де­са­ми. По­сте­пен­но это ме­сто за­рос­ло ку­стар­ни­ком, а во­ду за­тя­ну­ло ти­ной.

Од­на­жды во­ин Лев Мар­келл, бу­ду­щий им­пе­ра­тор, встре­тил в этом ме­сте слеп­ца, бес­по­мощ­но­го пут­ни­ка, сбив­ше­го­ся с до­ро­ги. Лев по­мог ему вый­ти на тро­пин­ку и устро­ить­ся в те­ни для от­ды­ха, а сам от­пра­вил­ся на по­ис­ки во­ды для 

14

осве­же­ния сле­по­го. Вдруг он услы­шал го­лос: «Лев! Не ищи во­ды да­ле­ко, она здесь близ­ко». Удив­лен­ный та­ин­ствен­ным го­ло­сом, он стал ис­кать во­ду, но не на­шел. Ко­гда же оста­но­вил­ся в пе­ча­ли и за­дум­чи­во­сти, вто­рич­но раз­дал­ся тот же го­лос: «Царь Лев! Пой­ди под сень этой ро­щи, по­черп­ни во­ды, ко­то­рую там най­дешь, и на­пой ею жаж­ду­ще­го, ти­ну же, ко­то­рую най­дешь в ис­точ­ни­ке, по­ло­жи на его гла­за. По­том ты узна­ешь, кто Я, освя­ща­ю­щая это ме­сто. Я по­мо­гу те­бе вско­ре воз­двиг­нуть здесь во имя Мое храм, и все, при­хо­дя­щие сю­да с ве­рою и при­зы­ва­ю­щие Мое имя, по­лу­чат ис­пол­не­ние сво­их мо­литв и пол­ное ис­це­ле­ние от неду­гов». Ко­гда Лев ис­пол­нил все по­ве­лен­ное, то сле­пой немед­лен­но про­зрел и без про­вод­ни­ка по­шел в Кон­стан­ти­но­поль, про­слав­ляя Бо­го­ма­терь. Это чу­до со­вер­ши­лось при им­пе­ра­то­ре Мар­ки­ане (391 – 457).

Им­пе­ра­то­ра Мар­ки­а­на сме­нил Лев Мар­келл (457 – 473). Он вспом­нил о яв­ле­нии и пред­ска­за­нии Бо­жи­ей Ма­те­ри, при­ка­зал очи­стить ис­точ­ник и за­клю­чить в ка­мен­ный круг, над ко­то­рым был по­стро­ен храм в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Им­пе­ра­тор Лев на­звал этот род­ник «Жи­во­нос­ным ис­точ­ни­ком», так как в нем про­яви­лась чу­до­дей­ству­ю­щая бла­го­дать Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Из Интернета

2Глина голубая.В составе природного материала встречаются минеральные соли и различные микроэлементы, оказывающие благоприятное воздействие на организм человека. Всем известны абсорбирующие свойства глины голубого оттенка, которая способна поглощать токсины и газы, а также может устранять неприятные запахи. Наиболее полезна для человеческого организма голубая глина, поскольку она славится своими целебными качествами и оптимальным составом. Она прекрасно выводит шлаки и вредные вещества, а также незаменима в борьбе с радионуклидами и различными вредными микробами.

Лечение голубой глиной осуществляется при многих заболеваниях. Целительная сила этого минерала проявляется при различных травмах, переломах и ушибах, во время болезней мышечной и сосудистой систем, при проблемах с позвоночником или головных болях. Глиной можно устранить конъюнктивит, справиться с воспалительными процессами, а также ее рекомендуют применять, когда назначают лечение сахарного диабета. Важно понимать, что в вопросах здоровья необходимо полагаться на мнение специалиста, а не заниматься самолечением. Важно помнить, что в определенных случаях кембрийская глина может иметь противопоказания, поэтому прежде чем предпринимать решительные действия, посоветуйтесь с врачом.

Из Интернета

 2016.

Постскриптум 

Три года – и летом, и зимой – неторопливо, но беспрерывно лился на лесную полянку  ручеёк из Киреевского колодца. Все в округе привыкли к мысли о том, что на месте, где в незапамятные времена была обретена икона «Живоносный источник», снова бьёт возрождённый родник. Жители окрестных сел и деревень, их гости в своих походах за грибами, ягодами, на охоту непременно приходили к колодцу. Они пили  из него или набирали в запас свежей воды. 

Как-то мне позвонил Николай Исаков и сказал, что вода-то, мол, течет, а вот иконку кто-то украл с колодца. 

15

У меня был запас фотографий «Живоносного источника». Вложив одну из них в простенькую деревянную рамочку, я тут же поехал в Киреевский лес. 

В надежде, что прежнее фото сорвал ветер, тщательно исследовал площадку вокруг сруба. Но ничего не нашел. Створки на срубе были плотно закрыты. Я распахнул  их и увидел, что все нижние венцы мокрые. «Год-другой в таком состоянии, и они сгниют», – подумалось мне. Прикрепив  рамку с образом Богородицы,  попил воды, а затем палкой очистил от листвы ручеёк. 

О своей поездке и новой иконке тут же доложил Николаю Николаевичу и попросил его при посещении родника обращать внимание на положение дверок. 

– У сруба и родника есть надежная защита от лесного мусора – двускатная крыша, – сказал я Николаю, – и закрывать его внуренними фрамугами не следует. 

Прошло еще некоторое время… Было летнее утро. Пью чай в старом деревенском домишке. Вдруг раздался телефонный звонок:

– Григорич, Берестов говорит, – слышу в трубке голос нашего «палочки-выручалочки», – ты знаешь о том, что вода перестала поступать в колодец?  

Я тут же помчался в Киреевский лес. Створки на колодце раскрыты  настежь, все венцы внутри были сухими. Высохло и дно колодца… Вокруг сруба виднелись следы  кабаньих и лосиных копыт.

«Приходили на водопой, а воды-то нет», – с горечью отметил я.

С собой предусмотрительно прихватил  «пешню», которой недавно  очищал старую краску с металлической крыши своей хатенки.

Я запомнил уголок на дне колодца, где Александр Михайлович Берестов три года тому назад при установке тяжеленного сруба обнаружил выход воды из-под бугорка, и этой лопаточкой попробовал отыскать «жилу». Но безрезультатно. Перегнувшись через верхний венец, правой рукой попытался определить канальчик или хотя бы докопаться до влажной земли, но ни того, ни другого не обнаружил…

Горечь, разочарование, досада заполнили мою душу до предела. Сколько сил потрачено, и всё зря!

Взволнованный, звоню Исакову.

– Давно воды нет, – отозвался приятель, – я не хотел тебя расстраивать.

Ехал я назад домой весь в невеселых думках. Конечно, прежде всего винил в этом природу: многодневная сушь, жара – потому и вода пропала. 

И вдруг, как молния, пронзила мысль: а может, мы чем-то обидели «Хозяйку» церковного прихода, рожденную в лесу, у родника?! И она таким образом подает людям сигнал о своем недовольстве? 

И я начал тщательно анализировать время и события после второго обретения местночтимого образа.

Вспомнил 2016 год, 6 мая – день возвращения в Залесное дорогого для селян всей округи лика Богородицы с Младенцем.

Тогда, по окончании крестного хода,  остро стал вопрос, где разместить икону. Покровский храм еще в лесах, двери его не закрываются. И я предложил устроить её в судбищенском новеньком доме племянницы Клавдии Ивановны – Натальи Сергеевны Грызловой. Наташа с радостью согласилась принять драгоценный дар. Все присуствующие тоже обрадовались такому простому решению проблемы. 

По праздникам икона «Живоносный источник» всегда находилась  в тесном окружении     прихожан.

Все эти годы я постоянно думал о святом образе и часто ловил себя на мысли, что надо до конца завершить его оформление по церковным канонам. Прежде всего необходима «одежда» для Святого Лика. Мне очень не нравилось, что во время крестного хода, порой под дождем, Он был беззащитен. Кроме того, ладони несущего Святое изображение касались красок, оставляя на полотне губительные отпечатки.

16

В течение этого времени я пытался было найти мастера, чтобы тот изготовил киот. Опросил земляков-умельцев, одного, другого, третьего, но никто не взялся сработать шкафчик: «Очень ответственное и тонкое дело», – в один голос говорили земляки. 

 После долгих поисков, раздумий и сомнений в октябре прошлого года я снова позвонил Игорю Тяпкину в Москву и спросил его, не мог бы он заказать в столице витрину для «своей» иконы. Игорь как будто ждал моего звонка. Он заверил, что 24 апреля 2022 года, в день празднования образа «Живоносный источник», постарается привезти божницу в Залесное.

Все эти годы икона находится в прекрасной обстановке, но в частном доме и «служит» в основном отдельной семье. С окончанием же существенных восстановительных работ в Покровской церкви появилось желание водворить почитаемый образ на законное место – в приходский алтарь. Благо, для этого теперь есть все условия: храм отапливается, двери его имеют надежные запоры.

Вырисовывается и ещё один важный момент, который тлеет в моей груди очередным упущением. Счатаю, что оно тоже могло «обидеть» «Хозяйку» прихода –  заново рожденный колодец в Киреевском лесу не был освящен. Я полагаю, что этот обряд надо провести в праздничный день 24 апреля 2022 года и непременно в присутствии иконы, которая когда-то была здесь обретена.

Я не теряю надежды на то, что по устранении этих недостатков всё станет на свои места. А природа? 

По-моему, среда обитания всегда положительно отзывалась на доброту человеческую. Даст Бог, мы снова дождемся водицы в освященном Богоявленском колодце и вновь услышим нежное звучание серебристых струй в зеленой лесной мураве.

Февраль 2022 года.

ЕДИНЕНИЕ НЕБА И ЗЕМЛИ

Продолжение темы залесенского храма и Богоявленского колодца после выхода книги, в которой был опубликован очерк о местночтимой иконе «Живоносный Источник» и колодце в Киреевском лесу.

Не помню, какого числа в  июне 2022 года я решился поехать в Киреевский лес, чтобы проверить состояние Богоявленского источника. Запомнилось лишь то, что было воскресенье. Вначале я решил заехать в церковь, чтобы сфотографировать киот и подсвечник, которые Игорь Владимирович Тяпкин в конце апреля этого года привез в Залесное к празднику иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Но церковь была на замке. Я позвонил Надежде Ивановне Жилиной и спросил её,  почему закрыт храм. 

– Сегодня же воскресенье, и мастера отдыхают, – ответила она.

 Я вырулил на трассу Орел – Ефремов и продолжил свой путь. При съезде на проселочную дорогу, за околицей села Залесного, вдруг обнаружил, что забыл дома свой сотовый телефон.  Настроение испортилось, и я первым делом подумал о том, что это нехорошая примета для моего вояжа. Кроме того, забеспокоился, что без телефона мне будет трудно выбраться, к примеру, из грязевой ловушки, если вдруг застряну: помощников не вызвать.  Но не стал возвращаться и решил ехать дальше. 

Вот и опасный участок. Он находится в низине живописной балки, и там всегда стоят лужи. Сегодня же лог зарос высоченной травой –  я увидел продолжение дороги лишь на противоположном склоне. Вышел из машины и, раздвигая траву, двинулся по лугу. Обнаружив слабый след автомобильных колёс, по левой, едва заметной колее прошел до самого бугорка. К мой радости, сырости тут не оказалось. Земля под ногами была твёрдой, и я, вернувшись в свою «Ниву», без особого труда выбрался на взгорок и поехал по опушке березовой рощицы к источнику. 

17

На засеянном поле ни одного следа не было. Держась окраины лесочка, я медленно продвигался вперед. Через некоторое время стал искать метки, которые оставил на деревцах несколько лет тому назад. Не нашел. Ветер сорвал тряпки с кустов, и никаких примет я не увидел. Остановил машину почти у самого начала изгиба лесной опушки. Вышел из автомобиля и решил пройти несколько метров назад. Всё заросло. Проход в чащу леса не попадался, и лишь по макушкам высоких берез я определил бывшую просеку. Она заросла молодыми деревцами, и от тропки не осталось и следочка.

Но вот встретилась знакомая поляна, заросшая тростником. Семь лет тому назад по нему-то мы и нашли погибший источник. Здесь растительность была «речной». Скорее всего, отсюда, метрах в двадцати, и выходил канал, по которому вода поступала в наш колодец. 

Наконец-то я увидел голубую крышу его. Перекрестившись,  спустился к срубу и с замиранием сердца заглянул внутрь. Там было полно воды! Колодец находится в овраге в тени деревьев, и вода казалась черной. Я взглянул вниз. Отыскал трубочку, из которой бежал тонюсенький ручеек светлой водицы. Сам ручей был засыпан листьями, и вода в нем была не видна. Я взял сухую ветку и разгреб мусор в сыром канальчике. Поток оказался слабеньким, но ручеёк весело бежал в низину. Перекрестившись еще раз, я вслух возблагодарил Господа и оглянулся вокруг в надежде найти свидетеля моей радости. Но везде стояли лишь безмолвные корявые деревья.

Сердце мое торжествовало – я сподобился увидеть очередное чудо. Конечно, в мысленных своих рассуждениях я старался не думать о том, что был услышан Свыше за исправление моих ошибок при возвращении в храм местночтимой иконы Божией Матери и оживление спящего источника. «Скорее всего, – думал я, – весна и лето сегодня дождливые и вода нашла выход наружу в нашем колодце». 

Как бы то ни было, но вода возвратилась в колодец. Дело многих бескорыстных людей не пропало даром, и залесенцы,  как и много веков назад, теперь могут приходить к своему Богоявленскому источнику и брать его воду.

Однако я помнил, что не все свои ошибки исправил. Дома  набрал номер телефона священника Кологривовской Казанской церкви отца Доната – моего давнего друга – и рассказал ему о своем желании вновь освятить возрожденный источник. Отец Донат с заметным оживлением заверил меня, что эта служба на Богоявленском источнике будет проведена в ближайшее время.

Вот и вся моя история о возрождении трех святынь в селе Залесное. Спасибо, что прочли эти строки. Храни вас Господь. 

Григорий Лазарев. Орел – Безобразовка – Залесное.

На снимках. 

Современный вид залесенского храма Покрова Пресвятой Богородицы.

Активист-общественник Александр Берестов.

Братья Игорь Тяпкин и Владимир Паршин с иконой Божией Матери «Живоносный источник» в Залесном. Май 2016 года.

Подсвечник и киот, выполненные старанием Игоря Тяпкина. Залесное. 

Август. 2022 год.