Текст: Андрей Рачинский, Александр Фёдоров

В IV веке, когда крестился Император Константин Великий, ни в Риме, ни в Константинополе, ни в Александрии, ни в Антиохии ещё не существовало типологии христианского храма. Её только предстояло создать. В дальнейшем христианские храмы в разных частях ойкумены неизбежно будут создаваться по образцу уже существующих дохристианских: египетских, сирийских, римских, иранских, русских.
Строительство в славянском мире, и, особенно на Руси, с незапамятных времён велось в дереве. Но деревянные постройки живут только 400 – 500 лет. И потому до нас они не дошли. Сохранились лишь формы и композиции, которые воспроизводились на протяжении тысячелетий.
Как показали исследования Y-хромосомы, на Русской равнине вот уже более 5000 лет живут носители гаплогруппы R1a [1; 5]. В русской популяции эта гаплогруппа среди мужчин составляет более 50% (до 100% в некоторых поселениях), в высших кастах Индии – ок. 70% [1], а в Западной Европе около 1%. Около 4000 лет назад часть, живших на территории Русской равнины носителей гаплогруппы R1a, начала движение на юг. От них произошли арийские народы [1; 2]. Оставшиеся стали предками русских людей [1; 2]. Таким образом, народами наиболее близкими русскому, и другим славянским, являются арийские.
Культура, созданная носителями гаплогруппы R1a, после распада их общности, продолжала развиваться на Русской равнине, на Карпатах, Балканах, и отдельно на Индостане и Иранском нагорье, став впоследствии «русской/славянской» и «арийской» (индийской, иранской) культурами.
Сравнение русской/славянской и арийской (преимущественно индийской) архитектуры, а так же строительной и сакральной лексики, показало, что на момент ухода части носителей гаплогруппы R1a с Русской равнины здесь уже существовала высокоразвитая культура, – были многочисленные типы храмов, гражданских сооружений, были слова и выражения для обозначения высоких религиозных понятий (см. [2; 3; 4; 6]). Культура эта дожила до эпохи христианизации славян, и во многом сохранилась в Русской православной Церкви. Сохранилась и древняя архитектура. (О существовании дохристианских храмов у славян имеются многочисленные свидетельства [3; 4].)
В этом нет ничего удивительного – примеры использования дохристианских храмов для христианских богослужений хорошо известны: это и египетские комплексы Изиды и Озириса и афинский Парфенон, и римский Пантеон, и зороастрийские храмы Грузии и Армении.
Архитектурная форма – один из наиболее устойчивых элементов культуры. – Эстетические предпочтения, приверженность к родным формам сохраняются народом и после смены языка и религии, переселения на другие территории, перехода на новые строительные технологии и материалы. Характерно, что в Индии переход на каменное строительство сопровождался первоначально (I тыс. до Р.Х.) воспроизведением в камне деревянных конструкций. Примечательно, что архитектурные бочки – в России деревянные, в Индии каменные, – имеют одинаковое строение – жерди образуют каркас, на котором лежит обшивка (рис. 1).

Рис. 1
Рассмотрим особенности русских и индийских храмов. Это, прежде всего, многоглавие (рис. 2 – 9).

Рис. 2–9
В Византии и во внеславянской Европе не было храмов, имеющих девять и более глав, и лишь изредка встречались пятиглавые. А среди первых русских мы видим: тринадцатиглавый деревянный Софийский собор в Новгороде (989 г.), 25-главую Десятинную церковь в Киеве (996 г.) тринадцатиглавый Софийский собор в Киеве (в 991 г. деревянный, с середины XI в. каменный). Обращает внимание, что первые русские храмы были деревянными – греки не умели работать с деревом. И храмы эти появились задолго до официального Крещения Руси в 988 г. Не было тогда и влияния Византии на русское христианство. Как отмечает Г.Г. Павлуцкий (1905), «в договоре Игоря с Царьградом в 945 году в первый раз встречается свидетельство, что в ту пору в Киеве было много христиан и что у них была своя особая церковь св. Илии. Сам св. Владимир, по принятии христианства, по словам летописца, «повеле рубити и поставляти церкви по местам, идеже стояху кумиры». Эти церкви, как показывает само слово «рубити», были деревянные». Символика многоглавых храмов восходит к древней, дохристианской традиции и имеет космогонические смыслы [6].

Рис. 10

Рис. 11

Рис. 12

Рис. 13
Только в русской/славянской и индийской архитектуре существуют: трёхглавые композиции из трёх объёмов, стоящих на одной оси (рис. 10), храмы с огромной главой на кубе (рис. 11); «кубоватые» формы (рис. 12); композиции, состоящие из нескольких, уменьшающихся в размерах, по направлению снизу вверх, куполов (рис. 13); композиции, состоящие из пирамид (конусов), стоящих на перевёрнутых пирамидах (конусах) (рис. 14) (в джайнской космогонии это образ Неба).

Рис. 14
Широко распространены кокошники, бочки, крещатые бочки (рис. 15, 16), кувшинчики на главах и стенах храмов, порой сплошь покрывающие сооружения (рис. 17); ступенчатые башни-пирамиды с галереями, главы-зонтики (рис. 10, 18); шатровые храмы (рис. 8, 9, 20), и др. [3; 4].
Ничего, показанного на рис. 1 – 20, нет ни в византийской, ни в западноевропейской архитектуре.

Рис. 15

Рис. 16

Рис. 17

Рис. 18

Рис. 19

Рис. 20
В дополнение приведём некоторые примеры из строительной лексики.
«Амбар/анбар». Перс. anbār [анбар] – склад, хранилище. санскр. sambhāra [самбхара] – склад.
«Балехон», «Балхон» (чердак; Пск., Костр., Яросл.). Тадж. «Болохона» – мансарда; надстройка над домом.
«Весь». Др. инд. vic [вич] – селение; санскр. vasa [васа], – жилище; авест. vis [вис] – дом.
«Вора, воръ» (др.-русск. ограда, забор), «забор». Др.-иран. «вар» – крепость, укреплённое поселение, участок обнесённый стеной, страна с укреплёнными пунктами..
«Гать». Санскр. gati [гати] – дорога; авест. gātu [гату] – проход через болото.
«Город», «Град». Хетск. gurta [гурта], перс. «герд» – город.
«Дом». Санскр. dam [дам] – дом.
«Дверь». Санскр. dvāra, dvār [двара, двар] – дверь, ворота.
«Дым» (дом, двор). Санскр. dhūma [дхума] – дым; место для постройки дома. Санскр. «калаша» (kalasha) – кувшин на храме. Укр. «кiлаш» (горшок для каши), «келаш» (вид глиняного сосуда).
«Кол». Санскр. kila [кила] – колышек; khīla [кхила] – столб, шест.
«Комара» (свод). Авест. «камара» – свод, закомара; тадж. «камар» – портал; арка.
«Колун» (топор). Санскр. kuliśa [кулиша] – топор (ср. чешск. «колоть»: koli — 1 л. ед. ч., kůleš — 2 л. ед. ч.).
«Купол». Санскр. kapala [капала] – чаша, оболочка, скорлупа. В древних индийских трактатах по строительству «капалой» называются разные элементы здания, имеющие выпуклую, округлую, изогнутую форму.
«Маковка» (глава церкви; верхушка). Санскр. makuta [макута] – верхняя часть, макушка.
«Потолок». Санскр. paṭala [патала] – крыша, покров.
«Рундук» (мощёное возвышение, крыльцо, сени). Санскр. rundika [рундика] – порог дома.
«Сарай». Санскр. śaraṇa [шарана] – защита; дом; тадж. «сарой» – дворец; дом.
«Станица», «стан». Санскр. sthānaka [стханака] – город; sthāna [стхана] – место.
«Тесло». Тадж. «теша», пенджаби tesa [теса] – тесло.
«Топор». Белудж. tapar [тапар], тадж. «табар» – топор.
«Усада, усадьба». Санскр. vasati [васати] – жилище, дом, местопребывания.
«Хоромы». Санскр. harmya [хармйа] – дворец, крепость, большой дом. Словом «хармья» называли 7-этажные дома во дворцах.
«Храм». Санскр. harmika [хармика] – небесный алтарь; ирано-тадж. «ҳарам» запретное, священное место, святилище; хеттск. karimmi [каримми] – храм.
«Чердак, чертог». Перс. čārtāk [чартак] – высокая, выступающая часть дома.
«Шалаш». Санскр. çāla [шала], sālā [сала] – дом.
«Шатёр». Тадж. «чатр» – шатёр, палатка; санскр. chatri [чхатри] – беседка; иранск. «шатар» – шатёр. Сегодня древняя русская архитектура, имеющая возраст более 4000 лет, продолжает жить в русских православных храмах.
Библиография
1. Клёсов А.А. История ариев и эрбинов. Европейский Запад против европейского Востока. – М.: Концептуал, 2017. –320 с.
2. О чём молчат храмы / Документальный фильм, реж. Алексей Некто; телеканал «Культура», 2017. Режим доступа: https://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/61678/
3. Рачинский А.В., Фёдоров А.Е. Славяно-арийские истоки русской архитектуры. – М.: Вече, 2016. – 624 с.
4. Рачинский А.В., Фёдоров А.Е. Русская церковь – хранительница народной дохристианской культуры. –М., 2016. – 110 с.
5. Рожанский И.Л. Исторические гаплокарты: обзор данных по ископаемой ДНК // Исторический формат, 2017, № 1-2, с.92 – 114. Режим доступа: http://histformat.com/
6. Фёдоров А.Е. Индийская космогоническая система «Васту Пуруша мандала» и точечные системы русов и ариев // Ярга, свастика, мироворот: методоведение, исследования, материалы. – СПб.: Смольный институт РАО, 2017, с. 15 – 102.
Об авторах
Рачинский Андрей Владиславович,
доктор истории, филолог доцент Парижского института восточных языков и цивилизаций. Автор работ, посвящённых истории и культуре России и Франции (на французском и русском языках). Область интересов: русская история и культура, история отношений России и Франции, история и культура Средиземноморского региона.
Фёдоров Александр Евгеньевич,
кандидат геолого-минералогических наук, редактор-составитель сборников семинара «Система Планета Земля» (МГУ имени М.В. Ломоносова).
Автор ряда книг по традиционной русской архитектуре. Область интересов: народная культура, русская традиционная архитектура, русская дохристианская история, знаковедение, влияние геотектоники на людей.