Освобождение Европы: 210 лет назад Россия вернула немцам Берлин, а голландцам — Амстердам Изгнав Наполеона, наша страна продолжила преследовать его за рубежом

Освобождение Европы: 210 лет назад Россия вернула немцам Берлин, а голландцам — Амстердам

Атака лейб-казаков под Лейпцигом 4 октября 1813 года. Картина Карла Рехлина, 1845 год

13 января 1813 года — в Новый год по старому стилю — русские войска Михаила Кутузова начали свой поход в Европу. Полномасштабная военная операция охватывала сотни километров на пространстве между Балтийским морем и Брест-Литовском, Неманом и Рейном. Военная машина Наполеона откатывалась почти без боя: потеряв в 1812 году армию, император французов нуждался в передышке. Россия пользовалась ей, поддержанная европейцами, не желавшими объединения континента силой. В марте вражеский гарнизон изгнали из Берлина, а осенью храбрый прорыв генерала Бенкендорфа лишил Францию контроля над Амстердамом. К этому времени успела сложиться Шестая антинаполеоновская коалиция — в ее состав вошли Россия, Пруссия, Великобритания, Австрия, Швеция. Наполеон собрал силы и вступил в сражение — но потерпел поражение в эпической Битве народов под Лейпцигом.

Волна собирается

750–800 км всего за полтора месяца, и вот русские ботфорты омыты в Одре — реке, сегодня разделяющей Польшу и Германию. Таков итог феноменально быстрого наступления российских войск зимой 1813 года, усиленного смятением в рядах французов. 8 февраля отряды генерала Милорадовича вошли в Варшаву, откуда польские союзники Наполеона всего за полгода до того отправлялись на войну в Россию. Битва не состоялась: гарнизон предпочел отступление в Австрию.

Параллельно наступление продолжалось в Пруссии — крупнейшем из немецких государств тогдашней Европы. Не дожидаясь продвижения основных войск, 5 января отряд генерала Петра Витгенштейна занял Кенигсберг в Восточной Пруссии  — нынешний Калининград. Французские части приготовились к сопротивлению. Но пока за сотни километров от них Наполеон только собирал свои войска, вести его могли лишь ограниченными силами. 10 февраля Михаил Воронцов, а 12-го  Александр Чернышев разбили неприятеля, открыв дорогу на прусскую столицу — Берлин.

К этому времени русские войска уже брали его один раз. В 1760 году совместный рейд с австрийцами завершился в прусской столице, оставленной ее хозяином — прославленным королем Фридрихом Великим. В этот раз Россия подступала к Берлину в одиночестве. Парадокс: более всех заинтересованный в возвращении города прусский монарх Фридрих Вильгельм III медлил и колебался. Он опасался мести Наполеона: тот еще мог возвратиться в гневе и развернуть ход войны в свою пользу.

Первая попытка изгнать французов из немецкого города успеха не имела. Оборонявший его принц Евгений де Богарне приходился Наполеону пасынком и заслуженно считался одним из его лучших генералов. Это позже сын Евгения Максимилиан переедет в Россию, где породнится с семьей императора Николая I. В феврале 1813-го де Богарне рассчитывал если не отстоять город, то замедлить наступление русских.

21 февраля атака отрядов Чернышева и Теттенборна завершилась с переменным успехом: взять город не удалось, но французы потеряли его предместья. Закрепиться в них значило блокировать Берлин. Одновременно Александр I, прибывший в Европу, усилил давление на дипломатическом фронте. Русский царь убедил Фридриха Вильгельма порвать с Бонапартом. 27–28 февраля Россия и Пруссия заключили официальный Калишский союз.

Церемониальный марш союзных войск в Калише. Картина Карла Рехлина, 1835 год© Public Domain/ Wikimedia Commons

Неясно, оказало ли это воздействие на берлинцев. Но в феврале русские жаловались, что те не поддержали их восстанием. В марте же оно не понадобилось. К прусской столице подошли части Репнина и приготовились — Витгенштейна. Эжен де Богарне посчитал положение безнадежным и распорядился эвакуировать свои войска в сторону стратегического Виттенбергского тракта.

4 марта, второй раз в истории, русские вошли в Берлин. «Радостное изумление жителей выше описания, — сообщал по этому поводу Чернышев, — каждый воин был облобызан тысячами толпящегося народа». Витгенштейн стал свидетелем иллюминаций, торжественной театральной постановки в честь России, а также сцен всеобщего ликования: «Во все это время изо ста тысяч уст раздавались безумолчно восклицания: «Да здравствует Александр, наш избавитель!» Берлинцы действительно увековечили русского царя. Александерплац — историческая площадь в центре Берлина — и по сей день называется его именем.

Об этом позаботился Фридрих Вильгельм, из союзника Наполеона превратившийся в верного друга Александра I. Позже в 1814-1815 годах на Венском конгрессе про прусского короля острили, что он вечно следует за русским царем, будто его камердинер.

Наполеон приходит в себя

Тем временем Наполеон, обозленный и озадаченный поражениями, не думал сдаваться. Первые месяцы 1813 года он использовал с максимальной выгодой для себя, в краткие сроки поставив под ружье сотни тысяч солдат. Несмотря на бегство союзников, у Франции оставались сторонники на континенте. Важнейшим из них была Саксония — ее монарху принадлежало герцогство Варшавское, только что занятое Россией в феврале. Немецкому государству было за что сражаться — чтобы оставить эти территории у себя.

Опасаясь наступления на Францию, Бонапарт не думал отказываться от Германии. Когда его войска перешли через Рейн, то вновь показали себя грозным противником. Бои развернулись на саксонских землях, где России на поддержку рассчитывать не приходилось. Войска Шестой коалиции отступали, считая потери, в том числе и непредвиденные. 28 апреля от болезней скончался Михаил Кутузов. Его сменил Витгенштейн, но, по мнению царя, не справился с армией. На место командующего назначили Михаила Барклая-де-Толли.

С набравшим силу Наполеоном 4 июня заключили перемирие на два месяца. Обе стороны нуждались в нем для подготовки к решающему сражению. Наполеон продолжал строить наполеоновские планы: вернуть утраченное на востоке и снова занять Берлин. Но попытка не увенчалась успехом, а после поражения при Кульме уступавшие в численности войска французов вынуждены были отступить и дать генеральное сражение у Лейпцига в Саксонии. Для Наполеона в этой битве решалось все.

Битва народов

Развернувшаяся баталия превзошла по ожесточенности Бородинскую битву — самое кровопролитное на тот момент, но только однодневное сражение. С 16 по 19 октября три дня войска двух больших коалиций — наполеоновской и его противников — сходились в схватке, получившей прозвание Битва народов. В ХХ веке на месте сражения возвели памятник высотой 91 м, самый массивный в Европе, а поблизости от него — русскую церковь. Сегодня эти здания находятся в городской черте Лейпцига, но 210 лет назад ландшафт выглядел иначе: бои велись вокруг исчезнувшей деревни Госсы (Гульденгоссы), которая переходила из рук в руки, как крепость, поскольку была окружена высокой каменной оградой.

Картина Владимира Мошкова «Сражение под Лейпцигом», 1815 год© Public Domain/ Wikimedia Commons

В Госсе покрыл свое имя славой Леонтий Коренной — гренадер Финляндского полка, отважившегося на вылазку в Госсу и оказавшегося там — в буквальном смысле — прижатым к ее стене. Спасая своего раненого командира, Коренной помог перебросить его на волю ценой того, что сам оказался под градом вражеских ударов. Развернувшего ружье и отбивавшегося прикладом Коренного французы ранили 18 раз, но не убили. «Чудо под Лейпцигом» сам Коренной объяснял изумлением французов перед одинокой фигурой безоружного воина, оборонявшего тупик. Нанесенные Коренному раны оказались легкими, а самого его в приказе по армии похвалил Наполеон, поставив в пример собственным солдатам.

Для них Лейпцигское сражение завершилось поражением. Французская армия откатывалась на запад, где ей предстояло защищать уже собственные исторические рубежи.

Бенкендорф и 700 храбрых

Но перед тем, как Шестая коалиция пересекла границы исторического королевства Франция, русская армия совершила еще один подвиг. В ноябре 1813 года отряд генерала Александра Бенкендорфа, поддержанный восставшим нидерландским флотом, вошел в Амстердам. Завоеванные еще в 1794–1795 годах Нидерланды приветствовали русских: возвращение независимости означало прекращение унизительных миллионных выплат, которые приходилось перечислять французам на содержание их войск. Но жители приморского королевства держали в уме и политический расчет. Если от терпевшего крах Наполеона их освободят британцы, то это создаст долг перед соседней державой — морским конкурентом. Поэтому в Амстердаме предпочитали помощь издалека.

Безоговорочная поддержка местных жителей позволила Бенкендорфу дезориентировать французов. Российский военачальник смог создать у неприятеля впечатление, что наступает многочисленным войском, хотя действовал во главе отряда 600–700 человек

Казаки на проселочной дороге в Северной Голландии. Картина Питера Герардуса ван Оса, 1815 год© Sepia Times/ Universal Images Group via Getty Images

Деморализованные ударом в тыл наполеоновские гарнизоны сдавались один за другим, наблюдая за тем, как державшийся на их штыках порядок рушился. Бенкендорф дождался в Амстердаме прибытия из эмиграции наследника прежних правителей-штатгальтеров Виллема Оранского и вручил ему город, где тот первым в местной истории венчался королевской короной. Потомки монарха, сочетавшегося браком с сестрой Александра I Анной, правят в Стране тюльпанов по сей день.

Потеря Нидерландов, защищавших Францию с запада, заставила Наполеона перейти к глубокой обороне. В первые три месяца 1814 года разворачивалась отчаянная битва за выживание раненой империи — но та была обречена. В марте русские войска вошли в Париж. Существует легенда, будто бы незнакомые с французской кухней казаки требовали, чтобы им подали еду пусть и простую, но быстро. От этого якобы произошло название популярных кафе бистро. По-видимому, действительности эта версия не соответствует. По крайней мере, впервые название этой марки зафиксировано у французов только в 1884 году

Игорь Гашков 

https://tass.ru/obschestvo/16788327?ysclid=lf3ojsaxbp167542382