«Откуда в этом человеке такая жажда жизни?»: к 145-летию со дня рождения Бориса Кустодиева

Его картины всегда ценили за яркие краски и воспевание жизни. Особое место в его творчестве занимали женские образы. Одна из самых знаменитых картин – «Купчиха за чаем» хранится в Русском музее

Фото: culture.ru

Если на улице пасмурно, а на душе скребут кошки, то самое время подлечиться картинами Бориса Кустодиева. Колоритные сцены русских будней и праздников, образы купчих, исполненных чувства собственного достоинства, и, конечно, знаменитый портрет русского гения Федора Шаляпина – эти полотна поднимут настроение любому.

Вот только мало кто знает, что большинство своих работ художник создал, будучи прикованным к инвалидной коляске.

НЕПРОСТАЯ СУДЬБА

Несмотря на очевидный талант, выпускник Академии художеств, получивший золотую медаль и право уехать в пенсионерскую поездку за границу или по России, влачил незавидное существование. На первые полученные деньги он  пошел покупать себе штаны. Да и потом судьба несильно его баловала.

В 19 лет он пишет матери: «Опять что-то ноет то в правой руке, то в шее, как это у меня часто бывает». А в 31 год признается: «Боль адская, доводящая до крика». Точный диагноз – опухоль спинного мозга поставили не сразу.

В марте 1916 года предложили оперироваться. Нужно было решать, что сохранить: руки или ноги? «Руки, оставьте руки! Художник без рук жить не сможет!» – умоляла врачей жена Кустодиева.

Руки сохранили. А вот ноги были парализованы, и художник оказался в инвалидном кресле.

Фото: culture.ru

РУССКИЕ КРАСАВИЦЫ

Критики особо отмечают созданные Кустодиевым женские образы, которые задали новый тип русской красавицы.

«Их Афродита родилась из дикой пены морской, а наша – из чистой, здоровой, банной пены!» – повторял Борис Кустодиев.

Работая над «Русской Венерой», он заставлял свою дочь ежедневно взбивать мыло, чтобы получались особенно пышные пузыри.

В Русском музее, где хранится знаменитая «Купчиха за чаем», признались: когда смотришь на эту картину, так и хочется сесть с ней за стол, отведать чаю с булочками, погладить кота!

Но мало кто догадывается, что по ночам Кустодиева мучил один и тот же кошмар: черные кошки впиваются острыми когтями в его спину и раздирают позвонки.

«Счастливый, щедрый, праздничный талант! Настоящий Кустодиев – это русский посад и русское село с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями», – писал признанный эстет Александр Бенуа.

Фото: culture.ru

В РОСТ И В ШУБЕ

Портрет Шаляпина давался художнику нелегко. Он писал двухметровый холст по частям, полулежа, с помощью специально разработанного устройства, наклонявшего полотно до нужного положения.

Кустодиев изобразил друга во весь рост в богатой бобровой шубе на фоне пестрого масленичного гулянья.

Заведующий Домом-музеем Ф. И. Шаляпина Андрей Алексеев-Борецкий рассказал, как рождалась эта картина. Однажды зимой Федор Шаляпин пришел к художнику, тот залюбовался его богатырской фигурой, румяным с мороза лицом и с ходу предложил написать портрет, только обязательно в этой богатой шубе.

Предложение хоть и понравилось Шаляпину, но немного смутило его. «Шуба-то хороша, да, возможно, краденая», – сказал он. И добавил, что получил ее в качестве гонорара за выступление в Мариинском театре.

«Пошел в магазин. Предложили мне выбрать. Экий я мерзавец – буржуй! Не мог выбрать похуже – выбрал получше», – шутил певец.

«Ведь как оригинально: и актер, и певец, а шубу свистнул», – вторил ему Кустодиев.

Это был самый любимый портрет Федора Ивановича, он увез его с собой в эмиграцию.

Сегодня портрет Федора Шаляпина хранится в его Доме-музее на Петроградской стороне. А уменьшенная авторская копия – в Русском музее.

Фото: culture.ru

ТАЛАНТЛИВ ВО ВСЕМ

После 1916 года жизненное пространство Кустодиева было ограничено комнатой в Петрограде.

Художник прожил всего 49 лет, но оставил колоссальное наследие в различных областях искусства. Борис Кустодиев известен как автор декораций и костюмов к спектаклям. Он активно сотрудничал с МХАТом и Большим театром в Москве, с Мариинским (тогда Государственным академическим театром оперы и балета) и Большим драматическим театром в Ленинграде. В Народном доме оформил оперу «Царская невеста».

Его знали и ценили Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко.

Особенно развернулось его дарование в области книжной иллюстрации: он создал десятки рисунков к пушкинским сказкам. Борис Кустодиев увлекался и фотографией, причем снимки нередко становились эскизами для картин.

В этот период он создал свои самые жизнеутверждающие работы. Одна из них – «Масленица», которая наряду с другими 59 работами художника хранится в Музее-квартире Исаака Бродского – филиале Музея Академии художеств. Его заведующая Оксана Волкова отметила, что двух художников связывала дружба, и именно Бродский стал инициатором создания серии «Русские типы».

«Исаак Бродский принимал самое активное участие в судьбе Бориса Кустодиева. Тот в свою очередь ценил Бродского за тонкий вкус в искусстве. Он изобразил его в образе страстного коллекционера, который спешит домой с новым приобретением, картиной самого Кустодиева «Купчиха», – рассказала Оксана Волкова. Когда «Масленицу» увидел известный хирург Лев Стуккей, он потрясенно воскликнул: «Откуда в этом прикованном к креслу человеке такая жажда жизни? Откуда эта невероятная сила творчества? Может, его искусство – это лучшее лекарство?»

После революции Кустодиеву не раз предлагали уехать. По воспоминаниям дочери, однажды его реакция была яростной: «Папа даже побледнел от возмущения. «Я русский, и, как бы трудно нам всем здесь сейчас ни было, я никогда не покину свою Родину!» Предлагавшему отъезд руки папа больше не подавал и всегда волновался, вспоминая этот разговор».

Фото: culture.ru

ХУДОЖНИК СЧАСТЬЯ

Бориса Кустодиева ценили современники. Один из крупнейших искусствоведов середины XX века Марк Эткинд, автор монографии о Кустодиеве, назвал его «самым жизнерадостным среди русских живописцев, художником счастья». Радость, которая пронизывает все полотна художника, всегда нравилась современникам.

«Его работы, очень броские, декоративные и в то же время театрализованные и романтичные, привлекают зрителей и сегодня», – заметила искусствовед, заведующая методическим отделом Государственного Русского музея Елена Станкевич. – В Русском музее Борис Кустодиев занимает свое особое место. Он интересен современным зрителям своей выразительностью, образностью, тонкостью живописи. И, конечно, темами. Тем миром, который он воссоздает в своих образах, миром памяти и миром мечты одновременно».

Борис Кустодиев родился в Астрахани. В 1896 году он поступил в Высшее художественное училище при Императорской академии художеств. Со второго курса обучался в мастерской Ильи Репина, в самом начале творческого пути проявил себя как портретист.

Портрет кисти Бориса Кустодиева Федор Шаляпин увез с собой в эмиграцию. Впоследствии дочери певца подарили его петербургскому музею.

21 год Борис Кустодиев прожил в Петербурге. Он скончался в мае 1927 года. 27 эскизов написал художник к картине Ильи Репина «Заседание Госсовета». В 1921 году Борис Кустодиев написал знаменитый портрет Федора Шаляпина.

https://spbdnevnik.ru/news/2023-03-07/otkuda-v-etom-cheloveke-takaya-zhazhda-zhizni-k-145letiyu-so-dnya-rozhdeniya-borisa-kustodieva