м. Митрофан (Баданин): «Наша сила – в чистой душе»

Митрополит Мурманский и Мончегорский о правилах ведения «духовной спецоперации»

м. Митрофан (Баданин): «Наша сила – в чистой душе»

Владыка Митрофан рассуждает о подлинном отношении к России и русским «цивилизованного» Запада, благодарит его за искренность, призывает христиан к борьбе с собственными грехами, напоминает о посте как об одном из самых действенных орудий в битве – не только духовной.

– Владыка, кто-то сегодня тоскует по «цивилизованному Западу», слезы от невозможности ездить в «просвещенный мир» льёт. А я вспоминаю, в прошлом году в Мурманске был скандал: «Ненавижу русских!» – кричала в гостинице города консул Норвегии, явившаяся туда со своим то ли другом, то ли подругой, и когда ее попросили малость подождать, пока наведут порядок в номере, нордическое спокойствие покинуло даму – она принялась клясть Россию и русских. За что ее выпроводили из страны. Имеет ли смысл нам так уж сильно горевать из-за прекращения контактов с такими соседями?

 – Да мы этой глупой бабе в ноги должны поклониться с благодарностью: она – лицо нынешней европейской цивилизации, точнее, того, что от нее осталось. Вот как к нашей стране, к русскому народу относится то, что мы когда-то считали, чуть ли не примером для подражания. Спасибо за откровенность. Обезьянничанье приводит к смердяковскому: «Я всю Россию ненавижу-с». Хотите быть смердяковыми – пожалуйста: горюйте о прекращении общения с носителями такой замечательной культуры, которая вас же самих считает не просто неполноценными – мусором, подлежащим уничтожению. Эта ненависть носит онтологический характер, и была она всегда. Никогда не будет по-другому, какие бы розовые мечты вы ни строили в отношении добрососедства. Нам казалось, что может быть по-другому. В первый раз в 1812-м году, когда Россия заговорила по-французски, забыв родной язык. Затем в 1917-м году и последующие годы, когда ради «интернационала» начался геноцид православного русского народа. Затем в 90-е годы, которые мы прекрасно помним и последствия чего до сих пор испытываем. В очередной раз соорудили себе фантом, мол, как сильно и нежно нас дорогой Запад любит и ценит, а когда фантом начал рушиться, недоумеваем: «Ну как же так»? Да вот так – ничего другого столь любвеобильный Запад христианской России не предложит никогда. Даже после Великой Отечественной войны, в которой объединенная Европа все свои ресурсы самозабвенно отдавала Гитлеру для окончательного решения восточного (читай – русского) вопроса, мы не признали, я считаю, пагубности своих заблуждений в отношении Запада и его подлинных ценностей. Боялись или стеснялись вслух, во всеуслышание прочитать русофобские труды гражданина Энгельса и его последователей – полные ненависти к России и русским пассажи одного эмигранта из России, томившегося в Швейцарии, многое говорят об истинных целях «светлого будущего», о том «благе», которое уготовано православным людям в этом будущем. Христос по определению – главный враг этой цивилизации, а Его последователи – плохие или хорошие – досадная помеха. Взгляните, что сейчас происходит на Украине, и вы поймете, о чем я говорю. Именно сейчас, в эти дни, мы пытаемся преодолеть последствия преступлений большевиков против своего народа в 1917-м году.

– Как сейчас, по вашему опыту, воспринимается христианская проповедь на Севере?

– Капля камень точит: смысл служения священника, да и любого христианина – проповедь Евангелия, крайне желательно и собственной жизнью. Только тогда, когда слово подкрепляется делами Евангелия, камень усталости, безразличия, а то и агрессии разрушается. Я по опыту знаю, что такие евангельские дела у нас есть – люди видят их, следовательно, проповедь приносит свои добрые плоды. То самое семя, которые мы обязаны сеять, непременно прорастет, я уверен.

– Как не запаниковать, когда панические слухи звучат сегодня чуть не из каждого утюга?

– Думаю, первая волна панических слухов уже прошла: часть людей, поддавшись ей, были сметены этой волной либо за Верхний Ларс, либо куда подальше, а основная часть, мне кажется, с достойным спокойствием признала суровую действительность. Да, мы находимся в состоянии войны. Да, война – вещь ужасная, но она ведется против нас, против нашей страны. Паника по определению лишает сил и разума – что отдельного человека, что целый народ. Следовательно, если мы хотим достойно выстоять в нынешнем противоборстве, мы не имеем никакого права позволить лишить себя сил и ума.

Чем каждый из нас может помочь – вот наша первостепенная задача сегодня. Другого выхода нет. К счастью, нам выбора не оставили: à la guerre comme à la guerre. Почему к счастью? Вспомним Высоцкого:

«Но знаю я, что лживо, а что свято, –
Я это понял все-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята, –
Мне выбора, по счастью, не дано».

Понимаете, мы здорово накуршавелились, намайямились в последнее время – настолько заплыли жирком, я имею в виду не только тело, но и душу, что перестали воспринимать действительность объективно, критически. Уж так было хорошо нашему телу, что мы начали терять душу – результат такого процесса плачевен. Ну не сводится человек к своему желудку – у него есть, оказывается, душа, которой нужен Бог. Вот это мы стали забывать. И в панике ты или не в панике, но, если ты хочешь быть (стать) христианином, то о вещах более важных, чем Куршавель, Майями, Мальдивы или что там еще, ты должен помнить.

Итак, как мы можем помочь в сложившемся положении – самим себе и Отечеству? Конечно, можно и нужно поддерживать наше войско – будь то морально, будь то материально – это мы делаем. И наши военные священники служат на передовой – все это есть. Но самое главное, по моему убеждению и опыту, заключается во внутреннем очищении человека, в очищении его души. Огромное значение имеет пост, поверьте. Не «как бы» пост, а пост настоящий, искренний, серьезный – не только с отказом от определенных продуктов, а с борьбой со своим испорченным существом, со своими страстями. В этом наша сила – в чистой душе. Библейская практика, думаю, красноречиво об этом свидетельствует: как только народ, общество вспоминает о Боге, начинает следовать Его заповедям, земные (а то и адские) вызовы преодолеваются. А пост, строгость к себе – одно из лучших средств к такому памятованию. И если мы, вместо того чтобы листать всякие новости и сходить с ума от лжи, «фейков», сосредоточимся на искренней, осознанной молитве и посте, то таким образом поможем как себе самим, так и ближним, и всему Отечеству. Все решает и решит Господь, и Его воля склоняется к тем, кто соблюдает Его заповеди, помнит о Нем. Зло, бесовщина изгоняется не автоматом, не матом, не ненавистью – оно изгоняется жизнью по Богу. А война сейчас идет именно с беснованием, я считаю. Так что на нас, на христианах, колоссальная ответственность – как за собственную судьбу, так и за будущее православной России. Проще говоря, на полях сражений все решится так, как мы будем молиться. Будем тосковать по куршавелям и другим курортам – отправимся в увлекательное путешествие под охраной дорогих западных партнеров и их «хиви». Будем всерьез воспринимать свое христианство – все будет хорошо.

Беседу вел Петр ДавыдовСпециально для «Столетия»

https://www.stoletie.ru/obschestvo/m_mitrofan_badanin__nasha_sila__v_chistoj_dushe_560.htm