Завоеватель высоты: 135 лет со дня рождения Игоря Сикорского

От Жюля Верна и Леонардо да Винчи до «Русского витязя» и «Ильи Муромца» — первые 30 лет великого авиаконструктора.

Мечты о небе

Авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский родился 25 мая (6 июня) 1889 года. И отец, и мать имели медицинское образование. Иван Алексеевич Сикорский, профессор Университета имени Святого Владимира, был автором всемирно известных трудов по психиатрии, всеобщей психологии и нервно-психиатрической гигиене. А младший сын мечтал о полётах, как вспоминал сам конструктор — под влиянием матери, Марии Стефановны.

Настольной книгой Игоря стал фантастический роман Жюля Верна «Робур-завоеватель», где описаны несуществующие мощные железные аппараты и предсказано становление авиации. Позже он взялся за «Атлантический кодекс» Леонардо да Винчи — там содержатся чертежи и рисунки различных устройств, в том числе насосов и даже вертолёта — геликоптера. В 12 лет Игорь сам смастерил модель аппарата вертикального взлёта, применив в качестве мотора обычную резинку. Также он всерьёз интересовался химией, особенно взрывчатыми веществами. Один из экспериментов с нитроглицерином едва не стоил ему жизни.

Фото: Игорь Сикорский

И всё же воздухоплавание!

После окончания гимназии, в 14 лет, Игорь Сикорский вслед за старшим братом Сергеем поступил в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге, но спустя три года окончил службу, решив посвятить себя воздухоплаванию и конструированию летательных аппаратов.

В 1907 году Игорь Сикорский поступил в Киевский политехнический институт, чтобы учиться на инженера. Но уже в 1908 году решил, что ряд изучаемых дисциплин ему просто не нужен, важнее практические занятия. Диплом о высшем образовании он получит, но только спустя семь лет, будучи уже известным авиаконструктором.

Бывший студент Сикорский занялся конспектированием и анализом трудов о воздухоплавании, в домашней мастерской конструировал модели летающих машин. И собирал все заметки о первых демонстрационных полётах братьев Райт.

Начало серьёзной работы

Модели Сикорского постепенно становились всё больше. В июле 1909 года он создал первый в России прототип вертолёта и приступил к его испытаниям. Аппарат успешно запускался, но не взлетал, какие бы изменения ни вносил конструктор. Тяга винтов была меньше, чем вес самого аппарата, и взлететь, тем более с пилотом, он, конечно, не мог.

Несмотря на неудачу, научное сообщество признало вертолёт как ценный опыт в авиастроении. Игорь Сикорский вместе с бывшим сокурсником Фёдором Былинкиным продолжили работу по тестированию винтовых систем. К зиме построили аэросани, чтобы испытывать винты, создаваемые Сикорским. Затем приступили к созданию первого совместного самолёта БиС-1 (С-1). Для этой работы Сикорский и Былинкин привлекли и других заинтересованных студентов: Георгия Адлера, Василия Иордана, Михаила Климиксеева, Анатолия Серебренникова, Константина Эрганта, а также механика-моториста Владимира Панасюка.

В апреле 1910 года самолёт был собран, однако БиС-1 не хватило мощности: он лишь ненадолго отрывался от земли и был способен пролететь около 20 метров. Модель С-2 (БиС-2) более удачна — самолёт поднялся в воздух и совершил непродолжительный полёт. За этой моделью последовали более совершенные С-3 и С-4.

Фото: Вторая модель вертолёта Сикорского

Фото: Вторая модель вертолёта Сикорского

Часы императора и Большая золотая медаль

Весной 1911 года Сикорский представил самолёт С-5. На нём авиаконструктор сдал лётный экзамен, установил четыре всероссийских рекорда, демонстрировал полёты. Самолёт показал неоспоримое превосходство над иностранными летательными аппаратами. Достижения авиаконструктора заметил сам император Николай II. Он проявил большой интерес к изобретениям Сикорского и даже подарил золотые часы в знак признания его заслуг.

Не менее удачными оказались усовершенствованная модель С-6 и модификация С-6А, за которую авиаконструктор получил Большую золотую медаль Московской воздухоплавательной выставки в апреле 1912 году.

В это время Сикорский уже работал над чертежами первого многомоторного тяжёлого самолёта, который соберут на РБВЗ (Русско-Балтийском вагонном заводе). Напомним, что автомобильное отделение предприятия собирало автомобили «Руссо-Балт», одерживающие в те годы блистательные победы на самых престижных ралли.

Фото: Самолёт С-6

Фото: Самолёт С-6

«Большой Балтийский», он же «Русский витязь»

Весной 1912 года Игорь Сикорский выступал на Втором всероссийском Воздухоплавательном съезде в Политехническом музее, где заявлял, что будущее — за тяжёлыми многомоторными аппаратами, настоящими воздушными кораблями.

В июне Сикорского уже официально пригласили стать главным конструктором и управляющим Воздухоплавательного отделения РБВЗ в Санкт-Петербурге. Завод подписал с ним контракт на пять лет. В то же время 19 июня 1912 года Сикорский заключил контракт на полгода с ССБМ (Службой Связи Балтийского моря), где стал «техником по авиационной и воздухоплавательной части», по сути, возглавил инженерную службу зарождающейся российской военно-морской авиации.

Начав работать в РБВЗ, Сикорский получил всё необходимое для полноценного строительства своих самолётов. Там он создал первый гидросамолёт С-5А на основе С-5, который после доработок стал основным учебным, а позже и усовершенствованный С-10 «Гидро», выпустил экспериментальный самолёт С-7 и С-8 «Малютка», но главное — продолжал строительство первого в мире многомоторного самолёта «Гранд». Он был готов к полётам в марте 1913 года. Самолёт вышел огромным, его размер и масса были приблизительно вдвое большими, чем у любого из существовавших на тот момент летательных аппаратов: с четырьмя мощными моторами весил более четырёх тонн, размах нижнего крыла составлял 20 метров, а верхнего — 27,2 метра. Этот самолёт претерпит много изменений, сменится и его название: Le Grand, «Гранд», потом «Большой Балтийский». А всемирно известным он станет под именем «Русский витязь».

Фото: Самолёт «Русский витязь»

Фото: Самолёт «Русский витязь»

И «Илья Муромец»

В октябре 1913 года Игорь Сикорский представил усовершенствованный многомоторный самолёт «Илья Муромец». Современников, видевших до этого только лёгкие аэропланы, аппарат поражал габаритами и сложностью: мощные двигатели располагались на нижнем прочном крыле, закрытая кабина полностью застеклена, внутри находились десятки приборов, многие из которых разработал сам конструктор.

«Илья Муромец» стал первым в мире пассажирским самолётом. Салон был оборудован электрическим освещением, скромно, но красиво отделан, в нём стояли кресла. Отопление пассажирского салона осуществлялось теплом выхлопных газов двигателей. Сикорский предусмотрел даже уборную с умывальником, очевидно, в расчёте на длительные полёты. 12 февраля 1914 года «Илья Муромец» поднял в воздух 16 человек и собаку общим весом 1290 килограммов. Пилотировал самолёт сам Игорь Сикорский.

К началу Первой мировой войны в июле 1914 года было построено уже четыре «Ильи Муромца». К сентябрю того же года они были переданы в Императорский военно-воздушный флот, где служили бомбардировщиками.

Фото: Самолёт «Илья Муромец»

Фото: Самолёт «Илья Муромец»

По мнению начальника штаба 1-й армии генерал-лейтенанта Одишелидзе, уже первые боевые полёты подтвердили ценность самолётов «Илья Муромец» для действующей русской армии:

«Полёты эти показали крупное преимущество аппаратов «Илья Муромец» по сравнению с аппаратами других схем. Большая грузоподъёмность, удобство наблюдения, возможность взять большую высоту (на последних полётах — 3200 метров), большой радиус полёта, вооружение аппарата и большая меткость попадания бомбами — всё это составляет чрезвычайно крупное преимущество по сравнению с аппаратами обыкновенного типа… Большое значение имеет также достоверность результатов разведки, так как каждое наблюдение может свободно фотографироваться».

В том же году Сикорский получил Почётный диплом инженера в Санкт-Петербургском политехническом институте. До 1917 года было выпущено более 90 самолётов типа «Илья Муромец».

В 1915 году Сикорский создал первый в мире серийно выпускавшийся истребитель сопровождения — С-16 для совместных действий с бомбардировщиками «Илья Муромец» и охраны их аэродромов от самолётов противника. Последующие конструкции Сикорского — истребители С-17 и C-18, не были удачными и существовали лишь в опытных экземплярах.

Российский период жизни Игоря Сикорского закончился 18 февраля 1918 года с началом эмиграции. Всемирно известному авиаконструктору не было ещё 30…

***

Модель самолёта «Илья Муромец» — один из самых заметных экспонатов выставки «Политехнический музей: приближая будущее», которая проходит в Музее Москвы до 30 июня 2024 года. Там же можно ознакомиться и с другими предметами и документами, связанными с авиаконструктором.

https://dzen.ru/a/ZlCffwRVI36QdXHK