Нравственность – это внутренняя установка

Святослав Можей: Нравственность – это внутренняя установка действовать согласно совести
Что такое нравственность, почему необходимо сохранить внутренний, первоначально чистый и радостный, мир детей от негативного влияния современного социума, пробудить в детях нравственное чувство – об этом и о литературно-издательском проекте «Нравственные посевы» мы беседуем с его исполнительным директором Святославом Леонидовичем Можеем.
О нравственности и современном обществе
— Здравствуйте, Святослав Леонидович, начиная разговор о нравственности, давайте обозначим, что означает это понятие в Вашем понимании.
— Понятий «нравственность» много. К примеру, такой современный и полезный ресурс, как «Википедия», дает определение нравственности, базируясь на марксизме. Безусловно, это выглядит очень странно для нашего общества. Лично для меня нравственность – это внутренняя установка действовать согласно своей совести. Нравственность выражается в высших добродетелях – вере, надежде и любви.
Вот, например, вчера я смотрел диски одного проекта, посвященного нравственности и воспитанию, в нем это понятие связано с силой духа, души и тела. Мне крайне сложно даже понять, что под этим подразумевается. Давайте представим ситуацию, революционер подрывает себя в толпе, погибает сам и убивает 20 человек вокруг. Он сильный духом? Да. Но нравственный ли это поступок? Человек пожертвовал своей жизнью во имя идеи, но и убил других людей. Одно дело – война, убивать, защищая Родину, и совсем другое – убивать свой же народ ради «блага» его части.
— Почему, на Ваш взгляд, на данный момент проблема воспитания нравственности особенно актуальна? Давайте попробуем проанализировать нравственный климат современного общества.
— В России нравственность имеет особые черты. Это и остатки советского, революционного прошлого, и возрождение христианских воззрений. Неплохо было бы уже подвести некоторые итоги.
Много лет существовали одни ориентиры, потом произошел их слом, но новых ориентиров не появилось. Зачастую мы можем видеть, что даже в одной семье у родителей может быть один устой жизни, а у детей – другой. Кроме того, мы видим, как нашему обществу насаждаются чуждые ему ориентиры, в долгосрочной программе направленные на разрушение страны. Вот и получается, что самые популярные игрушки – девочки в мини-юбках с накрашенными лицами (речь идет о кукле Барби – Ю.К.), этой девочке можно купить дружка-мальчика, который от девочки, кроме прически, мало чем отличается. Или какие-то бесоподобные монстры… Где же теплое, живое, основательное такое добро? Любовь? Вот это все перечеркивается. Слава Богу, идет некая борьба со всей этой грязью, льющейся извне, но она недостаточна. Родителям надо постоянно быть начеку.
У нас, к сожалению, только некоторые семьи имеют определенный нравственный стержень, воспитывают детей в любви. А другие показывают своим детям совсем другие примеры. Конечно же, это недостаток не только семейного воспитания, но и воспитания школьного.
О литературно-издательском инновационном проекте «Нравственные посевы»
— Давайте побеседуем о литературно-издательском проекте «Нравственные посевы» (http://xn—-7sbgabqab9deaomfrii0oh.xn--p1ai/), в 2011 г. Вы стали его исполнительным директором. В чем уникальность «Нравственных посевов»? В чем отличие от других подобных проектов?
— В проекте «Нравственные посевы» мы постарались дистанцироваться от любой религии. Мы не говорим, что человек находится в центре мироздания. Но мы и не говорим, что Бог – в центре мироздания. Мы хотим, чтобы люди — родители, дети – пытались найти истину сами, без насилия над личностью. Это очень важный момент. Если мы вспомним советскую идеологию, там были четко прописаны все понятия, выучи – и все, другого варианта не существует. Это – насилие. Нам бы не хотелось просто прописать детям новые определения или догматы. Уважая мнение других, мы считаем, что существует некий верный вектор развития человека, стремясь к которому наше общество будет возрождаться. Он выверен исторически, и мы стараемся этот вектор показать.
Также уникальность проекта в том, что, на наш взгляд, нравственность в человеке уже заложена. И чтобы ее не загубить, не задавить, а, напротив, пробудить – вот это и есть наша задача.
В книгах проекта – истории-повествования построены в плоскости отношений «животное – животное», «животное – человек». В этом есть момент отсутствия назидательности. В проекте, конечно, есть книги, повествующие и об отношениях людей, в основном, детей и родителей, но их количество умеренно. Без этого тоже нельзя.
Все, истории, описанные в книгах – достоверные, они произошли на самом деле. Некоторые из них – уникальные, повторяющиеся нечасто, а некоторые подсмотрены в природе и существуют как один из ее законов.
— Каждая из серий книг проекта имеет определенную возрастную аудиторию. Каковы особенности этих серий?
— Дошкольная серия «Учим добрые слова» состоит из комплекта книжек: одна – для ребенка, а другая – для родителя. Мы открываем книгу для детей и видим цветную иллюстрацию и небольшой стишок, родитель читает его ребенку, а потом беседует о том, что они вместе прочитали и о том, что видят на картинке. Но сначала нужно подготовиться к беседе, для этого существует приложение «Поговорим о прочитанном». Например, мы видим такую картинку: стоят, обнявшись, гусь и гусыня, а вокруг них — гусятки. Стихотворение называется «Верные».
– Нет тебя, гусыня, лучше и добрей,
С материнской лаской ты растишь детей.
Быть главой семейства я, конечно, рад,
Верная подруга – лучше всех наград!
После прочтения родитель объясняет ребенку, что гусь и гусыня создают семью навек, если кто-то из них погибает, новая пара не создается. Представляете, какой это посыл? Природой создано: одна семья, один супруг… Это дошкольная книга, у детей уже такой принцип закладывается. Хорошо это для общества? Да, хорошо. Но в то же время принцип «главное, чтобы тебе было хорошо», весьма популярный в наше время, является разрушающим везде и во всем. На деле же тебе будет хорошо, если будут соблюдены нравственные установки, в тебе заложенные. И не только тебе будет хорошо – и окружающим будет хорошо, и обществу в целом будет хорошо. Вот об этих нравственных установках мы и рассказываем – любовь, верность, помощь ближнему, помощь родителям…
Есть детские сады, которые у нас закупают книги, они присылают отзывы, пишут, что проект уникальный и очень нужный, что он им очень помогает в процессе воспитания.
Серия «Чтение для души» предназначена для детей, которые читают сами. И хотя возрастные рекомендации этих книг «6+», на мой взгляд, ограничений тут нет вообще, это могут быть первые книжки, как только ребенок начинает читать рассказы. Более того, эти книги читают взрослые. Мы столько получили отзывов, где мамы говорят, что они сами их читают, да я сам их читаю, иногда по нескольку раз перечитываю книжки с большим удовольствием. Это рассказы о добрых чувствах животных. Автор книг Татьяна Дмитриевна Жданова, биолог и зоопсихолог, поэтому истории на страницах книг являются изложением того, что действительно существует в природе.
Есть серия «Говорящая природа», это книги для ребят, начиная с младшего школьного возраста, и эту серию также читают взрослые. Эти книги рассказывают об устроении природы. А оно очень сложное, и вполне возможно, что кого-то такие книги подтолкнут к мысли – а поставлена ли точка в происхождении видов?
— Какие направления развития проекта в будущем?
— Для издания в ближайшем будущем мы начали активную подготовку книг серии «Из бабушкиного сундучка». К выпуску готовятся сборник в твердом переплете на основе серии «Говорящая природа» и большая книга добрых раскрасок с занимательными страницами, играми, сканвордами и разделом «Учимся рисовать», где каждый урок сопровождается комментариями нравственного направления. Начата работа над первым сборником аудио-диафильмов по лучшим рассказам проекта «Нравственные посевы». Также сейчас мы готовы серьезно заниматься вопросом привлечения внимания к проекту всех тех, кто неравнодушен к проблемам современных детей – благотворителей, фондов, муниципальных, государственных и других структур.
О пробуждении и развитии нравственности в детях
— И напоследок, как исполнительный директор литературно-издательского проекта, посвященного нравственному воспитанию, что бы Вы посоветовали родителям и педагогам? Как пробудить и далее развить нравственные качества в детях?
— Прежде всего, от всей души хочу поблагодарить родителей, которые понимают, что нравственность, которая изначально заложена в каждого ребенка, надо пробуждать. Также могу посоветовать — помимо приобретения наших книг — обращать пристальное внимание на то, какие мультфильмы смотрит ваш ребенок. Они должны быть только добрые, нести только добро, ни в коем случае не «стрелялки», не «взрывалки». Еще есть добрые хорошие фильмы. Кроме того, игра имеет большое значение в воспитании ребенка, я об этом сужу исходя из своего отцовского опыта, иногда игры приходится сочинять, разворачивать сюжет по ходу, акцентируя внимание ребенка на добром и нравственном. Кроме того, немаловажно воспитывать детей собственным примером. Никогда не развить в ребенке нравственность, если говорить одно, а делать другое.
Беседу провела Юлия Киреева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *