РОД АМФИТЕАТРОВЫХ

Род Амфитеатровых был весьма многочислен. Предполагают, что он ведет свое начало от Иолка Раича (возможно, дедушки С. И. Раича), архимандрита сербского. Известно, что он учился в Киевской духовной академии и был отцом матери С. К. Раича.

Познакомимся с наиболее известными представителями старинного рода:

— митрополит Филарет (Федор Георгиевич Амфитеатров, 1779—1857)

— Семен Егорович Раич (Амфитеатров) (1792—1855)

— Яков Космич Амфитеатров (1802—1848)

— архиепископ Антоний (Амфитеатров Яков Гаврилович, 1815—1879)

— Евгений Васильевич Амфитеатров (1815—1888)

— Валентин Николаевич Амфитеатров (1836—1908)

— Александр Валентинович Амфитеатров (1862—1938).

Начнем наш рассказ с жития митрополита Филарета — личности необыкновенной.

Филарет (Федор Георгиевич Амфитеатров (1779—1857)) — митрополит Киевский и Галицкий. Сын священника Орловской губернии, Кромского уезда. Родился 17 (28) апреля в селе Высокое. По окончании курса в Севской семинарии принял монашество.

Ректор семинарий Севской, Уфимской и Тобольской. Настоятель Свенского монастыря Орловской губернии. Доктор богословия. В 1816 году Филарет определен ректором Московской духовной академии, а в 1819 году возведен в сан епископа Калужского. Затем на кафедрах: рязанской, казанской, ярославской.

В 1837 году назначен митрополитом Киевским, где пробыл до смерти, последовавшей 21 декабря (2 января) 1858 г.

Он пользовался всеобщим уважением. Владыка Филарет — автор богословских сочинений: «Беседа на Евангелие от Иоанна», «Слова и речи, говоренные в разные времена».

Митрополит Филарет вывел на свет целую плеяду монахов, раскрыл дивные сокровища русского подвижничества — отшельничества в самом центре России. Наш земляк призвал к сотрудничеству земляковсподвижников Рославльского, смежного с Брянским, края, среди которых был отец Никита Белобережский и Ярославский — уроженец города Орла.

Любопытны орловские страницы жизни святителя Филарета.

Федор Егоров, сын Амфитеатров, поступил в Орловское духовное училище в 1788 году, когда ему исполнилось 10 лет. В 1790 году он обучался синтаксису и отмечен учителем Козьмою Троепольским как «оказавший изрядные успехи».

На экзамене получил отметку «превосходно», по письменному — «отлично» и удостоился перевода в высший риторический класс. Таких было всего пять учащихся, но все они оказались старше летами, чем Амфитеатров.

По отзыву одного из товарищей А. И. Гапонова, Амфитеатров отличался особенной кротостью, за что, как и за успехи, был особенно любим учителями. По окончании философского курса в 1795 году он переведен в Севскую духовную семинарию в богословский класс.

Когда митрополит Филарет проезжал из Оптиной Пустыни через Орел, то зашел в собор, где собрался народ. Он поздоровался, благословил и сказал: «Здравствуйте, мой земляки! Ведь я сам орловский уроженец. Вот здесь, где теперь архиерейский дом, прежде было уездное училище, где я учился мальчиком. А там на нижней слободке монастырской я квартировал. Был тут однодворец Селихов, что, жив ли он? Небось уже стар стал?» И когда в тот же день пришел к нему Селихов, то Владыка поздоровался и побывал у него в доме.

По блаженной кончине святителя-подвижника открылась заветная тайна души его сугубым обетом иночества. Из завещания, вскрытого сразу после кончины архипастыря, узнали, что он тайно принял схиму в 1841 г. с именем Феодосия, высший образ иноческого жития, и просил, чтобы был погребен в схиме.

Орловский протоиерей Илья Ливанский в марте 1908 года посвятил этому стихи:

И умер схимником, явив

Тем миру, что был не напрасен

Твой с детства к подвигам порыв,

Что уж тогда тебе был ясен.

Путь жизни, коим ты прошел,

Святитель дивный, приснославный,

И память вечную обрел

Повсюду по Руси державной…

Н. С. Лесков в «Мелочах архиерейской жизни» пишет: «Митрополит Филарет Амфитеатров… завещал ей «дитя своего сердца» (племянника) преосвященного Антония, почившего архиепископа Казанского, у которого, может быть, и были свои недостатки, но который тем не менее, конечно, небезосновательно пользовался уважением и любовью очень многих людей в России, ожидавших от него больших услуг церкви. Но он так и умер не в фаворе.

А посему можно думать, что Русь судит о церковном правительстве митрополита Амфитеатрова правильно; она держится в этом слове своего божественного учителя: «дерево узнается по плодам» (Мф. XII, 33).

И далее: «Что оставил митрополит Филарет в наследие своим наступникам? Сплошное, одноверное население, самым трогательным образом любившее своего «старюсенького дидусю»»…

Писатель подчеркивает: «Вся жизнь митрополита Филарета Амфитеатрова может быть поистине названа самою монашескою в самом наилучшем понятии этого слова…

Память подобных людей часто не имеет места в истории, но зато она легко переходит в жития — эти священные саги, которые благоговейно хранит и чтит память народа».

Издатель, педагог, поэт Семен Егорович Раич (Амфитеатров) родился в 1792 году в селе Высокое Кромского уезда в семье священника Амфитеатрова и был братом митрополита Филарета Киевского и Галицкого.

Фамилию Раич получил, учась в Орловской семинарии, куда родители определили его десятилетним мальчиком.

Предполагают, что фамилия будущего поэта, переводчика, педагога и журналиста первой половины XIX века образована от названия села Раи — Высокое (Раич).

Семен Егорович приобщился к литературе, полюбил поэзию и начал писать стихи, воспевая природу родных мест.

Был учителем Ф. И. Тютчева, писательницы Евгении Тур, декабриста А. В. Шереметьева, жены декабриста — А. В. Якушкиной, литератора А. Н. Муравьева.

В 1818 году Раич защитил диссертацию «Рассуждение о дидактической поэзии», получив звание магистра словесных наук.

Преподает в Благородном пансионе при Московском университете, где среди воспитанников был поэт М. В. Лермонтов. Затем преподает в Лазаревском институте восточных языков и других учебных заведениях.

До 1821 года он был членом «Союза благоденствия» и после подавления восстания декабристов попал в известный «Алфавит членов бывших злоумышленных обществ».

Произведения Раича печатались во многих изданиях: альманахах «Полярная звезда» и «Мнемозина», издаваемых Рылеевым, Бестужевым, Марлинским и Кюхельбекером.

Характеризуя литературную деятельность Раича, П. Вяземский в середине 1820х годов писал: «Раич — один литератор в Москве, скажу смело».

В издании альманаха «Северная лира» за 1827 год представлены произведения А. Пушкина, В. Жуковского, Д. Давыдова, Ф. Тютчева, Е. Баратынского.

На страницах «Галатеи» Раич опубликовал свои воспоминания о Пушкине. Умер Семен Егорович Раич 28 октября (20 ноября) 1855 года. Его имя не забыто.

О жизни поэта рассказывается в экспозиции краеведческого музея Дзержинского района города Москвы, его имя указано на карте-схеме «Декабристы в Москве» (Д. Ерохин, 1979 г.)

«Высокое»

(из поэмы «Арета»)

Село, село! О, как ты много

Душе тоскливой говоришь,

Душе, волнуемой тревогой!

О, как мила твоя мне тишь!..

В автобиографии Раич пишет: «С каким удовольствием вспоминаю я о тех сладостных часах, когда, бывало, весною и летом, живя в Подмосковной, мы вдвоем с Федором Ивановичем выходили из дому, запасались Горацием, Вергилием или кем-нибудь из отечественных писателей и, усевшись в роще, на холмике, углублялись в чтение и утопали в чистых наслаждениях Поэзии… (по) тринадцатому году он переводил уже оды Горация с замечательным успехом».

Ф. И. Тютчев посвятил Раичу стихи:

И ты рассек с отважностью и славой

Моря обширные свои рулем,

И днесь, о друг, спокойно, величаво

Влетаешь в пристань с верным торжеством.

Скорей на брег — и дружеству на лоно

Склони, певец, склони главу свою –

Да ветвию от древа Аполлона

Его питомца я увью!..

14 сентября 1820 года

В Москве живет художник Юрий Николаевич Скаткин, изучающий жизнь и творчество своего прадеда Семена Егоровича Раича.

Яков Козьмич (Космич) Амфитеатров (1802—1846), писатель, профессор церковной словесности Киевской духовной академии.

Сын причетника. Родился в 1802 году в селе Высокое Кромского уезда. В 1825 году окончил Орловскую духовную семинарию Орловской епархии, а в 1829 году окончил курс Киевской духовной академии со степенью магистра.

Суровый аскет и проповедник строго ортодоксальных воззрений. Имел большое влияние на своих слушателей, повлиял на разработку и направление гомилетической науки. Его «Чтение о церковной словесности, или Гомилетика» (К., 1846) — одно из наиболее замечательных русских сочинений по гомилетике, первая попытка построить церковную проповедь по древнерусским образцам. Известны еще его «Беседы об отношении церкви к христианам» (К.,1847, 5 изд. с б.,1885). Умер в июле 1848 года от простуды.

Архиепископ Антоний (Амфитеатров), племянник митрополита Филарета, духовный писатель.

Родился 15 октября 1815 года на Урале, в поселке Миасский завод, где его отец Гавриил Егорович Амфитеатров служил священником в местной церкви.

Первоначальное и среднее образование получил в Калуге, где окончил духовное училище и семинарию. По окончании Киевской духовной академии со степенью магистра оставлен при ней бакалавром.

В 1840 году принял монашество и получил назначение вначале ректором КиевоСофийских духовных училищ, а затем в 1841 году инспектором Киевской семинарии.

В 1845 году возведен в сан архимандрита и назначен ректором семинарии. В 1848 году получил степень доктора богословия за учебник по догматическому богословию. С этого же года он настоятель Никольского монастыря, а с 1851 года ректор Киевской духовной академии.

В 1858 году хиротонисан во епископа Чигиринского, киевского викария, в 1859 году переведен в Смоленск, в 1866 году — в Казань. Здесь владыка Антоний занимался миссионерством, учредил братство святого Гурия для просвещения в христианском духе инородцев.

В 1867 году получил архиепископство. Скончался 21 октября 1879 года. Похоронен в Казанском соборе города Казани.

Как архипастырь он старался о развитии миссии, о поддержании деятельности церковно-просветительских попечительств и о поднятии духовного образования.

Известны его труды: «Догматическое богословие» (К., 8 изд., 1862), «Пастырское богословие» (ч. 1, К., 1851), «Беседы сельского священника к прихожанам» (4 изд., 1854), «Собрание слов», изданы отдельно в Киеве (1859) и Казани.

Биография его напечатана архимандритом Сергием (Василевским) в Казани в 1885 г.

Евгений Васильевич Амфитеатров (1815—1888), профессор.

Сын священника. Родился в 1815 году. Окончил Петербургскую духовную академию, с 1848 года профессор кафедры словесности. В 1873 году избран городским головою города Сергиева Посада, где находится Московская духовная академия. Скончался в чине действительного статского советника 17 мая 1888 года.

«Пастырь добрый»

Одним из таких «пастырей добрых» был отец Валентин Амфитеатров, о котором с уважением говорил сам Иоанн Кронштадтский. Окруженный просителями, он как-то сказал: «Что вы ходите ко мне, у вас в Москве есть свой великий пастырь, отец Валентин, который лучше меня, к нему и обращайтесь». Познакомимся с житием этого пастыря, которого отец Иоанн считал лучше себя.

Валентин Николаевич Амфитеатров принадлежал к старинному роду священнослужителей. Он родился 1 сентября (по старому стилю) 1836 года в селе Высокое Кромского уезда Орловской губернии. Сын священника, он продолжил традицию своих предков, посвятив себя труду на ниве Христовой.

Несмотря на нужду и материальные затруднения (юный Валентин вспоминал: «Я учился с сальным огарком и нуждался часто в самом необходимом»), он окончил семинарию и академию.

Амфитеатров был рукоположен во священника и назначен на приход в Калугу, в Благовещенский храм. Но вскоре протоиерея Валентина переводят в собор города Лихвина Калужской губернии. Затем его назначают смотрителем духовного училища в Мещевске, потом настоятелем храма Поливановской учительской семинарии.

Затем начинается самый плодотворный период, когда отца Валентина переводят в Москву настоятелем Константино-Еленинской церкви, стоящей недалеко от Спасских ворот Кремля.

С приходом нового настоятеля в храм во имя святых Константина и Елены стали стекаться богомольцы не только из столицы, но и со всей России.

Подобно шедшим в Оптину Пустынь к знаменитым старцам, как стремились в Кронштадт к отцу Иоанну Сергееву, так шли и к отцу Валентину. Рано овдовев, после смерти жены Елизаветы Ивановны он поселился с дочерьми Верой, Любовью, Александрой и сыном Александром в доме у Смоленского вокзала.

Этот домик стал центром паломничества для многих богомольцев. Пастырь помогал всем, считая, что сам служит лишь милостью пастыреначальника Христа. «Я тех беру, кого мне сам Господь велит взять»,— говорил батюшка.

Конец прошлого века напоминает настоящее время. Крестившись, человек не задумывается о последующем. Об этом говорит Н. С. Лесков в романе «Соборяне»: отец Савелий Туберозов печалится о том, что люди, во Христа крестясь, во Христа не облекаются. Такой скорбью было исполнено и пастырское служение отца Валентина.

Широкая известность пастыря стала причиной зависти и недоброжелательства. Он был переведен в древний собор Кремля — Архангельский, куда из церкви Константина и Елены перешла и его паства в несколько тысяч человек.

Епископ Иосиф, живший в Воронеже на покое, пророчески предсказал, узнав о подвигах батюшки: «Как бы ему не надеть такой же схимы, как у меня».

Это сбылось в 1902 году, когда отец Валентин ослеп и стал, как старец Иосиф, незрячим. Под «схимой» Владыка имел в виду слепоту, связанную с даром духовного зрения.

В период шестилетнего затвора пастырское служение не прекратилось. Квартира на берегу Москвы-реки, а позднее дом в Очаково под Москвой стали центрами, куда продолжали стекаться страждущие.

В свободное время пастырь с помощью дочери Веры писал. Появились книги отца Валентина Амфитеатрова: «Великий пост. Духовные поучения» (1910), «Духовные беседы, произнесенные в Московском Архангельском соборе» (1900), «Воскресное Евангелие. Сборник проповедей» (1910), «Очерки из библейской истории Ветхого Завета (от Иисуса Савина до воцарения Давида)» (1919) и другие издания. Многое из надиктованного так и не было напечатано — рукописи сгорели при пожаре очаковского дома в 1970 году.

20 июля (по старому стилю) 1908 года отец Валентин скончался. По его завещанию пастыря похоронили на Ваганьковском кладбище.

Не иссякал поток к могиле отца Валентина. Его молитвенное утешение продолжалось.

Но наступило время безверия и нравственного оскудения и святотатства. В начале 30х годов безбожная власть надругалась над захоронением пастыря. Могилу вначале зацементировали, а затем разрушили совсем, чтобы люди не брали песок. Позднее снесли крест и сломали ограду.

Осенью 1990 года родственники и Московская патриархия восстановили захоронение протоиерея Валентина Амфитеатрова.

Людской поток не иссякает к месту упокоения отца Валентина до сих пор.

Александр Валентинович Амфитеатров был сыном племянника С.И. Раича Валентина Николаевича Амфитеатрова.

Родился он в Калуге в 1862 году. Журналист, фельетонист, прозаик, литературный и театральный критик, Александр Валентинович, несомненно, был личностью знаменитой и одаренной.

Известны разнообразие его интересов, активность журналиста и газетчика, хлесткость его фельетонов и сатирических произведений.

Александр Валентинович жил в Чехословакии, Париже, Берлине, но дольше всего в Италии.

Александр Валентинович был женат на певице Александре Николаевне Левицкой. В 1889 году у них родился сын Владимир.

Умер Александр Валентинович в 1938 году.

Из поколения в поколение Амфитеатровы прославляли свой род и свое отечество — орловский край, стали гордостью России.

Анатолий Мищенко

«Истории русской провинции» № 10

РОД АМФИТЕАТРОВЫХ: Один комментарий

  1. мон. Николая

    Простите, в Вашем тексте ошибка: не ЕВГЕНИЙ Васильевич Амфитеатров (1815—1888), профессор, а ЕГОР Васильевич Амфитеатров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *