Вышенский Затворник

К 200летию святителя Феофана

Епископ Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10/23 (н. ст.) января 1815 года в селе Чернава Елецкого уезда Орловской губернии. Его отец, Василий Тимофеевич Говоров, после окончания Орловской семинарии был священником и 30 лет исполнял обязанности благочинного во Владимирской церкви этого большого села.

Мать святителя, Татьяна Ивановна, родом из священнической семьи. Она была женщиной глубоко религиозной, смиренной и трудолюбивой, имела мягкое и доброе сердце.

Раннее обучение Георгия началось в семье. Начальное образование носило церковный характер и вместе с умственным образованием имело нравственное значение. Отрок учился читать по церковным книгам, а храм и богослужения были основными его уроками, благотворно укреплявшими детские силы. Домашнее воспитание прочно заложило в душе мальчика истинное зерно будущей жизни великого православного подвижника.

В 1823 году он поступил в Ливенское духовное училище, а через шесть лет (1829 г.) в числе лучших учеников был переведен в Орловскую семинарию. Отлично окончив семинарию в 1837 году, он получил назначение в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1841 году со степенью магистра богословия.

Наш земляк киевский митрополит Филарет (Амфитеатров), прозванный за святость и благочестие «Филаретом благочестивым», большое внимание уделял духовной жизни студентов. Это было прекрасное время по нравственному микроклимату в академии. Здесь четко определилось духовное направление жизни Георгия Говорова. Отлично успевая во всех науках, юноша подавал пример своим поведением другим. Прекрасные качества нравственного поведения Говорова предсказывали ему путь к иноческой жизни, к которой он с юности себя готовил.

Последний год учебы Георгий Говоров решил всецело посвятить служению Святой Церкви в иноческом чине. 1 октября 1840 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, он подал прошение о постриге в монашество. Он писал: «Имея постоянное усердие к занятию богословскими предметами и к уединенной жизни, я, чтобы соединить то и другое на предлежащем мне служении Церкви, положил обет посвятить жизнь свою монашескому званию». С разрешения академического и высшего духовного начальства 15 февраля 1841 года он принял постриг с именем Феофан.

В апреле 1841 года инок Феофан в большом Успенском соборе КиевоПечерской лавры был рукоположен в иеродиакона, а 1 июля — в иеромонаха. Началась служба в учебных заведениях.

По окончании академии иеромонах Феофан был назначен на должность смотрителя КиевоСофийского духовного училища. Из первых двух десятилетий общественного служения святителя большая часть была посвящена педагогической деятельности. Перерывы в этом служении были связаны с пребыванием в заграничных миссиях Палестины и Константинополя.

010Пребывание в течение шести лет (1847—1854) на Востоке оказало на отца Феофана большое духовное и нравственное влияние на становление богословского мировоззрения молодого иеромонаха и в дальнейшем помогло созданию его сочинений. На Востоке отец Феофан хорошо изучил греческий и французский, познакомился с арабским и ивритом.

В 1853 году началась Крымская война, и в 1854м члены русской духовной миссии были отозваны из Иерусалима в Россию.

За свои заслуги в миссии отец Феофан получил сан архимандрита. В 1855 году он был назначен ректором Олонецкой семинарии, а в 1857м занял пост ректора Санкт-Петербургской академии. Его ректорство совпало с 50летием академии. Ректор кроме воспитательной работы занимался богословской и редакторской. Свои сочинения он публиковал в журнале «Христианское чтение», который выходил под его наблюдением.

Как ректор отец Феофан посещал лекции профессоров, присутствовал на экзаменах, следил за всем ходом учебного процесса в академии. Особое внимание обращалось на воспитательную работу в академии. За свои труды архимандрит Феофан был награжден орденом святого князя Владимира I степени.

29 мая 1859 года архимандрит Феофан был наречен епископом Тамбовским и Шацким. А 1 июня в Троицком соборе Александро-Невской лавры была совершена его хиротония митрополитом Григорием.

В целях подъема народного образования при содействии епископа Феофана было открыто много церковно-приходских школ и училищ, воскресных и частных школ грамотности, а также появилось женское училище с шестилетним сроком обучения.

Епископ Феофан в то же время заботился о повышении образования самого духовенства. По его предложению перед Святейшим Синодом с 1 июля 1861 года стали выходить «Тамбовские епархиальные ведомости».

Несмотря на многочисленные труды по управлению Тамбовской епархией, епископ Феофан находил время для научной и литературной работы. В это время он создает богословский труд «Письма о христианской жизни», включающий в себя целую систему христианского нравственного учения.

22 июля 1863 года святителя Феофана перемещают на древнюю, более обширную Владимирскую кафедру.

Епископ Феофан предпринимал путешествия в раскольнические центры епархии, где произнес целый ряд проповедей, а в конце 1865 года открыл в Вязниковском уезде Богоявленское православное братство.

Однако предметом самых усердных забот епископа Феофана явились церковно-приходские школы и духовно-учебные заведения епархии. Он закончил начатую его предшественником постройку общежития для учеников Владимирской духовной семинарии, открыл училище для девиц духовного звания. С начала 1865 года по ходатайству святителя Феофана стали выходить «Владимирские епархиальные ведомости».

В своей воспитательной деятельности святитель являлся истинным христианским педагогом. Христианскую любовь он считал началом воспитательных мер, а храм Божий и богослужение — лучшей средой и средством доброго воспитания. Он верил только в силу любви и придавал значение только нравственным воздействиям. Когда его спрашивали о лучших способах воспитания, он отвечал: «Полюбите детей, и они вас полюбят». «Растворяй строгость власти кротостью, старайся любовью заслужить любовь, истинная доброта не чуждается и строгого слова», — советовал святитель. Этими взглядами епископ Феофан руководствовался и в своей педагогической деятельности. Будучи инспектором семинарии, он неукоснительно присутствовал на молитве учеников. В праздничные дни совершал богослужения. Беседовал с воспитанниками об особенностях православной жизни, о сохранении чистоты сердца и ума. Рекомендовал для чтения Священное Писание и творения святых отцов. Привлекал юношей к труду и занятиям живописью, чтобы заполнить досуг.

Как преподаватель нравственного богословия святитель Феофан вместо сборника правил по поведению составил руководство духовной жизни «Начертание христианского нравоучения», вышедшее в печать под названием «Письма о христианской жизни». Первым из православных богословов дал нравственным явлениям психологическое обоснование. Он фактически создал христианскую психологию, чему способствовали не только его наблюдения над духовным миром и глубина знаний в этой области, но и пережитый внутренний духовный опыт. Епископ Феофан раскрыл все важнейшие вопросы христианской педагогики.

Изложением науки о воспитании стало сочинение святителя «Путь ко спасению». «Воспитание, — пишет святитель, — из всех святых дел самое святое». Всякая преподаваемая христианину наука должна быть пропитана христианскими, православными началами. Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства. Недостатками воспитания, по его мнению, являются: отдаление от Церкви и ее благодатных средств, что приводит к увяданию ростка православной жизни; невнимание к телесным потребностям, что приводит по мере развития тела к развитию страстей, овладевающих и властвующих душой; не направленное к одной цели развитие всех сил души, связанное с непониманием и невидением этой цели и путей ее достижения, что приводит к заботе только об образовании; совершенное забвение духа, отсутствие страха Божия, молитвы, пренебрежение голосом совести. Заметил святитель и особый путь общения душ ребенка и родителей через сердце, когда один дух влияет на другой.

Не входя в подробное рассмотрение воспитательных мер и правил, епископ Феофан рекомендует как самое надежное руководство строго выдержанную дисциплину и авторитет воспитателя. Успех и влияние воспитательных мер в юношеском возрасте в значительной степени определяются характером первоначального семейного воспитания.

Наряду с учением о домашнем и семейном воспитании мы находим в сочинениях епископа Феофана немало указаний по постановке школьного образования, и в этом отношении он является педагогом-новатором, далеко опередившим свое время. Известно, что идея воспитывающего обучения стала популярной в педагогике лишь в последние годы XX столетия. Суть воспитывающего обучения сводится к стремлению давать в школе не только знания, не только развивать и обогащать ум, но и развивать все душевные способности ученика, нравственно воспитывать и облагораживать его. Эта идея впервые была высказана представителями педагогического мира во второй половине прошлого столетия. Между тем святитель Феофан еще в сороковых годах XIX века, будучи профессором столичной духовной академии, настойчиво проводил ту же мысль в своих лекциях.

011Вся его педагогическая система коренится именно в идее нравственно воспитывающего обучения. Он признает плодотворным только то образование, которое развивает не один ум, но главным образом облагораживает сердце. По его глубокому убеждению, всякая здоровая русская школа, к какому бы типу она ни принадлежала и какие бы науки в ней ни преподавались, должна неизменно иметь в своей основе начала религии и нравственности. Это не значит, что все науки должны преподаваться с религиозной точки зрения. Святитель желал только отметить, что вместе, а еще лучше прежде сообщения ребенку каких-либо научных знаний необходимо дать ему здравые понятия о важнейших христианских истинах — о Боге, мире, человеке и др. «Сначала нужно прочно напечатлеть в сознании и сердце основные нравственные истины, а уже затем на подобном крепком фундаменте строить всю систему научного образования».

За усердную и плодотворную архипастырскую деятельность во благо Церкви преосвященный Феофан был награжден орденом святой Анны II степени 17 апреля 1857 года и святой Анны I степени 19 апреля 1864 года.

Посоветовавшись со своим духовником, митрополитом Исидором, он подал прошение в Святейший Синод об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии. Ходатайство Владыки было удовлетворено, и он 17 июля 1866 года был освобожден от управления епархией и назначен настоятелем Вышенской пустыни, где провел свою жизнь как ученый инок.

После пасхальных дней 1872 года святитель Феофан начал вести затворническую жизнь. Он прекратил всякие отношения с людьми, перестал ходить в монастырский храм на богослужения и затворился в отдельном флигеле. С этого времени он принимал к себе только настоятеля пустыни, духовника игумена Тихона и келейника отца Евлампия. Период затвора — это время его аскетических подвигов и самого плодотворного литературно-православного творчества. За время пребывания в Выше святителем Феофаном было создано много духовных произведений. Труды святителя дают ответы на самые насущные вопросы духовной жизни и являются практическим руководством в деле спасения. Автором их мог быть лишь истинный знаток аскетической жизни, подвижник, опытно прошедший все ее ступени.

Свеча жизни святителя-затворника постепенно догорала, и он, сознавая это, спокойно ждал смерти. «Умирать, — писал Владыка, — это не особенность какая. И ждать надо. Как бодрствующий днем ждет ночи, чтоб соснуть, так и живущим надо впереди увидеть конец, чтобы опочить. Только даруй, Боже, почить о Господе, чтобы с Господом быть всегда».

6/19 (н. ст.) января 1894 года, около четырех часов дня, епископ Феофан мирно скончался в день престольного праздника своего келейного храма Крещения Господня.

Тело почившего архипастыря было погребено в Казанском соборе Вышенской пустыни в правом Владимирском приделе. Над могилой почившего усердием настоятеля обители архимандрита Аркадия и почитателей памяти епископа Феофана было воздвигнуто великолепное надгробие из белого мрамора с изображением трех книг святителя: «Добротолюбие», «Толкование Апостольских посланий» и «Начертание христианского нравоучения».

В 1917 году монастырь был разорен и с 1936 года занят психиатрической больницей.

В 1974 году останки святителя Феофана были тайно вывезены в Троице-Сергиеву лавру и после прославления в 1988 году перевезены в село Эммануиловку.

В 1990 году вновь образован монастырь, теперь уже женский. Началось его восстановление.

Первый восстановленный в монастыре храм в честь Успения Божией Матери в 2002 году принял святые мощи святителя Феофана. Настал период отражения Вышей света некогда просиявшего в ней подвижника.

Епископ Феофан Затворник канонизован как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества. Своим молитвенным созерцательным подвигом, чистотою сердца, целомудрием и благочестием, сохраненным от юности, святитель Феофан стяжал дар опытного постижения святоотеческой аскезы. Этот опыт он как богослов изложил в своих многочисленных творениях, которые могут рассматриваться церковными чадами как практические пособия в деле христианского спасения.

С 1999 года в Орле проходят образовательные чтения, посвященные памяти нашего славного просветителя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *