РЕВНИТЕЛЬ ВЕРЫ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

протоиерей Илья Ливанский к статье РЕВНИТЕЛЬ ВЕРЫ И ПРОСВЕЩЕНИЯРЕВНИТЕЛЬ ВЕРЫ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

«Даровитость с трудолюбием дают
полезных и великих деятелей».
Феофан Затворник

19 декабря 1897 года в Орле открыли губернский музей, и среди первых записей в книге впечатлений появились эти строчки:
Здесь ум пытливый и глубокий
Найдет разгадку прежних дней.
Здесь память старины далекой
Нам сохранит родной музей.
Эти стихи вот уже более ста лет звучат как наказ потомкам хранить и беречь созданное предками наследие.
Автор этих стихотворных мыслей орловский протоиерей Илья Васильевич Ливанский — священник, поэт, краевед, общественный деятель. Про него также можно сказать: учитель, проповедник, архивист, библиофил. Но всегда и в первую очередь он оставался ревнителем веры. О. Илья оставил ощутимый след в духовной сокровищнице Орловщины, а его труды востребованы нами и сейчас, на исходе двадцатого тысячелетия.
Илья Васильевич Ливанский родился 27 июня (по н. с.) 1854 года в селе Старые Дольды Белевского уезда Тульской губернии в семье псаломщика сельской церкви, окончил Тульскую духовную семинарию и Московскую духовную академию, в 1881 году принял сан священника и должность законоучителя Орловского Александровского реального училища. При Ливанском училище претерпело изменения по новому Уставу 1888 года: в результате реформы в училищах упразднялись некоторые специальные предметы механико-технического курса, зато значительно расширился круг общеобразовательных предметов. Эти реформы соответствовали характеру и знаниям молодого законоучителя. Ливанский преподавал Закон Божий в старших классах училища, выступал с краткими поучениями, которые для молодежи являлись нравственными уроками, составлял исторические справки, разъяснял явления общественной жизни, остерегал от увлечения лжеучениями. Эти духовные уроки привлекали молодежь еще и потому, что Илья Васильевич кроме эрудиции обладал замечательными качествами оратора, никогда не пользовался конспектами.
Двадцать лет, с 1 августа 1881 года по сентябрь 1901 года, продолжалась его служба в училище. И не только в нем. Одновременно он преподавал Закон Божий в Бахтина кадетском корпусе, Николаевской женской гимназии, в женской гимназии Гиттерман, заведовал Богоявленской церковно-приходской школой, был наблюдателем Второй Орловской воскресной женской школы.
С самого начала службы в реальном училище был посвящен в сан священника и определен настоятелем училищной Александро-Невской церкви. В 1901 году он стал священником, а с 1903 года настоятелем Богоявленской церкви города Орла, в которой прослужил до конца своих дней.
Отец Илья очень любил свой приход, находящийся в самом центре города, и своих прихожан. Когда в 1916 году исполнилось 35 лет его священнодеятельности, орловцы очень тепло отметили это событие.
Поборник веры, он был просвещенным человеком своего времени, культурным деятелем. Это отмечали его близкие коллеги из Церковного историко-археологического общества. Эти замечательные качества просветителя особенно проявились в общественной деятельности Ливанского. Он был неизменным членом Орловской ученой архивной комиссии, председателем Орловского Петропавловского общества. Деятельность церковно-археологического общества отличалась не только широким размахом собирательской, хранительской работы по истории церквей, она носила краеведческий, научный, систематизированный характер. Сохранились сборники общества с трудами его членов. Что касается И. В. Ливанского, то его труды печатались в орловских, тульских, калужских «Епархиальных ведомостях», в «Трудах Орловской ученой архивной комиссии», во многих российских журналах религиозного и светского направления.
О. Илья постоянно заботился о пополнении коллекций губернского и церковного историко-археологического музея, его имя часто проходит среди дарителей в музее.
Объектом краеведческих исследований Ливанского были в первую очередь наши земляки: религиозные деятели, святые, подвижники веры, которые жили и мучились ради высочайшего смысла. Ливанским написаны исследования о просветителе вятичей св. Кукше, преподобном Тихоне Калужском, просветителе Алтая и учителе Волхова архимандрите Макарии (Глухареве), епископе Киевском и Галицком Филарете, св. Тихоне Задонском.
3 и 10 февраля 1905 года на заседании церковно-археологического комитета Ливанский читал Слово «Просветитель Алтая и учитель Волхова архимандрит-миссионер Макарий Глухарев», в котором, в частности, говорилось:
«… многому, многому могло бы, если бы пожелало, поучиться у великого просветителя Алтая и учителя Волхова наше суетное время, легкомысленно отдающее себя в «науку» самым невозможным учителям и так далеко уходящее от истинно жизненных заветов этого необычайного во всех отношениях человека».
Для сбора материалов о Макарии Глухареве о. Илья пользовался услугами Елагинской библиотеки, работал в Волховском монастыре, расспрашивал жителей Волхова, давал поручение отъезжавшим на каникулы учащимся, обращался с просьбами к коллегам.
«Из Волхова в Орел я отправился на ямских лошадях. В ожидании их мне довольно долго пришлось разговаривать о разных предметах с содержателем ямщицкого двора Михаилом Андреевичем Бенедиктовым. Это почетный, многоопытный и энергичный старец лет семидесяти, много видевший на своем веку и невольно располагающий относиться с доверием к тому, о чем он ведет речь со своим собеседником. Он хорошо помнит о. Макария…» — пишет протоиерею Ливанскому болховский священник Патермуфий.
О. Илья не был «бумажным» исследователем — он писал, выступал, призывал, возмущался. В 1908 году Илье Васильевичу, как гласному городской думы, удалось решить сложный вопрос, связанный с названием орловских улиц. Дело в том, что в 1903 году (в год 20летия со дня смерти И. С. Тургенева) именем писателя была названа Борисоглебская улица (ныне С.-Щедрина). Илья Васильевич публично назвал это решение Городской думы «опрометчивым деянием», он не мог примириться с тем, что святые Борис и Глеб были отвергнуты. С предложением вернуть улице прежнее название он выступил на заседании духовенства и членов церковно-приходских советов г. Орла и уезда 10 июня 1908 года, поставил вопрос перед Городской думой. В том же 1908 году улице было возвращено название Борисоглебской, а именем Тургенева названа Верхняя Дворянская (ныне Октябрьская), что, кстати, было справедливо не только с нравственной, но и с исторической точки зрения (здесь находятся памятник И. С. Тургеневу и сад «Дворянское гнездо»).
Многие свои исследования и поучения батюшка писал в стихотворной форме. Его стихи и поэмы публиковались в журналах «Странник», «Кормчий», «Благовест», «Гражданин», «Свет», в сборниках орловских обществ. Отдельными изданиями вышли поэма «Каин и Авель», «Многострадальный Иов», сборник «Поминки» и др. Стихи Ливанского просты, доступны, легко запоминаются.
Завтра праздник Воскресенье,
Завтра память всех святых,
А в градском саду веселье
Не смолкает ни на миг.
Что ж такое это значит?
Где же празднику почет?..
Его длинные поэмы о чудотворцах хочется читать до конца, они захватывают с самого начала.
В окрестностях Брянска, в глубокой пустыне,
В дремучем лесу, средь болот и трясин,
Оставивших след свой угрюмый доныне,
Жил в давнее время отшельник один.
И проза, и стихи Ливанского проникнуты любовью к земным людям, к родной земле, в них он подчеркивал духовную значимость тех, о ком писал, в чем видел смысл и своей жизни.
Так пусть же и моя дань будет
Тому, кого не позабудет
Отчизна-мать, кто ей служил
И для ея лишь счастья жил,
Кто к ней любовью проникался
И беззаветно подвигался
Для блага высшего ея
Во все моменты бытия.
Не только святые, о которых писал Ливанский, но и сам он проявлял в своем творчестве необычайный дар провидца. Он современен всегда, когда речь пойдет об отношении к Родине, к России, ее традициям и ценностям, о молодом поколении.
Кто дорожит родною стариной,
Тот никакою новизной
Не увлечется без разбора
И родины своей он не забудет скоро.
Преданный вере и церкви, в светских вопросах Ливанский часто выступал мыслителем-традиционалистом. Особенно это проявилось в его отношении к мировоззрению и творчеству Л. Н. Толстого, которого он характеризует как «новоявленного сектанта», «ниспровергателя основ», «врага семейного начала», «возродившегося Вольтера».
В заключение хочется привести слова о. Ильи из его труда «Высокопреосвященный Филарет, митрополит Киевский и Галицкий» (об уроженце с. Высокое Кромского уезда Орловской губернии Ф. Е. Амфитеатрове):
«Как часто бывали переживаемы нами и предками нашими такие ужасные обстоятельства, что так и казалось, что праведный гнев Божий готов бывал стереть нас окончательно с лица земли! Смотришь, ни для кого неожиданно явится и спасение — и Русь, замершая было чуть не окончательно, вдруг оживает к новой исторической славой жизни, как бы от глубокого сна пробудившаяся, как бы из мрака могильного восставшая. Отчего это? Оттого, что и во дни самой тяжелой ея греховности у нее всегда есть великие молитвенники и заступники перед Богом, ея невоздремленные ангелы-хранители, и не только на Небесах, у престола Божия, а часто на земле где-нибудь в затворе, в подземелье, в пещерах и пропастях земель, неведомые грешному миру, но зримые Богом…
И, дивное дело, велика сила любви Христовой, которою всегда проникнуты такие люди… в наше ужасное лжепрогрессивное, позорное и невежественное время, несмотря на это, сии истинные благодетели человечества, сии достойные сыны Отечества самоотверженно совершают свое великое святое дело благородного служения высшим интересам тех самых людей, среди которых они живут и от которых претерпевают всевозможные поношения, скорби и лицемерия, а иногда и раны и болезни, с опасностью для жизни…»
Воистину Бог есть Любовь.

Антонина ГОЛЬЦОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *