Россия как Атлантида.

Россия как Атлантида

htmlimage
В рамках фестиваля «Святой Георгий» в Музее писателей-орловцев в Орле прошел вечер памяти поэта-пророка Сергея Сергеевича Бехтеева, предсказавшего последствия 1917 года 100 лет тому назад, в стихах написанных в Орле и Орловской губернии, а впоследствии в эмиграции в Сербии и Франции. На мероприятии Бехтеевские стихотворения читали учащиеся орловских учебных заведений, воскресной школы Ахтырского кафедрального собора, лицея «Магистр», выступали авторы-исполнители, работники Музея имени И.С. Тургенева, орловские православные ученые, историки и краеведы. Впервые в музее писателей-орловцев 20 апреля в день рождения поэта была открыта экспозиция посвященная С.С. Бехтееву, подготовленная по материалам предоставленных Бехтеевским фондом.. 28 апреля в Орловском музее изобразительных искусств открылась выставка питерского художника Андрея Ромасюкова «От великой войны до великой смуты», в творчестве которого отражены картины драмы России и Русского исхода.

Понимание сущности России, да и само её территориальное очертание на протяжении веков, беспрестанно менялось. И в этой беспрестанной смене очертаний и понятий неизменным на протяжении всего периода оставалось лишь одно, именуемое с оных времен высокими и таинственными эпическими словами: «Святая Русь». При обращении взора на историю отчизны мне часто приходило на ум сравнение России с Атлантидой, или Китеж градом,– с цивилизациями высокими и таинственно исчезнувшими. Что же можно подразумевать под этой загадочной «атлантидностью» Руси-России? Некоторые русские эмигранты, покинувшие после Гражданской войны родину, добровольно или насильственно, были искренне убеждены в том, что русские беженцы-изгнанники «унесли на своих подошвах» все лучшее и великое, что было в России прежней, которой после падения Империи фактически не стало. Так считал, в частности, известный публицист Русского Зарубежья Аркадий Петрович Столыпин (сын убитого 5 сентября 1911 г. в Киеве Премьер-министра Российской Империи П.А. Столыпина). Ему вторил и русский поэт-эмигрант Анатолий Евгеньевич Величковский(1901-1981), стихи которого современники-эмигранты называли «лирическим чудом»:

Моей России больше нет.

Россия может только сниться,

Как благотворный, тихий свет,

Который перестал струиться.

Советским людям будет жаль

Навек исчезнувшего света.

Россия стала как Грааль

Иль Атлантида для поэта.

Мы проиграли не войну,

Мы не сраженье проиграли,

А ту чудесную страну,

Что мы Россией называли.

Нужно признать, что сравнение России с Атлантидой действительно имеет право на существование, есть в этом и большой сакральный смысл. Ибо поиски открывают в России, старой и несправедливо охаянной, бесчисленные источники сокровищ, кладези бесценных творений литературы, искусства и научной мысли. Ту же Атлантиду открываем все больше в последнее время в исчезнувших уже волнах Русской эмиграции – особенно первой и второй. По оценке Лиги Наций, только в период с 1921 по 1924 годы из России выехало почти полтора миллиона беженцев. Всего же, с более поздним периодом, их число превышает три миллиона человек. И дело здесь, конечно не в количестве, а в качестве. Россия безвозвратно потеряла блестящих ученых с мировым именем, таких как: Игорь Сикорский (самолетостроение), Зворыкин Владимир Козьмич («отец телевидения), Ипатьев Владимир Николаевич – один из основоположников нефте-химии в США, Георгий Богданович Кистяковский (доктор химии и физики, советник Эйзенхауера). Русская эмиграции дала миру трех Нобелевских лауреатов: И.А.Бунин (литература), В.В.Леонтьев (экономика), И.Р.Пригожин (химия).

А какая плеяда замечательных поэтов-гусляров воспела свои песни о России, будучи вне России: Сергей Бехтеев, Марианна Колосова, Мария Волкова, Владимир Петрушевский, Александр Котомкин, Анатолий Величковский, Иван Савин, Арсений Несмелов, Владимир Диксон… Добавим сюда блестящих поэтов: Георгия Иванова, Игоря Северянина, Константина Бальмонта, выдающихся музыкантов и певцов: Рахманинова, Стравинского, Сергея Жарова, руководившего бессменно в течение 60 лет всемирно известным Казачьим хором; Федора Шаляпина, художника Василия Кандинского; философов: Ивана Ильина, Николая Бердяева, Семена Франка; блестящих мастеров художественного слова: писателей Ивана Шмелева и Владимира Набокова; шахматиста — чемпиона мира Александра Алехина, актера Михаила Чехова… Очаги русской культурной эмиграции рассеяны по всему миру: Китай, Австралия, Югославия, Чехословакия, Германия, Болгария, Бразилия, Италия, Румыния, Финляндия, Англия, Боливия, Бразилия, Марокко – вот неполный перечень стран, удостоенных русским эмигрантско – беженским присутствием. Даже в далекой Эфиопии оставил о себе память русский офицер, правовед и поэт Иван Хвостов(1889-1955), усилиями которого был обустроен в далекой Абиссинии первый русский православный храм. Ждет своего часа возвращения на историческую родину Екатерина Фишер(1901 -1991), многолетняя староста в храме во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Цюрихе, основатель Домов отдыха для русских ветеранов войны в Европе, известная жертвователь и благотворитель. Следует вспомнить и о выдающихся архипастырях русского зарубежья: Митрополитах Антонии (Храповицком), Иоанне (Максимовиче), Анастасии (Грибановском) и Феофане (Быстрове), архиепископах Серафиме (Соболеве), Иоанне (Шаховском) и Аверкии (Таушеве)…

Но русская Атлантида сокрыта не только в волнах эмиграции. Очень много имен выдающихся деятелей литературы, политики и культуры попали с 1917 года под запрет по политическим мотивам; были также и просто незаслуженно забытые имена. Поэтому в наши дни вновь и вновь открываешь для себя неизвестные ранее страницы жизни таких удивительных мастеров, как композитор АлександрАлябьев, поэтесса Лидия Кологривова, поэт К.Р., легендарных певиц: Анастасии Вяльцевой и Надежды Плевицкой; получаешь духовный восторг и вдохновение, читая про подвиги наших соотечественников: героев Русско-турецкой войны капитана 1 ранга Александра Ивановича Казарского (1797-1833) и капитана Федора Матвеевича Горталова (1839-1877), казачьего генерала, героя Кавказской войны Якова Петровича Бакланова (1809 -1873), героя 1-й Мировой (Великой) войны донского казака Козьмы Фирсовича Крючкова(1890-1919), баронессы Софии де Боде(1897-1918), генерала Владимира Каппеля(1883-1920), защитника чести Российского военно-морского флага адмирала Маньковского Н.С.(1859-1919)… О судьбах убиенных в годы крамолы боевых русских адмиралов следовало бы остановиться подробнее, но время официально осудить истребление русского офицерства как сословия, к сожалению, пока не пришло…

В 2013 году, после 15-ти лет углубленного исследования, касающегося жизни и творчества русского поэта Сергея Бехтеева (1879-1954), посчастливилось мне, наконец, посетить место последнего прибежища русского поэта-гусляра: город Ниццу. На кладбище Кокад сохранилась могила поэта (вместе с подхоронеными к нему иными лицами). Долго стоял я тогда молча над его могилой, пытаясь найти в незримом пространстве связь с его далекой поднебесной душой. Позже рождены были такие поэтические строки:

СЕРГЕЮ БЕХТЕЕВУ
(Любимому поэту, Царскому Гусляру)
На кладбище Кокад цветут деревья.
На кладбище Кокад несут цветы.
На кладбище Кокад застыло время.
На кладбище Кокад схоронен ты.
Стоял я долго над могилою твоею,
Шептали что-то важное уста.
Терялись мысли, словно цепенея,
Цепляясь за надгробие креста.
Кресты, кресты…
Могилы, барельефы…
Скульптуры, камни…
Даты, имена…
Фамильные причудливые склепы…
Истёртые годами письмена…
Князья, бароны,
Фрейлины и графы,
И ратников российский пантеон…
Теперь все вместе – только тлен и прах вы,
Но в душу мне глядят со всех сторон
Какие-то встревоженные лица,
И грезится старинный светлый дом,
И белая невиданная птица
Всё машет окровавленным крылом.
Безмолвные могильные аллеи,
Желтеют мандарины средь листвы.
Всё кладбище как древняя картина,
Как отраженье странной красоты.
На кладбище Кокад цветут деревья,
И колосится скудная трава.
На кладбище Кокад застыло время
И не нужны напрасные слова.
Сергей Сергеевич Бехтеев – русский поэт, монархист, которого современники ещё при его жизни называли «Царским гусляром», а позже – поэтом пророком. Он родился 7 апреля (ст.ст) 1879 года в с. Липовка, Елецкого уезда Орловской губернии(ныне Задонского района Липецкой области) в многодетной дворянской родовитой семье. Его отец, Сергей Сергеевич Бехтеев (1844-1911), слыл известным земцем правого консервативного крыла, талантливым хозяйственником и деятельным управленцем. В течение 14-ти лет избирался он Предводителем Елецкого дворянского Собрания. С 1909 года С.С.Бехтеев член Государственного Совета, с 2006 года тайный советник. Был инициатором постройки первого в России элеватора, на свои собственные средства занимался судоходством по р.Дон. Опубликовал ряд капитальных трудов по сельскому хозяйству. Был лично знаком с Государями Императорами Александром III и Николаем II. Мать поэта С.С.Бехтеева-младшего была дочерью Алексея Николаевича Хвостова, представителя древнего дворянского рода, помещика Орловской губернии. Детские годы Сережа Бехтеев провел в родительском имении в с. Липовка. Это место было по сути вотчиной, дарованной его предкам ещё Государями Иоанном и Петром (будущим Императором Петром I). Здесь, в Липовке, впервые пробудился его поэтический талант. Большое количество стихотворений первого поэтического сборника Сергея Бехтеева, изданного в 1903 году в Петербурге, посвящено также любимой Липовке…
Сергей Бехтеев получил блестящее образование в знаменитом Императорском Александровском Лицее, который он окончил в 1903 году. В том же году поэт был зачислен в элитный Кавалергарский полк на правах вольноопределяющегося. В 1904 году был уволен в запас, после чего служил земским начальником, проживая в родовом имении в с. Липовка. В период пленения Царской Семьи, оставаясь искренним верноподданным и не изменяя присяге, он написал несколько стихотворений патриотического направления, пять из которых переслал в Тобольск Царственным страстотерпцам. Наибольшей известностью пользуется его стихотворение «Молитва», в котором он пророчески предсказал трагическую судьбу Царской Семьи:

Посвящается Их Императорским
Высочествам
Великим Княжнам Ольге Николаевне и Татьяне
Николаевне

Пошли нам, Господи, терпенье,
В годину буйных, мрачных дней,
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжелый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и униженья
Христос, Спаситель, помоги!

Владыка мира, Бог вселенной!
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной,
В невыносимый, смертный час…

И, у преддверия могилы,
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молится кротко за врагов!

г. Елец, Октябрь 1917 г.

(Стихотворение «Молитва» было послано в
октябре 1917 г. через графиню А.В.Гендрикову Их
Императорским Высочествам в г. Тобольск —
С.Бехтеев)
Достоверно известно, что при чтении вслух стихотворения Сергея Бехтеева «Боже, Царя сохрани» Государь Николай II невольно прослезился и просил передать поэту свою признательность за проявленные верноподданнические чувства.
В 1917 году, примерно с октября месяца, Сергей Бехтеев проживал в Орле, где им были написаны такие стихотворения, как: «Россия» («Была Державная Россия…»), «Свобода» (апрель 1917), «Великий Хам» (март 1917), «Конь красный» (весна 1917), «Земля и воля» (дек. 1917), «Погром»(1917), а также несомненный шедевр, переправленный в Тобольск плененной Царской Семье – «Святая Ночь»(24 декабря, гост. «Белград»)…
С начала 2018 года Бехтеев в рядах Белой Армии. В его стихах нашли отражения трагические события братоубийственной войны, в частности, в аулах Кавказа, в Армавире и на Тавриде. Бехтеев участвовал в одном из последних (неудавшихся) контр наступательных боев в составе десанта генерала Сергея Георгиевича Улагая (1875-1944?), высадившегося из Крыма на Кубань в августе 1920 года.
Талант Бехтеева особенно ярко вспыхнул в годину кровавых революций 1917 года и Гражданской войны. Он — поэтический летописец этих страшных и трагических лет России. И в этом смысле равных ему среди русских поэтов нет. Сейчас, в годовщину столетия русских крамольных революций 1917 года, раздается много споров даже на предмет того, как относиться нам к этим событиям. Так вот, я очень бы советовал тем, кто не знаком с творчеством Сергея Бехтеева, познакомиться со стихами этого поэта – очевидца русской скорби и слёз.
В октябре 1920 года вместе с уходящими войсками Белой Армии Бехтеев эмигрировал из Керчи в Сербию, где проживал до 1929 года в районе г. Нови Сад. В Сербии ему удалось встретиться с родным братом Алексеем, с которым они активно проводили работу в рамках Лигитимно –монархических организаций, издавая при этом газеты «Вера и Верность», а позднее «Русский Стяг». В 1929 году Сергей Бехтеев переезжает во Францию, в г. Ницца. В течение 16-ти лет он служит ктитором домовой церкви во имя Державной иконы Божьей Матери. На свои скудные средства и при помощи некоторых благодетелей (таких, например, как Екатерина Фишер) издает сборники стихотворений православно – патриотической направленности
Сергей Бехтеев автор 10-ти поэтических сборников. Это юношеский сборник стихов, изданных в 1903 году в Петербурге, два самостоятельных выпуска стихотворений под единым названием «Песни русской скорби и слез»(1923, Мюнхен) «Два письма» (роман в стихах, Ницца, 1925), «Песни сердца» (Белград, 1927), «Царский Гусляр»(Ницца, 1934) и четыре выпуска стихотворений с названием «Святая Русь»(1949, 1950,1951,1952). Задуманный пятый выпуск поэт завершить не успел, помешала смерть, последовавшая в 1954 году от мозгового удара. Похоронен Сергей Бехтеев на кладбище Кокад в г.Ницца в одной могиле вместе со своей сестрой Натальей Сергеевной Бехтеевой, бывшей фрейлиной И.И.В. На надгробье поэта сделана надпись: «Лицеист И.А.Лицея 59 курса. Царский поэт. Офицер Белой Армии Сергей Сергеевич Бехтеев 7/19 апреля 1879 г. – 21 апреля/4 мая 1954 г.».
В 2008 году в Воронеже был официально зарегистрирован «Благотворительный Бехтеевский фонд любителей русской старины», которым были инициированы работы по восстановлению фамильного храма Бехтеевых в с. Липовка, Задонского района Липецкой области, в бывшем имении Бехтеевых. Этот чудесной архитектуры храм в настоящее время фактически восстановлен. Большую помощь в восстановлении храма оказала актриса, автор и исполнитель песен-притч Светлана Копылова из Москвы, вложившая в благое дело восстановления храма всю свою душу и сердце.
Бехтеевским фондом проведены (в Воронеже, Липовке, дважды, и Орле) Бехтеевские Чтения, изданы несколько книг, посвященных жизни и творчеству поэта Бехтеевых. Деятельность Бехтеевского фонда не ограничивается изучением жизни и творчества поэта Бехтеева, но простирается и на многих иных малоизвестных ныне деятелей искусства и культуры русского зарубежья. В поисках Русской Атлантиды приходится вести многочисленную переписку со многими странами мира. Были совершены поездки во Францию, Бразилию, Аргентину. Поддерживается переписка с потомками многих известных деятелей русского Зарубежья.
Совсем недавно удалось связаться с племянником Екатерины Сергеевны Фишер(1901-1991), которую при жизни называли «Белой Дамой» русской эмиграции. Екатерина Фишер обустроила в Европе два дома отдыха для ветеранов-офицеров Русской Армии. В трудные минуты жизни она безвозмездно помогала Ивану Ильину, Ивану Шмелеву, благодаря ее помощи вышел в свет IV выпуск «Святая Русь» Сергея Бехтеева.
Непременно в свете своего повествования надо сказать ещё хотя бы несколько слов о Наталье Владимировне Духониной(1881-1968), вдове последнего Верховного Главнокомандующего Русской Армии Николая Николаевича Духонина, трагически погибшего 3-го декабря (н.ст) 1917 года. С большим трудом ей удалось похоронить убитого мужа в Киеве, после чего, преследуемая и гонимая, она перемещалась по России, охваченной пламенем братоубийственной войны. Работала сестрой милосердия в Екатеринодаре, а затем, уже в эмиграции, в Сербском госпитале. В Сербии она возглавила позже эвакуированный из России Мариинский Донской институт благородных девиц, которым руководила бессменно с 1922 по 1942 годы. Институт был создан по Российскому образцу в лучших российских традициях. Многие воспитанницы института пережили страшные годы лихолетья, лишились близких, были среди девушек и круглые сироты. Наталья Владимировна Духонина многим из них заменила мать.

В архиве института, с которым мне посчастливилось в 2013 году работать в Париже, множество благодарственных открыток бывших выпускниц. В институтском альбоме записи посетивших институт: Ивана Ильина, Игоря Северянина, Евгения Чирикова, телеграммы от родных сестер Государя Императора Николая II В.К. Ольги и Ксении. Институт успели закончить и получить образование Российского образца около 1000 девушек.

Русские беженцы твердо верили, что буря, пронесшаяся над Россией, стихнет. И не будет тогда уже ни белых, ни красных, но единый русский богоносный народ. И вновь воспрянет Россия в её величие и силе. «Настанет некогда время, и взбаламученное море нашей жизни войдет в свои берега. Закроются разверзшиеся бездны, смолкнет грохот и ржание бешено мчащихся коней с красными и белыми гривами, пронесутся вихри черных туч над пучинами, потухнут огненные мечи раздирающих гневные небеса молний и прокатятся в вечность раскаты громов… И небесная синь снова сверкнет своими улыбками людям, а успокоившееся зеркало прозрачных глубин снова отразит Лик Божий…Не скоро, но будет. Непременно будет! (Евгений Чириков). А русский поэт Сергей Бехтеев называл наше прошлое святой стариной, и заповедовал трепетно и бережно изучать и охранять наши уникальные национальные богатства. Будем же и мы любить Россию во всей её многогранности и неповторимой красоте, опровергая всякие исторические искажения и нападки.

Владимир Константинович Невярович директор Фонда русской старины имени С.С. Бехтеева (Воронеж). Из сборника журнала «Истории русской провинции» №91 2017 «Орловская губерния и революция», к 100-летию великой русской катастрофы 1917 года.

Россия как Атлантида.: Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *