СЛУЖЕНИЕ РУССКОМУ СЛОВУ

Белоруссов_нв_19862СЛУЖЕНИЕ РУССКОМУ СЛОВУ

Судьба выдающегося русского педагога-словесника Ивана Михайловича Белоруссова неразрывно связана с Орлом, где он работал директором и преподавателем губернской мужской гимназии. Здесь же, в Орле, были изданы многие работы учёного-педагога, сделавшие его имя известным всей просвещённой России.
И. М. Белоруссов родился 1 июня 1850 года в Тотемском уезде Вологодской губернии. В одной из своих работ он писал: «Я сам вырос среди простого крестьянского народа, сам учился в сельской народной школе и, по окончании среднего образования, был некоторое время народным учителем».
Учился в Миньковской народной школе под руководством отца — сверхштатного дьякона, затем в Тотемском училище и Вологодской духовной семинарии. Но в связи со смертью отца (в семье было семь человек) Белоруссову пришлось уже на четвёртом курсе семинарии стать народным учителем у себя на родине. В сельской школе молодой педагог преподавал весь круг предметов, в том числе и арифметику, Закон Божий. Но всё больше увлекала словесность.
И. М. Белоруссов получил высшее образование в Петербурге, с июля 1875 года — преподаватель русской словесности и латинского языка в Архангельской мужской гимназии. По совместительству преподавал в женской гимназии, был редактором неофициальной части газеты «Архангельские губернские ведомости». В июле 1878 года был назначен наставником-руководителем в историко-филологический институт в городе Нежине (ныне Украина), где проработал шесть лет, являясь одновременно преподавателем русской литературы.
Ещё в августе 1875 года И. М. Белоруссов выступил «в годичном акте» (была тогда такая церемония) в Архангельской гимназии с речью «О значении древних языков в системе гимназического образования». В этом северном городе он издал и свою первую книгу «Учебник теории поэзии» (1877). Одна из первых исследовательских работ — статья «Теория словесности» — была опубликована в апрельском (1878) номере «Журнала Министерства народного просвещения». Поднятая проблема побудила автора самым серьёзным образом приняться за работу над составлением «Учебника теории словесности», который к 1918 году выдержал 32 (!) издания. И. М. Белоруссов писал: «Словесность — искусство изображать посредством слова всевозможные предметы и явления и всевозможные душевные состояния. Словесность есть самый высший род искусства, в известной степени совмещающий в себе свойства всех остальных искусств».
С 1884 года Белоруссов был директором Орловской гимназии. Один из его учеников — литератор, автор нескольких сборников очерков и рассказов Павел Россиев — вспоминал много лет спустя: «Помнятся живые, осмысленные уроки, на которых улавливались, с помощью Ивана Михайловича, все изгибы и извивы «божественной эллинской речи», ее полнозвучность и полновесность, и когда мы чувствовали в гомеровских рапсодиях музыкальную характерность языка наших былин; мы углублялись в тонкость Ксенофонтова «Анабазиса» и над какой-то частицей, недостойной ударения, а только придыхания, останавливались с той серьезностью, с какой ботаник останавливается над клеткой или живой протоплазмой. Искусный преподаватель по-своему, кратко и удобопонятно предлагал синтаксические и грамматические мудрости… Основой воспитательной и педагогической мысли Белоруссова было беспрестанное возбуждение, укрепление и усиление сознательной и свободной деятельности учащихся, можно сказать, — самообразование, построенное на твердой воле и сознательном труде, как святом долге каждого человека… Для Белоруссова русский язык стал солнцем, которое не только согревало его душу, но и являлось источником литературно-педагогической энергии, а эта, в свою очередь, была источником его интеллектуальной жизни» (Подробнее см.: П. Россиев. Иван Михайлович Белоруссов (По поводу 40летия его педагогической деятельности)//Исторический вестник. — 1915. — № 6. — С. 934–942).
Впрочем, встречаются и другие отзывы о Белоруссове — директоре Орловской гимназии. В комментарии к рассказу Л. Андреева «Молодёжь», помещённом на сайте www.leonidandreev.ru, дана уничижительная характеристика одного из героев: «Директор гимназии Михаил Иванович в действительности Иван Михайлович Белоруссов — реакционер и карьерист, насаждавший среди гимназистов «религиозный дух» и доносительство». На самом деле, если внимательно прочитать рассказ «Молодёжь», в нём не встретить никаких злых эпитетов в адрес директора. Скорее Леонид Андреев передаёт своё, школярское видение некоей конфликтной ситуации в гимназии и просто чуть иронизирует над «грозным» директором. Зачем же тогда авторам комментариев понадобилось «бросать камень» в Белоруссова? Чтобы на фоне его консерватизма, приверженности классике подчеркнуть свободолюбие и новаторство Андреева? Но каким бы ни был Белоруссов, уже тот факт, что среди его учеников были писатели Леонид Андреев и Павел Россиев, профессор-лингвист Николай Соколов и другие выдающиеся люди, однозначно свидетельствует в пользу правильности методики преподавания этого учителя словесности. Наверное, время всё же «примирило» учителя и ученика, да и позднейших критиков: ныне в Орле в Доме-музее Леонида Андреева на 2й Пушкарной улице среди других фотографий посетителей встречает и скромный портрет учителя словесности Ивана Белоруссова.
Выйдя в отставку с должности директора Орловской гимназии в 1897 году, Белоруссов до 1911 года (тогда он был назначен директором гимназии в Уфе) жил в Орле и вёл самую активную деятельность. Он был председателем педагогических советов двух женских гимназий в Орле, почётным членом епархиального училищного совета, трижды руководил преподаванием русского и церковно-славянского языка на педагогических курсах для учителей церковно-приходских школ Орловской, Смоленской и Ставропольских епархий. Его «Словарь Ломоносовского языка» ещё в рукописи был удостоен Ахматовской премии Академии наук (1914).
Белоруссов являлся действительным членом Орловской губернской учёной архивной комиссии, Орловского Церковного историко-археологического общества, принимал активное участие в организации и деятельности Орловского Союза законности и порядка, был членом особого литературного комитета при печатном органе этого союза — газете «Орловская речь». Публиковался в «Журнале Министерства народного просвещения», «Русском вестнике», в варшавском «Русском филологическом вестнике» (здесь в 1887 году, в частности, была напечатана статья «Об особенностях в языке жителей Вологодской губернии»), «Филологических записках» (Воронеж), ряде научных изданий Москвы, Петербурга, Киева. Белоруссов показал современникам значение великого филолога А. А. Потебни, обрисовал его образ и разъяснил заслуги (книга «Синтаксис русского языка в исследованиях Потебни» (Орёл, 1902)).
Книги Белоруссова можно было приобрести в книжных магазинах перечисленных городов, а также в Одессе, Казани. Долгая жизнь была суждена не только учебнику Белоруссова по теории словесности. Другой его фундаментальный труд — «Учебник по русской грамматике» — был удостоен престижной премии Петра Великого, к 1916 году выдержал 26 изданий (ряд из них выходил в Орле, в типографиях С. А. Зайцевой (1889), П. Н. Хализева (1893, 1901), А. А. Логунова (1910), в типографии губернского правления (1911, 1914)).
После революции у Белоруссова были конфискованы в Орле дом, библиотека, капитал в банке. В годы гражданской войны он жил в Алуште на даче. Его последние дни описал Иван Шмелёв в книге «Солнце мёртвых». При большевиках Белоруссова едва не был расстрелян, страшно бедствовал, голодал, просил милостыню. «Вот, голубушка… Христовым именем побираюсь! Не стыдно мне это, старику, а хорошо… Господь сподобил принять подвиг: в людях Христа бужу!» — говорил он. Однако, как Белоруссов рассказывал самому Шмелёву, и в эти роковые дни, несмотря на голод и слабость, ежедневно работал: «Последнюю книгу дописываю… план завершаю… каждый день работаю с зари по четыре часа. Слабею… На кухоньку хожу советскую, кухарки ругаются… супцу дают когда, а хлебушка нет…» Однако его материалы и труды оказались не нужны новой власти («писал комиссарам — никому дела нет…»), ему назначили мизерную пенсию.
Смерть Белоруссова Шмелёв описал так: «Умер старик вчера — избили его кухарки. Черпаками по голове били в советской кухне. Надоел им старик своей миской, нытьём, дрожаньем: смертью от него пахло. Теперь лежит покойно — до будущего века. Аминь».
Биография и творческое наследие И. М. Белоруссова ещё ждут своих исследователей.

Алексей КОНДРАТЕНКО

Основные работы И. М. Белоруссова
1. К литературе о Пушкине (Личность Пушкина и взгляд его на поэта и поэзию. — К биографии Пушкина). (Воронеж, 1880; Орёл, 1895).
2. Зачатки русской литературной критики. Вып. I. (Сумароков. — Критики в «Собеседнике». — Фонвизин. — Клушин. — Крылов. — Спор Шишкова и карамзинистов о старом и новом слоге. Карамзин. — Каченовский. — Жуковский) — Вып. II. (А. Ф. Мерзляков как теоретик и критик). Издано в Воронеже в 1888–1890 гг.
3. Учебно-педагогические заметки (Наши народные школы и гимназии. — Репетиторство в гимназиях. — Теория словесности как научный и учебный предмет. — К вопросу о письменных упражнениях учеников по русскому языку. — По поводу одной рецензии на учебник по русской грамматике). 2е издание — Орёл, 1895.
4. Чтение и разбор литературных образцов в средних учебных заведениях. Варшава, 1880; Орёл, 1900.
5. Учебник теории словесности (32 издания к 1918 г.).
6. Учебник по русской грамматике. Ч. 1. Этимология. Ч. II. Синтаксис. (26 изданий к 1916 г.).
7. Краткая русская грамматика с прибавлением необходимых сведений по церковно-славянскому языку. (Допущено в качестве учебного руководства в начальных училищах и церковных школах). Одно из изданий — Орёл, 1904.
8. Синтаксис русского языка в исследованиях Потебни (Допущено в библиотеки средних учебных заведений, учительских институтов и учительских семинарий). Орёл, 1901; 1902.
9. Дательный самостоятельный падеж в памятниках церковно-славянской и древнерусской письменности. Варшава, 1898.
10. Древнерусская книжная и народная словесность. Хрестоматия с примечаниями к тексту и предисловием о древнерусском языке. Орёл, 1892.
11. Заметки по литературе (Главные моменты в истории развития теории поэзии. — К отделу о французском, или так называемом ложном, классицизме в литературе. — Страничка к литературному романтизму). Воронеж, 1898.
12. Краткие сведения по палеографии древнерусской письменности. Доклад был прочитан на заседании Орловского церковного историко-археологического общества 4 января 1905 г., затем опубликован в журнале «Орловские епархиальные ведомости», напечатан во втором томе «Сборника Орловского церковного историко-археологического общества» и вышел отдельным изданием.
13. Демосфена Олинфские речи (с непрерывными комментариями в тексте).
14. Учебник теории поэзии (26 изданий к 1911 г.).
15. Главные моменты в истории развития теории поэзии.
16. К вопросу об исправлении русского перевода священных книг Нового Завета («Орловские епархиальные ведомости»).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *