МИХАИЛ ГЛИНКА. СОЗДАТЕЛЬ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ

1 июня исполнилось 220 лет со дня рождения гениального композитора Михаила Глинки. Его влияние на дальнейшее развитие русской национальной оперы соизмеримо с вкладом, привнесённым великим поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным в литературу. Современники композитора признавали его редкий талант, но не сразу сумели оценить новаторство и оригинальность, которыми были пронизаны великие творения гения. По словам музыкального и художественного критика Владимира Стасова, «оба [Пушкин и Глинка] создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке».

article-image
Код Памяти. Михаил Глинка

Юные годы

Михаил появился на свет в селе Новоспасском Смоленской губернии, в дворянском имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. По воспоминаниям самого знаменитого композитора, он рос болезненным и нервным ребёнком-недотрогой — «мимозой». До шестилетнего возраста воспитанием мальчика занималась его бабушка по отцу Фёкла Александровна. Властная женщина решила вырастить ребёнка сама. Фёкла винила родителей будущего композитора в смерти их первенца, скончавшегося во младенчестве. Поэтому бабушка полностью отстранила мать новорожденного от воспитания Михаила.

Фёкла Александровна пыталась уберечь своего второго внука от малейшей опасности. Мальчик практически не появлялся на улице и даже в жарко натопленном имении ходил в тёплой шубе. Больше всего Михаил любил рисовать мелом прямо на полу комнаты и посещать церковные богослужения. Михаила завораживали звуки колоколов и мелодичное пение священнослужителей. Огромное влияние на его развитие оказали и старинные сказки, былины, песни, с которыми мальчика познакомила няня Авдотья Ивановна.

После смерти бабушки Михаил вернулся в родительский дом. Его мать Евгения Андреевна приложила максимум усилий, чтобы стереть из памяти мальчика следы прежнего воспитания. Она рьяно взялась за образование сына: Михаилу наняли учителя по рисованию и гувернантку-француженку.

В 1812-м, во время войны с Наполеоном, семье Глинки пришлось уехать из Смоленской губернии. Когда они вернулись на родную землю через год, от прежнего дома остались лишь руины. На месте развалин возвели новое здание, в гостиной которого решили поставить фортепиано. В то время родители Глинки и не подозревали, какое место этот мелодичный инструмент займёт в жизни их сына.

О своём намерении заниматься музыкой мальчик сообщил матери в десятилетнем возрасте. На одном из устраиваемых в доме торжеств Глинка услышал Бернхарда Круселля с кларнетом. Как позже композитор написал в мемуарах, «эта музыка произвела на меня непостижимое, новое и восхитительное впечатление — я оставался целый день потом в каком-то лихорадочном состоянии, был погружён в неизъяснимое, упоительно-сладкое состояние и на другой день во время урока рисования был рассеян».

Для занятий с юным Михаилом родители пригласили учительницу из Санкт-Петербурга. Именно Варвара Кламмер познакомила Глинку с игрой на фортепиано и азами классической музыки. А благодаря урокам талантливого музыканта из крепостного театра мальчик научился свободно обращаться со скрипкой.

Первые опыты в музыке

В 1817-м Михаил стал воспитанником Благородного пансиона при Главном педагогическом институте в Петербурге. В этом учебном заведении юноша получил всестороннее образование — он изучал иностранные языки, основы фехтования, зоологию, алгебру, географию. Свободное время Глинка посвящал посещению концертов и опер, импровизациям на фортепиано.БЕСПЛАТНО СОЗДАЙТЕ ВАШЕ РОДСТВЕННОЕ ДРЕВОСоздать древо

К концу обучения Михаил был довольно искусным пианистом. В 1822 году восемнадцатилетний юноша впервые решил попробовать себя в роли композитора. Он сочинил оригинальные вариации для фортепиано, вдохновлённые оперой «Швейцарское семейство» австрийца Йозефа Вайгля.

Поскольку в 1820-е годы Петербургская консерватория еще не существовала, Михаил много практиковался самостоятельно. Он экспериментировал с разными жанрами, музицировал в светских салонах. Именно в этот период и появился впоследствии ставший хрестоматийным романс «Не искушай меня без нужды», сочиненный на слова Евгения Баратынского.

С 1824 по 1828 год Михаил параллельно с творческими экспериментами служил помощником секретаря Главного управления путей сообщения. Но позднее Глинка пришёл к выводу, что эта работа отнимала у него слишком много сил, и решил целиком сосредоточиться на занятиях музыкой. В 1829 году российской общественности был представлен музыкальный сборник «Лирический альбом». В нём среди произведений разных авторов прозвучали и ранние сочинения Глинки.

Произведение «Жизнь за царя»

Начало 1830-х годов Глинка провёл в Европе. В 1834-м Михаил, получивший известие о смерти отца, незамедлительно вернулся на родину. В апреле 1835 года он вступил в брак со своей дальней родственницей Марией Петровной Ивановой. Вскоре после венчания молодожёны переехали в имение Новоспасское Смоленской губернии, где Глинка начал работу над знаменитой оперой «Жизнь за царя».

Композитор, до этого посвятивший долгое время поискам сюжета, воспользовался советом поэта Василия Жуковского и взял за основу произведения историю об Ивана Сусанине. Оперу о простом крестьянине, пожертвовавшем собой ради спасения царя, общественность приняла восторженно и оживлённо. На следующий день после премьеры этого произведения (зимой 1836 года) Михаил написал матери: «Публика встретила мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актеры выходили из себя от рвения… государь-император горячо благодарил меня и долго беседовал со мною…».

Несостоявшийся брак

Михаила Ивановича связывали страстные отношения с Екатериной Керн — дочерью пушкинской музы очаровательной Анны. Их знакомство, состоявшееся в 1839 году, стремительно переросло во взаимную симпатию. Михаилу Глинку привлекли «ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан (…) и особенного рода прелесть и достоинство» девушки.

Встреча с Екатериной Керн стала мощным источником вдохновения для великого композитора. Глинка посвятил ей несколько талантливых музыкальных произведений, одним из которых стал романс «Если встречусь с тобой» на основе произведений Кольцова.

В конце 1839 года Михаил оставил свою жену Марию Петровну, и его взаимоотношения с Керн получили стремительное развитие. Но Екатерина вскоре тяжело заболела и решила переехать к своей матери Анне. Михаил Иванович, постоянно навещавший возлюбленную, написал для неё романс «Я помню чудное мгновение». Глинка посвятил это музыкальное произведение дочери той, кому великий Пушкин адресовал эти проникновенные строки.

В 1841-м начался бракоразводный процесс Глинки с его супругой, которую уличили в тайном венчании с корнетом Николаем Васильчиковым. Композитор был убежден, что всё разрешится быстро, и Екатерина (которая к тому моменту ждала от Михаила ребёнка) станет его женой. Но судьба распорядилась иначе. Екатерина, уставшая от затянувшегося судебного процесса, решила прервать беременность. Чтобы уберечь дочь от общественного скандала, Анна Керн увезла её в Лубны якобы для смены климата.

После возвращения Екатерины в столицу Глинка уже не чувствовал к предмету своей страсти «… прежней поэзии и былого увлечения». Летом 1844-го его отношения с Керн практически прекратились. Долгожданный развод Михаил смог получить лишь в 1846 году, но связывать себя брачными узами так и не стал и остаток жизни провёл холостяком.

Переживания по поводу расставания с Екатериной Керн композитор выплеснул в музыке, которая легла в основу увертюры и финала «Руслана и Людмилы». Премьера оперы, состоявшаяся в 1842 году, оказалась провальной. Царская семья покинула театр во время спектакля. В опере Глинки критиковали всё: и саму музыку, и исполнение, и декорации. При создании «Руслана и Людмилы» Михаил использовал новаторские приёмы, отступив от канонов европейской музыкальной школы. Позднее методы Глинки стали активно перенимать другие композиторы. Но в момент скандальной премьеры оперы публика еще не была готова к столь смелым экспериментам.

Память о предках

Михаил Глинка умер в феврале 1857-го в Берлине от простуды, на фоне которой обострилось хроническое заболевание печени. В мае этого же года прах знаменитого композитора по настоянию его сестры перевезли в Санкт-Петербург и перезахоронили на местном Тихвинском кладбище.

На могиле Михаила Ивановича установлен памятник, спроектированный по эскизу известного русского архитектора Ивана Ивановича Горностаева. На русском православном кладбище в Германии располагается кенотаф, включающий в себя надгробную плиту с места первоначального погребения знаменитого композитора.

Память о Глинке до сих пор живёт в сердцах соотечественников:

l К 150-летию со дня рождения великого композитора имя Михаила было присвоеноГосударственной академической капелле;

l на знаменитой киностудии «Мосфильм» сняли два познавательных биографических фильма об этом выдающемся человеке — «Композитор Глинка» и «Глинка»;

l в Смоленске с 1958 года проходит ежегодный Всероссийский музыкальный фестиваль имени Михаила Глинки;

l на студии анимации и документального кино «М.И.Р» в 2015 году был создан мультфильм «Михаил Иванович Глинка» (из анимационного цикла «Сказки старого пианино»).

Сохранение памяти о выдающихся личностях – важная составляющая отечественной культуры. Изучениеродословной Михаила Глинки помогает понять, какой вклад великий композитор внёс в российскую историю, лучше узнать исконно русские музыкальные традиции.

Если вы хотитесохранить память о родных, составьте подробноегенеалогическое древо. Этот цифровой памятник станет своеобразным кодом жизни вашей семьи, расскажет потомкам о тех, кто уже покинул этот мир.

Страницу памяти предка и семейное древо можно завести на сайте Код Памяти. Жизнь человека продолжается, пока его помнят. Передайте своим потомкам опыт, которым владели ваши предки.

https://memorycode.ru/articles/mihail-glinka-sozdatel-russkoj-nacionalnoj-opery?ysclid=lxoy52avd9790446073