Искусство ситцевое: 160 лет назад родился создатель уникальной певческой артели

3 июля 1864 года родился Митрофан Пятницкий — музыкант, основатель знаменитого русского народного хора. Русская песня стала основой его жизни: Пятницкий собрал первый в стране коллектив, в состав которого вошли певческие семьи; бережно перенес на сцену традиции народной музыки.

Митрофан Ефимович Пятницкий и Елена Борисовна Третьякова.

Таловский районный историко-краеведческий музей

Митрофан Ефимович Пятницкий и Елена Борисовна Третьякова.

Митрофан Пятницкий родился в слободе Александровке Бобровского уезда Воронежской губернии в семье священнослужителя. Он был девятым ребенком из 12 детей, родившихся у Пятницких. Отец с детства брал Митрофана с собой в церковь: у мальчика был отличный слух и красивый голос, с детства он любил пение крестьян. Близкие пророчили, что Пятницкий пойдет по стопам отца и станет протодьяконом. Митрофан отучился в церковно-приходской школе и поступил в Воронежское духовное училище.

Будучи студентом, юноша начал изучать сборник русских народных песен и исполнять их. Об этом узнало руководство училища: наставник Пятницкого написал письмо его отцу с требованием наказать сына за неподобающее для будущего духовника увлечение. Слушать молодым людям дозволялось только религиозную музыку. Митрофан был оскорблен тем, что горячо любимая им народная песня была названа «кабацкой». В итоге учебу он бросил — решил не возвращаться в училище после каникул.

Спустя два года Пятницкий снова вернулся в Воронеж. Подрабатывал слесарем, бухгалтером, писарем, учился самостоятельно, чтобы получить аттестат зрелости — одно время он хотел стать учителем, но потом решил посвятить жизнь карьере оперного певца.

В 1896 году Митрофан прошел прослушивание в Московской консерватории — у юноши сохранился красивый сильный голос. Но до учебы не дошло. Пятницкий пережил личную трагедию: незадолго до свадьбы от него ушла невеста. Молодой человек переживал это настолько сильно, что его поместили на лечение в психиатрическую клинику имени Абрама Морозова (сейчас это Центр психиатрии имени Сергея Корсакова). После выздоровления он проработал в этом лечебном учреждении писарем 24 года.Басовый ключ эпохи. 13 февраля 1873 года родился великий оперный певец Федор Шаляпин

Басовый ключ эпохи. 13 февраля 1873 года родился великий оперный певец Федор Шаляпин

Пятницкий не оставил мечту быть певцом — учился вокалу у преподавателя Московской консерватории, баритона Камилло Эверарди, выступал на благотворительных концертах. После знакомства с Федором Шаляпиным и по совету знаменитого артиста молодой человек решил сосредоточиться на изучении любимого им народного творчества.

В 1903 году Пятницкий стал членом Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Он проехал множество деревень, включая родные, воронежские, записал на фонографе голоса местных крестьян, собрал в общей сложности около 400 русских песен, сгруппировал их по областям и жанрам, собрал коллекцию народных инструментов и костюмов. Издания «12 песен Воронежского уезда» и «Жемчужины старинной песни Великой Руси» сделали Митрофана Ефимовича известным.

Народный хор Митрофана Ефремовича Пятницкого, 1914 г.Фото: Мультимедийный комплекс актуальных искусств

В 1910 году Пятницкий познакомился с крестьянкой Ариной Колобаевой, исполнявшей русские народные песни с дочерьми. Он уговорил ее приехать и выступить в Москву. Ее концерт был принят восторженно, публика ласково называла певицу Аринушкой. После этого Митрофан Ефимович собрал народный коллектив, в который вошли крестьяне Воронежской, Рязанской и Тульской губерний, целые семьи песенников, с которыми он познакомился во время своих этнографических экспедиций.

Коллектив назвали «певческая артель». Уже первые выступления перед столичной публикой — они были организованы 17 и 18 февраля 1911 года в Малом зале «Благородного собрания» — прошли с невероятным успехом. Крестьяне не просто пели — они плясали, играли на гуслях и жалейках, исполняли былины и свадебные плакательные песни, напевы-причитания. Это было открытие совершенно нового пласта культуры — фольклорного. Поклонниками «артели» Пятницкого стали Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Иван Бунин и многие другие.

В 1914 году умерла Арина Колобаева, а потом началась Первая мировая война. Часть участников хора Пятницкого забрали на фронт, с остальными Митрофан Ефимович продолжал работать, чтобы сохранить коллектив. В годы войны он основал хор из раненых и инвалидов, научил многих из них пению и нотной грамоте.

После революции стало не до выступлений, но Пятницкий не сдавался. Он снова начал собирать свой коллектив, который выступил перед Владимиром Лениным. Певцов официально трудоустроили в Москве, выделили им помещение для репетиций. А Митрофан Ефимович снова занялся изучением и сбором народной песни — продолжил ездить по деревням и селам. Он считал, что русская песня вымирает, и нужно ее спасать, говорил, что создает «летопись русской народной песни». В 1924 году выступление коллектива впервые транслировали по всей стране по радио.Хороводы-шествия, «поцелуйные» песни и плачи. В Архангельске спели и сплясали в лучших русских традициях

Хороводы-шествия, "поцелуйные" песни и плачи. В Архангельске спели и сплясали в лучших русских традициях

Участники хора никогда не репетировали — Пятницкий считал, что они должны исполнять песню «как у себя на завалинке или в хороводе», а он лишь дает им указания петь тише или громче. А еще известно, что сам Митрофан Ефимович всегда отказывался выступать на коммерческой основе. Владельцу одного из ресторанов он заявил: «Наше искусство ситцевое — оно не продается!». Обещание не петь в питейных заведениях, по просьбе Пятницкого, в 1925 году дал его племянник Петр Казьмин, которому Митрофан Ефимович оставил свой хор.

По рассказам, перед смертью Пятницкий написал Луначарскому с просьбой сохранить его коллектив, и тот такое обещание дал. Митрофан Ефимович скончался 21 января 1927 года, его похоронили на Новодевичьем кладбище. Хор Пятницкого существует до сих пор: он получил статус государственного, после к коллективу присоединился оркестр народных инструментов и танцевальный ансамбль.Коллекция русского национального костюма Натальи Шабельской — фото1/51

Девушка в народном костюме Новгородской губ. Конец XIX — начало XX в.Фото: Государственный исторический музей

https://rodina-history.ru/2024/07/03/reg-cfo/iskusstvo-sitcevoe-160-let-nazad-rodilsia-sozdatel-znamenitoj-pevcheskoj-arteli.html