Георгий Львович Брусилов, лейтенант русского флота, родился 140 лет назад, 19 мая 1884 года. Он стал одним из прототипов капитана Татаринова, героя книги Вениамина Каверина «Два капитана». А путь его шхуны «Святая Анна» писатель почти полностью повторил в своем произведении.
РИА Новости/Илья Тимин
Памятный поклонный крест в честь встречи участников экспедиций Георгия Брусилова и Георгия Седова в 1914 году. Мыс Флора о. Юрия Кучиева (ранее о. Нортбрук).
В 1912 году сразу четыре русских экспедиции находились в Северном Ледовитом океане. С востока на запад несколько лет штурмовали торосы ледоколы «Таймыр» и «Вайгач», вышедшие из Владивостока, из Александровска-на-Мурмане выдвинулись «Геркулес» под командой геолога Владимира Русанова и «Святая Анна» Георгия Брусилова, а из Архангельска — «Святой великомученик Фока» Георгия Седова. У всех были разные цели. Экспедиция на ледоколах пыталась пройти северным морским путем, Русанов отправился изучать остров Шпицберген, Седов хотел добраться до Северного полюса. А целью Брусилова были промысел морского зверя и картографические исследования — даже на корабельной печати было указано «Зверобойное судно «Святая Анна».
По мнению некоторых историков, у одновременного выхода в северные моря нескольких экспедиций была особая причина. В 1913 году отмечалось 300-летие дома Романовых, и путешественники, совершившие к юбилею географические открытия, могли претендовать на поощрение. Однако три из четырех экспедиций потерпели неудачу, а их руководители погибли в Арктике: Седов умер от цинги и истощения, не дойдя 200 километров до полюса, Русанов пропал без вести к югу от Шпицбергена, а шхуна Брусилова затерялась в ледяных просторах, и до сих пор нет сведений о том, что случилось с ее командиром и остатками экипажа.
Семейный бизнес
Брусилов к моменту начала похода был опытным моряком. Он участвовал в русско-японской войне, кроме того, был вахтенным офицером в экспедиции ледоколов «Таймыр» и «Вайгач», когда те в 1910 году начали свои походы на север из Владивостока.
Георгий Львович Брусилов. 1912 г.Фото: Музей полярников имени В.И. Альбанова
Георгий Львович решил исследовать Арктику самостоятельно. Он взял на службе отпуск на 22 месяца и уехал в Англию покупать судно для северного похода. Известно, что он создал зверобойное общество, где главным акционером стала тетя — Анна Николаевна Брусилова, урожденная баронесса Рено. Она внесла порядка девяноста тысяч рублей и потребовала, чтобы из этой зверобойной компании были убраны все посторонние, желая сделать ее семейным делом. Так и пришлось поступить. Кстати, самому Георгию причиталась четвертая часть всех возможных доходов.Тело Седова скормили собакам? Как закончил свои дни великий полярник
Кроме добычи морского зверя и пушнины Георгий Брусилов хотел пройти за одну навигацию северный морской путь. Это казалось вполне осуществимым, учитывая его опыт службы в экспедиции на ледоколе «Таймыр».
Шхуна с богатой историей
Вместе с другом Николаем Андреевым Брусилов приобрел китобойную шхуну «Пандора». Это было старое, но вполне крепкое судно. Оно совершило несколько выходов в арктические моря и хорошо зарекомендовало себя.
Паровая шхуна «Святая Анна». 1912 г.Фото: Мурманский областной краеведческий музей
Между прочим, именно этот корабль сыграл важную роль в жизни знаменитого путешественника Фритьофа Нансена. Шхуна, носившая тогда имя «Бленкатра», доставила на Землю Франца Иосифа экспедицию английского полярника Джексона. Именно он и обнаружил там Нансена, оставшегося с напарником без продуктов.
Джексон сыграл значительную роль в экспедициях Седова и Брусилова. Он построил дом на Земле Франца Иосифа, и оставил там продовольствие. Этими припасами воспользовались уцелевшие члены похода Брусилова. А сам дом был разобран, его пустили на топливо для «Святого великомученика Фоки», когда тот возвращался в Архангельск, взяв на борт и двоих членов экспедиции Брусилова.
В 1912 году «Бленкатра» пришла в Санкт-Петербург, где ее переименовали в «Святую Анну» в честь тети — главного акционера предприятия. Брусилов хотел уйти отсюда в Архангельск, затем через Карское море пройти вдоль побережья Сибири и добраться до Владивостока. Тем более что шхуна была крепкой — борта из дуба, а подводная часть обшита листовой медью.
Она осталась на борту
Корабль надежный, продовольствия было запасено на полтора года, Брусилов набрал экипаж и даже взял с собой пассажиров из Санкт-Петербурга до Архангельска. Впоследствии одна из пассажирок — Ерминия Жданко, исчезнет без вести вместе с экспедицией.
Ерминия Жданко у руля «Святой Анны». 1912 г.Фото: Музей Арктики и Антарктики
Неприятности начались ещё до выхода в северные моря. С корабля стали списываться на берег члены экипажа. Ушли друзья Брусилова — Николай Андреев и штурман Бауман, уволились доктор, старший механик и несколько матросов. Из командного состава на «Святой Анне» остались только он и опытный полярный штурман Валериан Альбанов. А обязанности врача взяла на себя 23-летняя Ерминия Жданко — дочь генерала-лейтенанта Александра Жданко, которая в детстве планировала убежать защищать Порт-Артур, а повзрослев, окончила курсы сестер милосердия. Она отправила телеграмму отцу: «Трех участников лишились могу быть полезной хочу идти Владивосток умоляю пустить». Получила ответ: «Путешествию Владивосток не сочувствую. Решай сама. Папа».
Всего же в путешествие на «Святой Анне» отправились 24 человека. 10 сентября 1912 года судно вышло в море.
Поход к островам
По мнению ученых, 1912 год был очень непростым для плавания в северных широтах. Отмечались обширные ледовые поля, пробиться сквозь которые деревянному судну было тяжело. Уже в конце сентября «Святая Анна» угодила в затор, из которого так и не смогла высвободиться. А в октябре судно понесло вместе с ледовым полем на север. Через год дрейфа закончился уголь, керосин и свечи. Стали жечь деревянные предметы. Вместо свечей использовали медвежий или тюлений жир. Не стало мыла, экипаж ходил с лицами, покрытыми копотью.Земля Франца-Иосифа. Вселенная самого северного архипелага России
Осенью 1913 года «Святая Анна» все еще дрейфовала, вмерзшая в лед. Через полтора года после начала экспедиции, в апреле 1914 года штурман Валериан Альбанов предложил оставить судно и двигаться к Земле Франца-Иосифа. Он читал книгу о путешествии Нансена и знал, что там есть база, построенная Джексоном, где находится запас продовольствия. Однако Брусилов отказался и команда «Святой Анны» разделилась: 14 человек во главе с Альбановым пошли к островам, но трое из них вскоре вернулись обратно.
Спаслись только двое
К этому времени уже пропала экспедиция Русанова, но Георгий Седов продолжал пробиваться к полюсу. Альбанов с товарищами, преодолевая огромные трудности, добрался до Земли Франца-Иосифа.
Фото: РИА Новости/Илья Тимин
Из его группы уцелело только двое: сам Альбанов и матрос Александр Конрад. За три месяца пешего похода они прошли и проплыли на самодельных каяках около 400 километров по ледовым полям. На базе они нашли продукты, патроны и большой бот. А вскоре заметили идущий к острову корабль — это был «Святой великомученик Фока», где командовал доктор Павел Кушаков. Спасенные рассказали, что на «Святой Анне» остались Жданко и тяжело болеющие цингой «полупокойники» вместе с Брусиловым.
Кстати, сам Кушаков личность незаурядная. После гибели Седова он взял командование на себя — угрожая револьвером, подавил зачатки бунта на корабле. В 20-е годы уехал в Швейцарию и даже выдвигался на Нобелевскую премию в области медицины от университета в Лозанне.
А о «Святой Анне» с тех пор ничего не известно и судьба самого Георгия Ильича Брусилова остается тайной. Есть разные версии того, что могло случиться с его экспедицией: пожар на борту, потопление суда немецкой субмариной и прочие. Однако никаких доказательств этим предположениям пока не найдено.