ОРЛОВСКИЙ БАХТИНА КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1843—1864)
ОРЛОВСКАЯ БАХТИНА ВОЕННАЯ ГИМНАЗИЯ (1864—1882)
ОРЛОВСКИЙ БАХТИНА КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1882—1918)
Орловский Бахтина кадетский корпус относится к тем корпусам, создание которых предусматривалос
Приняв предложение и дар М. П. Бахтина, Николай I в личном письме поблагодарил дарителя, а также известил его о награждении орденом Св. Владимира 2й степени, присвоении звания генерал-майора с оставлением вне службы и повелел впредь вновь создаваемый корпус именовать «Бахтинским», приписав к нему Орловскую, Курскую и Рязанскую губернии с капиталами, пожертвованными дворянами этих губерний в размере 313 тыс. руб. ассигнациями. В 1844 г. к корпусу была приписана и Тульская губерния. Потомки Бахтина могли воспитываться в корпусе за казенный счет.
Биография основателя Орловского Бахтина кадетского корпуса (ОБКК) М. П. Бахтина (1768—1838), по словам исследователей, до сих пор остается малоизученной. Известно, что в 1807 г. он активно участвовал в подготовке ополчения, за что был награжден орденом Св. Владимира 4й степени. Существуют предположения и об активном участии Бахтина в Отечественной войне 1812 г. Точно известно одно: в отставку он вышел полковником, детей у него не было.
Из тридцати с лишним кадетских корпусов дореволюционной России лишь несколько, подобно Орловскому, учреждены на личные пожертвования. Выбитая в 1838 г. Санкт-Петербургс
Для постройки корпуса был приобретен обширный участок городской земли у графа С. М. Каменского, сына фельдмаршала М. Ф. Каменского, выпускника 1го кадетского корпуса, на углу Верхне-Дворянско
В мае 1843 г. последовало Высочайшее повеление об открытии корпуса 6 декабря того же года. Первым его директором был назначен ротный командир Пажеского корпуса полковник Сергей Николаевич Тиньков. Как показали первые годы существования Орловского Бахтина кадетского корпуса, назначение С. Н. Тинькова на пост директора было исключительно удачным выбором, поскольку он уже при формировании корпуса привнес в его деятельность опыт одного из самых привилегированны
Генерал-лейтенан
Численность воспитанников корпуса при его создании была установлена в 500 человек, в составе пяти рот, при этом четыре роты располагались на территории Орловского Бахтина кадетского корпуса, а 5я рота, неранжированная, в Тульском корпусе. Был создан и приготовительн
Кадетский корпус комплектовался детьми из потомственных дворянских семей, в их числе были и дети офицеров, принятых на службу в корпус. При поступлении мальчики должны были показать свое умение читать и писать, а также знать четыре правила арифметики.
Были созданы все необходимые условия для учебы кадет: имелись великолепные по тем временам учебные кабинеты, гимнастический зал, столовая, собственная пекарня, производственные мастерские для занятия кадет, хорошо оборудованный лазарет. Библиотека располагала антикварными изданиями, поступившими в корпус в качестве дара от благодарных жителей Орловской и близлежащих губерний, — факсимильным изданием Остромирова Евангелия, написанного в 1056—1057 гг. (от академика А. Х. Востокова), многотомным изданием Свода Законов Российской Империи (от товарища министра государственных имуществ Гамалея), «Филологическим исследованием над составом русского языка», переданным протоиереем Павским.
С учетом опыта уже существовавших кадетских корпусов особое внимание было обращено на комплектовани
Большой вклад в дело воспитания и обучения кадет корпуса внесли братья Александр и Николай Тарачковы. Александр Степанович Тарачков (1819—1870) с первых дней существования корпуса преподавал в нем естественные науки: астрономию, физику, химию, биологию. Об А. С. Тарачкове через полвека после его кончины говорили как «Ломоносове Орловского края во всех областях местных исследований». Им был составлен подробный каталог растений местной флоры, собран материал для топографического и исторического очерка об Орловской губернии, впервые составлен каталог местной фауны. Он был одним из ведущих орловских журналистов, являясь редактором «Орловских губернских новостей». А. С. Тарачков сделал тему краеведения одной из ведущих в газете, что заметно выделяло ее из числа других провинциальных изданий. Известный русский фольклорист Павел Якушкин, однокашник Тарачкова по Московскому университету, высоко оценил увлеченность своего друга: «Я знаю только одного путешественника по России, приготовленного к своим работам, — господина Тарачкова, учителя естественных наук Орловского Бахтина кадетского корпуса, ездившего по средней полосе России, писавшего в «Орловских губернских ведомостях» и издавшего впоследствии свои заметки в Орле. Двадцать лет этот замечательный ученый проработал в кадетском корпусе».
Николай Степанович Тарачков начал свою преподавательску
В кадетском корпусе учились не только православные, был в корпусе и законоучитель римско-католичес
Большое внимание в нем уделялось физической подготовке. Кадеты занимались легкой атлетикой, гимнастикой, фехтованием. Им преподавались танцы, при этом обращалось особое внимание на осанку, умение вести себя в женском обществе на балах и приемах. На уроках ручного труда осваивались столярное, слесарное и другие ремесла.
Нравственное воспитание предполагало привитие кадетам чувства долга, любви к Родине, почтительности к родителям, преданности Императору, уважение к старшим. Важным методом воспитания был постоянный контроль со стороны ротных командиров, которые вели на каждого из воспитанников специальную аттестационную тетрадь, куда заносились все поощрения и проступки кадет.
Наследник цесаревич Александр Николаевич, посетивший корпус в сентябре 1845 г., сравнил порядок и чистоту в корпусе с теми, которые могут быть «только во дворце». В сентябре 1847 г. корпус посетил Николай I, который выразил благодарность директору за образцовый порядок, созданный в корпусе с первых дней его существования.
Первый выпуск корпуса состоялся в 1849 г., 35 выпускников были направлены в Дворянский полк, который они успешно окончили. В сентябре 1850 г. корпус вновь посетил Император. Учебное заведение было признано лучшим из российских кадетских корпусов. Выпускник ОБКК полковник К. Н. Дмитриев описал в своих воспоминаниях подробности визита Николая I: «Император произвел смотр корпусу и резервным войскам. Отпустив войска, Государь приказал развернуть посреди площади кадетский батальон. Выполняли ружейные приемы; два раза нас похвалили. Потом по команде «Батальон, вперед!» батальон двинулся, и Государь по приближении батальона проследовал рядом, наблюдая за равнением. Затем батальон повернули, прошли шагов 200 и услышали громкое «славно». Батальон был перестроен в боевой порядок, и Государь лично приказывал, какие делать эволюции. Государь лично обошел весь строй и остался очень доволен подготовкой кадет».
Е. А. Милоданович вспоминал: «Вообще, можно сказать, кормили нас хорошо. Однако в одном из классов среднего возраста был однажды «котлетный бунт»: кто-то якобы нашел в котлете червяка. Расследование показало, что это было плодом воображения кадета, и в наказание за это его отделение перестало на некоторое время получать к завтраку котлету, и кадеты должны были удовлетворять голод только хлебом. По праздникам и воскресеньям в 10 часов утра и накануне их в 6 часов вечера кадет приводили строем в корпусную церковь. Директор всегда присутствовал и стоял в церкви с правой стороны, возле знамени.
Курить в корпусе не разрешалось, но в старших классах смотрели на это снисходительно. В среднем возрасте тоже было довольно много курящих, и вот, попав в него и считая себя уже «почти взрослыми», некоторые мои товарищи тоже стали курить. Иметь деньги на руках кадетам не позволялось. Все, что кадеты привозили из дома и получали от родителей по почте, они обязаны были сдавать на хранение воспитателю, который в особой тетради вел личный счет поступлений и расходов каждого воспитанника. Но в воскресенье и праздничные дни на них можно было покупать сладости, что выполнял соответствующий «дядька». Выдача денег для покупок производилась из расчета 30 копеек на человека за один раз».
В кадетском корпусе действовал воспитательный комитет, в который входили директор, командир батальона, инспектор классов, младший штаб-офицер, полицмейстер, в качестве наблюдателей в его работе могли принимать участие помощник инспектора классов, ротные командиры, наставники. По окончании учебного года лучшим кадетам директор корпуса вручал книги, принадлежности для черчения и рисования. Ежегодно, в день престольного праздника корпуса 8 ноября (день Архистратига Михаила), лучшим по успехам кадетам выдавались в награду книги с похвальными листами. В этот день после богослужения в корпусной церкви все классы вводились в конференц-зал, украшенный большими, во весь рост, портретами императоров, и выстраивались лицом к портрету царствующегоИмператора, проводился парад.
На возвышении стоял длинный стол, покрытый красным сукном с золотыми кистями, на котором лежали книги и похвальные листы. За столом сидел в центре владыка, а возле него директор корпуса, инспектор классов и почетные гости. В зале присутствовали родители и родственники кадет и оркестр 144го пехотного Каширского полка. Торжество начиналось гимном, после которого зал оглашался долгим «ура!» Затем инспектор классов вызывал по списку награждаемых кадет (по классам). Каждый из них подходил к столу под звуки «туша», делал поклон сидевшим за столом, получал книгу и похвальный лист и возвращался на свое место. В этот день был традиционный обед: гусь с тушеной капустой и мочеными яблоками. Вечером был бал, охотно посещавшийся местной публикой. Были всегда на нем и воспитанницы старших классов женского института. Кадет младших классов отправляли спать раньше, старшие оставались до конца бала.
На Рождественские праздники кадет распускали 20—22 декабря, в зависимости от того, на какое число приходилось воскресенье. Возвращались кадеты в корпус 7—8 января. На Пасху увольняли обыкновенно в Страстную среду до Фомина воскресенья включительно. Во время Рождественских праздников в корпусе устраивались вечера и концерты, кадет водили в театр. Начальство всчески заботилось о досуге кадет. По царским дням тоже устраивались выходы в театр, балы и концерты.
По свидетельству Е. А. Милодановича, учась в старших классах, у него появилась возможность даже заработать немного денег на карманные расходы. В 6м классе корпуса, по усиленной просьбе кадета Курносова и его родителей, он занимался с ним математическими предметами. Его отец платил ему 20 рублей в месяц.
Среди преподавателей Е. А. Милоданович в первую очередь выделяет преподавателя русского языка Д. И. Цветаева, будущего профессора Московского университета, преподавателя математики полковника артиллерии А. Н. Мацкого. Однажды в 1м классе он потянул за ухо непонятливого ученика, и на ухе показалась кровь. Тогда он вынул из портсигара клочок папиросной бумаги, залепил ранку и, обернувшись к классу, сказал с добродушной улыбкой: «Какие у них некрепкие уши!»
Выпускные экзамены проводились в конференц-зале и обставлялись известной торжественностью
В мае 1864 г. корпус был преобразован в военную гимназию. Исполнять данное распоряжение пришлось вновь назначенному директору корпуса генерал-майору Д. Х. Бушену. В корпусе были закрыты специальные классы. Воспитанников, окончивших 5й общий и 1-й специальный классы, направили во вновь открывшиеся военные училища в Петербурге — Павловское и Константиновск
С началом функционирования военной гимназии стали регулярно проводиться заседания педагогического комитета под руководством директора, где подробно обсуждались все вопросы внутренней жизни и учебного процесса. В 1873 г. приказом по Военному ведомству № 84 военным гимназиям было определено общеобразователь
В 1882 г. Орловская военная гимназия была вновь преобразована в кадетский корпус. В 1893 г. корпус торжественно отпраздновал свое 50летие. В честь юбилея был выпущен нагрудный знак, который вручался выпускникам корпуса. На торжественный праздник съехалось свыше 200 бывших воспитанников корпуса. Из 2132 его выпускников 1700 были произведены в офицеры. Восемь выпускников корпуса стали генерал-лейтенан
В декабре 1914 г. кадетский корпус посетил начальник Главного управления военно-учебных заведений ВеликийКнязь Константин Константинович, который отметил, что Орловский корпус является одним из лучших в России, и поэтому он счел возможным отправить учиться своего сына Георгия не в престижный столичный, а в провинциальн
Директорами Орловского Бахтина кадетского корпуса в разное время были:
1. Генерал-майор С. Н. Тиньков
(1843—1854).
2. Генерал-майор Вишняков
(1854—1863).
3. Генерал-майор Д.Х. Бушен
(1863—1867).
4. Генерал-майор Г.Д. Щербачев
(1867—1872).
5. Генерал-майор Чигарев
(1872—1884).
6. Генерал-майор Н. Н. Светлицкий
(1884—1902).
7. Генерал-майор В.Л. Лобачевский
(1903—1905).
8. Генерал-майор Р. К. Лютер
(1905—1918).
На южной окраине Орла размещался летний лагерь «Ботаника». В нем кадеты, не уехавшие на каникулы домой, могли с пользой для здоровья проводить летнее время. Под руководством воспитателей они совершали пешеходные экскурсии, походы по окрестностям города, поездки по городам России с посещением музеев, мест боевой славы Российской армии и других достопримечатель
Один из выпускников Орловского корпуса, поступивший в него в начале XX в., писал о первых днях пребывания в корпусе: «Новички, конечно, бывали чрезвычайно пестры. Главным образом это были дети военных семей, часто соприкасавшихся с казармой и денщиками и подвергавшихся иногда их отрицательному влиянию. Другую категорию составляли дети средних дворянских и помещичьих кругов. В виде единиц встречались и дети более высокостоящих родителей, носившие известные фамилии и имевшие иногда звание «пажей». Надо при этом заметить, что эти сословные различия не играли никакой роли ни в глазах корпусного начальства, ни в глазах самих кадет. Сын захолустного пехотного капитана и сын начальника дивизии, кадет, носивший громкую историческую фамилию, и носивший самую ординарную, богатый и бедный, русский, поляк, грузин, армянин — все они в корпусных стенах чувствовали себя совершенно одинаковыми и равными. «Пажи» ценились своими товарищами не по их аристократизму, а только по своим личным качествам, по тому, были ли они хорошими или плохими товарищами, подлизами, зубрилами или теми молодцами, которые отвечали мальчишеским идеалам».
Выпускник Орловского Бахтина кадетского корпуса Д. И. Тимофеев в свою очередь вспоминал, что в корпусе велась серьезная учебно-воспитате
Тимофеев вспоминал: «Стрижка в корпусе была под машинку, прическа «бобрик» разрешалась лишь в 6—7х классах (1я рота). Требовалась постоянная чистка металлических золотистого цвета с гербом пуговиц, для этого использовался тертый кирпич и специальные дощечки с прорезью, которые назывались «гербовкой». Обычно брюки носились навыпуск (голенище сапога под брюками). «Смазные» сапоги — походная форма (брюки в сапогах). Кадеты первой роты при увольнении в город носили в чехле на поясе слева сзади граненый штык русской винтовки (чехол кожаный, лакированный)». Как старший в отделении, Тимофеев отвечал за раскладку посуды и приборов перед приемом пищи. Он отмечал, что столовые ложки в корпусе были из чистого серебра, хранились в сундуке под запором, все это было с клеймами, хищений серебра не было.
Умер Дмитрий Иванович Тимофеев на 94-м году жизни. В похоронах участвовали офицеры и курсанты Орловского военного института правительственно
Выпускники ОБКК оставили значительный след в истории России. Кавалерами ордена Св. Георгия стали выпускники корпуса: генерал-лейтенан
Генерал от инфантерии Д. Х. Щербачев удостоен ордена Св. Георгия 3й и 4й степеней в первую мировую войну (1915). Также в годы Великой войны ордена Св. Георгия 4й степени был удостоен авиатор капитан Д.А. Макаров, Георгиевского оружия — авиаторы капитан Д. А. Макаров, М. С. Смольянинов.
Некоторые из кадет проявили себя в науке и культуре. Среди выпускников корпуса — популярный писатель конца XIX в. С. М. Степняк-Кравчинс
Примечательно, что старинный род Бахтиных дал Отечеству множество гражданских и военных деятелей. В 1907 г. кадетский корпус окончил будущий генерал-лейтенан
Современный потомок М. П. Бахтина, подполковник Александр Георгиевич Бахтин, живет в Москве, служит в ФАПСИ. Эта ветвь родословного древа идет от брата Михаила Петровича — Ивана.
В 1917 г. после Февральской революции корпус был переименован в Орловскую Бахтина гимназию Военного ведомства. В марте 1918 г. в корпус назначается комиссар Е. Журавлев, который осуществлял руководство корпусом вместе с Робертом Карловичем Лютером. В мае 1918 г. Лютер становится преподавателем математики в корпусе, а гимназией руководил комиссар Зиньковский. С июня 1918 г. во главе гимназии становится смотритель зданий, бывший директор музея Орловского Бахтина кадетского корпуса А. Н. Шарков. 1 сентября 1918 г. военная гимназия официально закрывается, все преподаватели, воспитатели и служащие увольняются. В здании корпуса была размещена Орловская 8я трудовая школа с приютом для сирот. Затем в здании размещались Пехотные курсы, Танковое училище им. Фрунзе, воспитавшее более 150 Героев Советского Союза.
Для воспитания кадет Орловского Бахтина кадетского корпуса и сохранения памяти о корпусе многое сделал офицер-воспитате
В дни 160й годовщины со дня основания Орловского Бахтина кадетского корпуса на доме № 47 по Октябрьс
К 170летию ОБКК в Орловском краеведческом музее пройдет выставка, посвященная страницам истории корпуса. С 9 по 14 июля в районе села Высокое Троснянского района Орловской области будет организована регата «Регион57», также посвященная 170летию Орловского Бахтина кадетского корпуса.
В. А. ГУРКОВСКИЙ, г. Москва
«Кадетские корпуса
Российской Империи»