Памяти кораблей имени «Орел»

корабльИстория кораблей, носящих имя «Орёл», насчитывает более 345 лет, когда в 1667—1669 гг. в селе Дединове на Оке Царь Алексей Михайлович с помощью голландских мастеров построил первый русский военный корабль «Орёл». Впоследствии более 40 кораблей Русского флота носили имя «Орёл» в честь государственного герба.

В настоящий момент в российском флоте несут боевую вахту два корабля, названные именем города Орла 20 лет назад. Это атомный подводный ракетный крейсер «Орёл» на Северном флоте и пограничный сторожевой корабль «Орёл» на Тихом океане. Впервые корабль, названный в честь города Орла, был спущен на воду более 120 лет тому назад в 1890 г. Традиция присваивать кораблям названия губернских городов уходит к 1878 году. После окончания войны на Балканах Россия столкнулась с опасностью новой войны с Англией. Учитывая слабость Российского флота и целый ряд ограничений его использования по международным договорам ещё с Крымской войны, решено было привлечь народные средства для приобретения быстроходных судов, которые в военное время должны быть использованы как крейсеры для борьбы с судоходством противника. По инициативе Императорского общества содействия русскому торговому мореходству и по высочайшему повелению во всех губерниях были образованы комитеты по устройству Добровольного флота под председательством наследника Цесаревича, будущего Императора Александра III.

В Орловской губернии открытие губернского комитета по организации Добровольного флота состоялось 7 мая 1887 г. в помещении Орловской городской думы. На учредительном собрании присутствовали Орловский губернатор К.Н. Боборыкин, Епископ Орловский и Севский Ювеналий, представители губернского земства, городской голова, предводитель губернского дворянства, представители купечества и других сословий. После торжественной части и молебна была собрана сумма 2900 рублей серебром. Наибольшие пожертвования собрали Ливенский, Малоархангельский, Мценский и Трубчевский уезды — 13000 рублей. В 1888 г. Добровольным флотом был подписан контракт с английской фирмой «Хозон Лесли и К» на постройку корабля, способного развивать скорость до 20 узлов, который должен был стать образцом для других крейсеров.

В марте 1890 г. корабль, названный именем губернского города Орла, был спущен на воду, «Орёл» стал вторым после «Ярославля», построенным Добровольным флотом по специальному проекту. До этого первые корабли «Россия», «Москва», «Петербург», «Нижний Новгород», «Ярославль», «Владивосток», «Кострома» закупались в Германии и Англии. Корабли Добровольного флота по большей части использовались как транспорты для перевозки пассажиров и грузов из Одессы во Владивосток, русских войск на Дальний Восток, заключённых на Сахалин, а также материалов для строительства Транссиба. В 1897 г. на «Орле» в разобранном виде во Владивосток был доставлен буксирный пароход «Сибирь», через год переданный КВЖД.

С началом русско-японской войны «Орёл» был переоборудован в госпитальное судно на 448 коек с вытяжной вентиляцией, госпитальными палатами, паровым отоплением, опреснителями, рефрижераторами, хлебопекарней, электрическим освещением.

«Орёл» стал плавучим госпиталем 2й тихоокеанской эскадры адмирала З.Н. Рожественского, к которой он присоединился 21 октября 1904 года в Танжере. С конца декабря 1904 до начала 1905 года эскадра находилась на острове Мадагаскар. В порту Носси-Бэ на эскадренной больнице «Орла» был организован амбулаторный приём для местных жителей. Среди медперсонала на «Орле» работала племянница адмирала Рожественского Ольга Павловская. Всего за время похода 2й тихоокеанской эскадры умерло 5 офицеров и 25 нижних чинов, списаны по болезни 10 офицеров и 42 нижних чина. Эскадра адмирала З.Н. Рожественского была обнаружена японцами 14 мая 1905 года в 2 часа 30 минут по бело-сине-красным огням грот-мачты госпитального судна «Орёл». согласно нормам международного права освещение было только на «Орле», остальные суда эскадры шли в полной темноте.

В 11.30 «Орёл» одним из первых был захвачен японским крейсером Манжу-Мару и отведен в Шанхай. Позже в Японском флоте «Орёл» носил имя «Кузухо-Мару».

В 1890 г. после окончания Морского корпуса в первом походе на «Орле» участвовал последний командующий Черноморским флотом, в 1918—1920 гг. упокоенный во Владимирском адмиральском Соборе Севастополя, подготовивший эвакуацию Русской эскадры из Крыма в Бизерту в конце 1920 г., Михаил Павлович Саблин, участник Цусимского сражения на броненосце «Осляби». Духовник ГС «Орёл» иеромонах Зиновий (Дроздов) в 1906 году в Вятке опубликовал книгу «с эскадрой до Цусимы». В 1913—1914 гг., будучи Викарным Епископом, управлял Орловско-Севской епархией, с 1918 года Архиепископ Зиновий возглавлял Тамбовско-Козловскую Епархию являясь ближайшим сподвижником Патриарха Московского и всея Руси Тихона (Белавина), умер в 1942 г. в Богословлаге Свердловской области, Последний командир «Орла» Яков Константинович Лохматов, участник русско-турецкой (1877—1878), русско-японской (1904—1905) и первой мировой (1914—1918) войн, в 1916 г. за боевое отличие был произведён в капитаны II ранга. Несмотря на тяжелые потери в русско-японской войне, через несколько лет русский флот был возрожден.

Уже в 1909 году со стапеля в Эльбинге (Германия) был спущен на воду новый корабль с именем губернского города «Орёл». В 1914 году с началом Великой войны «Орёл»-2 вошёл в состав Сибирской флотилии в качестве вспомогательного крейсера 2го ранга. Участвовал в русско-англо-франко-японской десантной операции в Сингапуре. С конца 1915 года на нём проходили практику кадеты и гардемарины Петроградского морского корпуса, морского инженерного училища, отдельных гардемаринских классов. После октября 1917 года «Орёл» был одним из немногих кораблей, на котором не был спущен Андреевский флаг. В 1920 году на крейсере «Орёл» прошел последний дальний поход из Владивостока в Дубровник Владивостокского морского училища. В 1921 году «Орёл» был продан Добровольным флотом англичанам, под британским флагом носил имя «Сильвия». Позже был перепродан гонконгской фирме «Хайтань», последний раз бывшие моряки, служившие на «Орле», видели корабль стоящим у стенки одного из китайских портов в конце 40х годов ХХ века. В Тунисе из Владивостокского училища и Севастопольского морского корпуса был образован Бизертский морской корпус, просуществовавший до 1924 года. Замом командира корпуса был последний командир крейсера «Орёл», герой-подводник первой мировой, георгиевский кавалер, капитан I ранга Михаил Александрович Китицын (умер 22 августа 1960 года в США).

На «Орле»-2 гардемаринами ходили основатель Советской морской пехоты военмор Иван Кожанов, адмирал флота Советского Союза Иван Исаков, известный изобретатель в США Константин Захарченко, руководитель партизанского движения против японцев в Индокитае Игорь Буланин, посмертно награжденный орденом почётного легиона правительством Франции, профессор академии ВМС Югославии Пётр Бунин и многие другие. В этом списке уроженцы Орловской губернии и воспитанники Орловского Бахтина кадетского корпуса Борис Афросимов, Вячеслав Узунов, Николай Недбаль, Иван Малыгин, Онисим Лайминг и другие.

Памяти моряков, ходивших на первых кораблях, названных именем города Орла с 1890 по 1920 г., в сентябре—октябре с 2005 года на озере «Светлая жизнь» проходит открытый чемпионат Орловской области по парусному спорту в классах «Оптимист», «Луч», «Снайп», «Парусная доска», в котором принимают участие команды из Орла, Москвы, Ярославля, Липецка, Воронежа, Железногорска и других мест.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *