АРХИПАСТЫРЬ — ГОРЯЧИЙ ПАТРИОТ К 215-летию святителя Иннокентия Херсонского (Борисова) и 160-летию обороны Севастополя

Будущий святитель родился в древней части города Ельца бывшей Орлов­ской губернии у берегов речки Ельчик, впадающей в реку Сосну. В доме священника Успенской церкви Алексия Борисовича Борисова 15 декабря 1800 года появился последний, четвертый ребенок, получивший в святом крещении имя Иоанн. Ему было суждено стать знаменитым архипастырем и богословом.

Основам своей духовной жизни юный Иоанн был обязан родителям: отцу-священнику и матери Акилине Гавриловне, урожденной Лубеновской, глубоко религиозной женщине. 16 октября 1811 года мальчик стал сиротой — умер горячо им любимый отец. Наступило трудное детство.

В отроческом возрасте, лишившись отца, Иван Борисов познал всю тяжесть сиротской жизни, и впоследствии, став знаменитым иерархом, он неустанно заботился об участи бедных и сирот. Будущий владыка помимо домашнего образования по псалтыри и часослову богословскую эрудицию и начальные церковные навыки воспринял от местного священника Василия Климентова, который с отеческой любовью вводил мальчика в литургическую и богословскую жизнь Церкви.

В 1810 году Иван Борисов поступил в Воронежское епархиальное училище, но по причине болезни оставил учебу. Окончив экстерном Воронежское епархиальное училище, Борисов поступает в Орловскую духовную семинарию. В 1819 году он блестяще ее окончил. Об уровне познания юного семинариста говорила отметка в аттестате — «исправлял должность лектора греческого языка (рачительно)». Во время учебы Борисов был в тесной дружбе с Иродионом Соловьевым (впоследствии епископ Нижегородский Иеремия, строгий аскет-подвижник).

К этому времени была преобразована Киевская духовная академия. Ее новый состав набирался из лучших студентов семинарий. В числе лучших воспитанников от Орловской губернии был послан Иван Борисов.

В то время он был как «древо, посаженное при потоках вод» (Пс. 1, 3), которое «яко кедр, иже в Ливане», впоследствии умножилось, возросло и окрепло. Познания студента Борисова носили глубокий внутренний характер. Он любил составлять проповеди, что уже тогда предвещало в нем будущего «русского Златоуста».

В 1823 году на выпускном акте он прочел часть своего труда «О нравственном характере Господа нашего Иисуса Христа». Киевский митрополит оценил юношу как «восходящее светило русской богословской науки», предсказание в будущем сбылось в полной мере.

Иван Борисов окончил академию и стал магистром богословия. Он был не только слушателем, но и исполнителем заповедей Божьих.

и.борисПосле академии Борисов посылается в Санкт-Петербург и в августе 1823 года назначается профессором церковной истории и греческого языка Александро-Невского духовного училища. Позднее он становится ректором этого училища, где 10 октября 1823 года был пострижен в монашество с именем Иннокентий, после чего рукоположен в иеродиакона, 29 декабря в — иеромонаха.

Позднее Борисов переводится инспектором в Санкт-Петербургскую академию, через четыре месяца он становится экстраординарным профессором. Еще через два месяца в 1826 году он возводится в сан архимандрита.

В это время появляются первые научно-литературные труды архимандрита Иннокентия. Это «Жизнь святого апостола Павла», «Жизнь святого священномученика Киприана Карфагенского». Наиболее известно его знаменитое творение «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа», которое наиболее глубоко прочувствовано и передано.

В 1828 году за эти сочинения он был удостоен степени доктора богословия. 3 сентября 1829 года архимандрит Иннокентий получил докторский наперсный крест. 12 сентября 1829 года он был награжден орденом святой Анны II степени, украшенный императорской короной.

В 1830 году отец Иннокентий, умуд­ренный духовным и жизненным опытом, обогащенный знаниями, переводится в Киев на должность ректора духовной академии и ординарного профессора богословских наук. Одновременно он назначается настоятелем Киево‑Братского монастыря.

В Киеве им был основан еженедельник «Воскресное чтение», начато описание церковных библиотек, архивов и древностей. Большим вкладом в богословскую науку явились его труды как богословского, так и гомилетического характера. Это поучения «Памятник веры», «Вертоград духовный», «Жизнь апостола Павла» и другие. Он расширил некоторые предметы, ввел церковное законодательство, и с этого времени началось преподавание канонического права в духовных заведениях.

Иннокентий стяжал добродетель смиренномудрия, не позволял пересудов и не осуждал ближних. Он не изменился и после хиротонии его в сан епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии, которая состоялась 21 декабря 1836 года в Казанском соборе Петербурга. Одновременно он остался ректором.

Современники уже в это время упоминали о даре прозорливости особенной преосвященного. Но духовно он не изменился.

В 1840 году епископ Иннокентий перемещается на самостоятельную Вологодскую кафедру, где за год становится известным как глубокий исследователь древних вологодских рукописей.

1 марта 1841 года владыка Иннокентий перемещается на Харьковскую кафедру. Управляя данной епархией, владыка и здесь заботится о церковном благолепии, требуя уставного богослужения и процветания проповедничества среди духовенства. Наилучшим примером в этом являлись проповеди самого святителя. В этот период были изданы: «Беседы на святую четиредесятницу», «Падение Адамово», «Беседы на Великий пост», «Слова и речи к пастве христовой», «Три слова о зиме». Владыка занимается и гимнографией. Им слагаются акафист «Божественным страстям Христовым», служба и акафист святому Архангелу Михаилу.

Он продолжает заниматься составлением «догматического сборника», а также историей Православия в Польше, историей русского раскола, историей иерархии. Владыкой создано сочинение «Сто глав» и готовится отдельной книгой сочинение «Голгофа, или последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа».

15 апреля 1845 года определением Святейшего Синода владыка Иннокентий был возведен в сан архиепископа.

1 апреля 1847 года он назначается членом Святейшего Синода, где в это время был богомудрый митрополит Московский Филарет. Своею деятельностью оба святителя приносили великую пользу Православной Церкви.

24 февраля 1848 года архиепископ Иннокентий был вызван в Петербург, где получил указ о назначении его на Херсонскую и Таврическую кафедру.

Одесса — любимый город архипастыря. Отсюда он управлял огромной Херсоно-Таврической епархией, совершал частые поездки в Крым, Херсон, Николаев, налаживая везде церковное домостроительство. В возрожденных древних монастырях Крыма владыка вводил афонский устав. Крым, по его мнению, должен был стать русским Афоном.

13781074361453200039Cлужение святителя началось в день Святой Троицы в Одесском соборе. В день Святого Духа он скончался. Благодать Святого духа просвещала проповедника.

Он заботился о воспитании болгар и греков в Одесской семинарии, перенеся ее за город, к Свято-Успенскому монастырю. В 1851 году последовало его награждение греческим королем орденом Спасителя первой степени. Ранее, в 1848 году, он получил орден св. Владимира II степени, а 25 октября 1854 года награжден алмазным крестом на клобуке.

Огромное значение деятельности святителя проявилось в Крымскую вой­ну (1853—1856 гг.). Божья помощь неоднократно посещала причерноморскую землю по молитвам владыки. Владыка не только спокойно находился при обстреле неприятельской эскадры в своем архиерейском доме или на богослужении в храмах, но и ревностно проповедовал, утешал и ободрял раненых воинов, служил молебны о победе русского воинства, погребал убитых… Его часто можно было видеть на передовых позициях, он под обстрелом противника кропил солдат и матросов святой водой, личным примером воодушевлял воинов на ратные подвиги.

8 апреля 1854 года вражеский флот приблизился к Одессе. Была Страстная седмица, Великий Четверг. Владыка совершал литургию и обратился к пастве со словами утешения.

На другой день, в Великую Пятницу, вражеский флот начал обстрел города. Множество молящихся собралось в кафедральном Спасо-Преображенском соборе, где у святой плащаницы владыка утешал народ свом благодатным словом.

Самым тяжелым для одесситов стал день Великой субботы, когда вражеский флот подверг город яростному обстрелу. Владыка торжественно совершал Божественную литургию.

Служба шла к концу, хор пел запричастный стих. Неожиданно раздался оглушительный взрыв, стены собора задрожали, пение умолкло, все опустились на колени. Неожиданно царские врата распахнулись, и владыка вышел из алтаря. Взяв архиерейский жезл, он начал проповедь: «Вы устрашились сего бранного звука, произведенного вражескою рукою, и, стоя на молитве в этом святилище, не устыдились пасть на землю по маловерию. Но какой страх и ужас обымет грешную душу, когда возгремит архангельский глас трубы, чтобы призвать нас на всеобщий суд!» Полчаса длилась беседа. За это время люди вновь обрели крепкую надежду на Бога.

В эти дни всеобщего уныния владыка по своей прозорливости предсказывал, что обстрел города будет непродолжительным. Предсказание вскоре сбылось. 11 апреля 1854 года вражеский флот прекратил огонь, а 14‑го, на Светлой Седмице, совсем оставил Одессу.

После 17 месяцев враг вновь приблизился к городу. 26 сентября 1855 года флот в составе 120 кораблей подошел к Одессе. В течение всей блокады вплоть до 3 октября владыка Иннокентий совершал молебны и молитвы перед чудотворной иконой Касперовской Божьей Матери, и 2 октября враг вновь покинул город.

Еще дважды вражеский флот подходил и обстреливал Одессу, но по молитвам святителя перед чудотворным образом Касперовской Божьей Матери покидал город.

С тех пор эта икона является покровительницей Одессы и всего южного края. В память о спасении города каждую пятницу в соборе читается молебен с акафистом Покрову Божьей Матери, написанный нашим земляком к событиям 1854 года и посвященный спасению города от врагов.

В период страшных военных испытаний владыка стал для родной земли истинным патриотом. Деятельность его в Крымскую войну не ограничивалась только Одессой. Когда враг рвался в Симферополь и положение дел было ужасно, архиепископ Иннокентий неожиданно один, без сопровождающих, прибыл 13 сентября в Симферополь. На другой день он совершил в Александро-Невском соборе покаянный молебен и произнес слово, начавшееся словами: «Мир вам!»

Из Симферополя владыка прибыл в Севастополь с иконой Божьей Матери. Это было самое трудное время для города. Во время его осады оставалось уповать только на помощь свыше.

В период военных действий на Крымском полуострове архиепископ совершал литургии и молебны. Особой его заботой были госпитали, сестры милосердия, которые ухаживали за ранеными и больными. Святитель снабжал раненых продуктами, книгами и иконами. Проповеди владыки поддерживали дух защитников Отечества. Народ его называл «великим гражданином земли Русской» и искренне выражал общее тогда убеждение: «Если бы командование армией доверили Иннокентию, Россия выиграла бы Крымскую войну».

Святителю Иннокентию принадлежит авторство акафистов: «Пресвятой Троице», «Страстям Христовым», «Живоносному Гробу», «Воскресению Христову», «Покрову Пресвятой Богородицы» и «Архистратигу Божьему Михаилу». Его акафисты входят в сокровищницу мировой православной гимнографии и стали ярким украшением литургической жизни нашей Церкви.

Периодическая печать того времени высоко отзывалась о каждой проповеди отечественного «русского Златоуста», как называли нашего земляка архиепископа Иннокентия за его божественный дар слова.

Почитали за честь общаться с ним Гоголь, Киреевский, А. К. Толстой и другие писатели и деятели науки и культуры.

Владыка Иннокентий в час испытания явился настоящим патриотом. Князь Александр Потемкин писал владыке с фронта: «С большим удовольствием получил Вашу книгу — собрание тех речей, которые послужили услаждением нашим героям-мученикам». Архипастырь, находясь на иерархической высоте, умел жить в близком и непосредственном единении с обществом. «Это был, — вспоминает современник, — необыкновенный владыка, в котором от природы было нечто величественное… царственное». Его святую душу чувствовали все.

Он был строителем монастырей и скитов. Так на земле, исстари освященной стопами святого апостола Андрея Первозванного, откуда свет веры Христовой стал распространяться по Руси, зажглись молитвенные лампады монашеских обителей. В 1850 году им был открыт Бахчисарайский скит с киновиями. 15 августа, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, архиепископ Иннокентий с греческим митрополитом Агафангелом — представителем Афона — возглавил Божественную литургию.

Впоследствии владыка возродил древнюю греческую Церковь с источником при ней — между Чадырдагом и Бахчисараем, источник святых бес­ссребренников Косьмы и Дамиана в урочище Кизим, пустынь Котерлезскую во имя св. Стефана исповедника, пустынь близ Керчи, где были чудеса великомученика Георгия Победоносца, древнюю Церковь св. Матфея, целебный источник Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Церковь на горе Инкерман. Его трудами появилось скитское монашество в Херсоне.

inokentiy-300Но свеча жизни святителя уже догорала. Тяжелая болезнь от простуды мешала заниматься епархиальными делами. 25 мая 1857 года стал последним днем жизни архиепископа Иннокентия. Это был день Троицкой родительской субботы. Близилось всенощное бдение праздника Святой Троицы. В этот день 8 лет назад владыка начал свое служение в Одессе. К вечеру ему стало плохо, и вскоре он скончался.

29 мая, при рыдании собравшихся, состоялся торжественный чин отпевания. Архиепископ Иннокентий был погребен у входа в правый придел Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора. В 30‑е годы ХХ столетия останки святителя перенесли на Слободское кладбище вблизи Одессы, а в 1987 году — на братское кладбище Одесского Свято-Успенского мужского монастыря, где и находились в ряду других архиерейских захоронений до 18 июля 1997 года, когда состоялось обретение честных мощей архиепископа Иннокентия. В настоящее время святые мощи святителя пребывают в Свято-Успенском кафедральном соборе города Одессы. Память его отмечается 26 мая.

Богословское наследие архипастыря, его проповеди получили в ХIХ веке большое распространение. Его труды переведены на немецкий, французский, польский, армянский, сербский, греческий и другие языки мира. Научно-богословские сочинения архиепископа Иннокентия — это золотой фонд русской религиозно-богословской мысли. Изданные в 12‑ти томах ­в С.-Пе­тербурге в 1871 и 1901 годах, они и поныне не утратили своего актуального значения.

Орловцы в 2008—09 гг. побывали в городе-герое Севастополе в составе «Поезда Памяти». Были возложены цветы и памятные ленты к захоронениям и мемориалам русским адмиралам и морякам-орловцам, памятникам военно-морской славы Черноморского флота.

Во Владимирском соборе Севастополя наши земляки почтили память уроженца орловского края — архиепископа Иннокентия (Борисова).

 

Подготовил Анатолий Мищенко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *