Художник моря живого

 

Выставка «Айвазовский. На гребне волны» открылась в Орловском музее изобразительных искусств.

Я готов целовать песок…

— Когда я смотрю на стихии Айвазовского, я готов стать на колени перед ними, я бы целовал его следы, чтобы быть его учеником! – Такое слегка шокирующее признание сделал однажды народный художник СССР Александр Шилов

и, думаю, многие современные мастера «прозакладывали бы последние холсты» за право учиться у великого маэстро. К слову сказать, вероятно, никого из русских художников 19-го века столько не подделывали, как Айвазовского. На сегодня его наследие составляет около 6-и тысяч произведений и только около тысячи из них эксперты готовы признать подлинными. И хотя в свое время критики ругали мастера за «салонность, некую слащавость и повторяемость сюжетов», стоит признать, что в изображении моря равных Ивану Константиновичу не было и, наверное, не будет. Выставка, открывшаяся в ОМИИ, дает возможность в этом убедиться. Стоит сразу оговориться – большинство из представленных работ – репродукции, созданные компанией АРТ-Экспо в технике жикле, под наблюдением специалистов Третьяковской галереи. Надо сказать репродукции очень качественные – более 50-и работ, к тому же выполненные в натуральную величину с сохранением всех цветовых оттенков, кракелюров, отдельных мазков и прочих живописных нюансов. Плюс качественно подобранные итальянские рамы. Разумеется, тем, кто желает познакомиться с подлинным наследием мастера, придется совершить путешествие в Феодосийскую галерею, где находится большинство работ Айвазовского, побывать в Русском музее, Третьяковке и других собраниях. Это как говорится для людей искушенных. Но орловцам помоложе, все-таки стоило бы сходить  на выставку в родной музей – благо это рядом, к тому же большой образовательный эффект от такого посещения сомнения не вызывает. Для молодежи (и не только) устроители выставки отвели специальную зону селфи, так что любители такого рода развлечений могут порадовать себя и знакомых, снявшись на фоне работ мастера мирового уровня, чьи подлинники сегодня составляют гордость мирового искусства и стоят миллионы долларов.

Одеть Айвазовского!

Есть такая фраза: «Копии с Тициана в домоуправлении не заверяются!» Вопрос, который часто звучал среди посетителей выставки, (побывавшей уже в ряде городов России)  – почему все-таки репродукции? Неужели нельзя было привезти в Орел подлинники Айвазовского?

Ответ лежит на поверхности. Конечно, это возможно, вот только наши провинциальные музеи с их ограниченными бюджетами такую экспозицию на собственные средства просто не потянут. Дорогое это удовольствие принимать у себя подлинники великих  художников. Очень уж заоблачная страховка! Ведь, как говорится: «Не дай Бог, что случись, не расплотишься!» К тому же крупные собрания работ больших мастеров крайне неохотно расстаются с жемчужинами своих коллекций.

Впрочем,  пара настоящих вещей Айвазовского на выставке найдется!

 — Одни из главных экспонатов  — это произведения из наших фондов, – рассказывает директор ОМИИ Светлана Четверикова. — В этом особенность экспозиции, ведь зрители имеют возможность сравнить репродукции и подлинники.  Мы представляем карандашный рисунок «Морской вид» с дарственной надписью Марии Гавриловны Савиной и большое живописное полотно «Лунное море», которое долгие годы хранилось в наших запасниках.  Эта работа какое-то время не выставлялась из-за рамы, пришедшей в ветхость, однако, музею помогли неравнодушные люди, ставшие участниками проекта «Одеть Айвазовского»

— Собрать средства на новую раму было не трудно, — добавляет Пайцар Даниэлян – руководитель Армянского культурно-просветительного центра в Орле.- Желающих поучаствовать в этом оказалось более, чем достаточно. Дело в том, что имя Айвазовского или Ованнеса Айвазяна,( как его записали при рождении),  это своего рода волшебная палочка к сердцу каждого армянина. Мы все понимаем, что существуют вечные ценности, которые нельзя выразить в денежном эквиваленте. Такая культурная ценность и национальная гордость, как для русских, так и для армян – творчество Айвазовского.

— Как армянин Айвазовский знал толк в торговле, это если хотите национальная черта,  — улыбается Игорь Свеженцев, — тежурналист и автор сценария фильма  «Айвазовский. На гребне волны» (Не так давно премьера этой документальной ленты с успехом прошла по главным каналам страны). — Айвазовский – это успешный коммерческий проект и при жизни и теперь через 118 лет после его смерти. Он создал настолько много работ, картин и картинок, что это целый рынок. Постоянно всплывают его «новые» полотна  и это подогревает интерес. Скандалы с подделками (а работы художника подделывали уже при жизни) тоже хороший пиар.

— Я не эксперт, чтобы судить об искусстве Айвазовского, — продолжает Игорь, — Но, тем не менее, считаю его профессионалом высочайшего класса. Это маринист №1, сумевший добиться совершенства в изображении главного своего объекта — моря. Художник, прошедший путь от салонных морских пейзажей до по-настоящему великих картин. Путь от робкого ученика армянской приходской школы до живописца Главного Морского Штаба и овеянного мировой славой мастера. Работы последних лет его жизни — это реализм в лучшем смысле этого слова. Это тот случай, когда количество действительно перешло в качество.

В орбите Айвазовского

—  Конечно, мне  было интересно непосредственно участвовать в съемках фильма, посвященного Айвазовскому, — вспоминает Игорь Свеженцев. — Было много интересных встреч – к примеру, в мастерской Алексея Леонова. Это удивительный человек, космонавт- художник. Причем не любитель, а профессионал без всяких скидок. Работает до сих пор. Маслом. Мольберт и палитра заляпаны свежей краской! Для фильма он был нужен, потому что, по сути, именно Айвазовский вдохновил его стать художником. А было так, рассказывает Алексей Архипович: «Я пошел в школу в 1942-м году. Слышал я тогда о великом художнике, который писал море живое. Айвазовский.. .И вот. случай. Во второй класс  к нам пришел учиться мальчик, эвакуированный из Европы. Прохиндеистый.  И он мне  как то показывает книжечку, это была первая книжка об Айвазовском, выпущенная в советское время. Там было всего лишь три цветных иллюстрации. И мне так захотелось эту книжку почитать. Я  говорю,   — дай, продай! Нет. Ни в какую! Он говорит – меняемся. Ты мне пайку хлеба месячную. ( Нам в школе давали каждый день по 50 грамм хлеба и ложечку сахара) . Я говорю – хорошо! И так я получил эту книжечку. И прочел ее —  от корочки до корочки. А позднее стал писать картины…»

— На съемках мы познакомились с еще одним удивительным человеком, — продолжает Игорь. – Николай Левенко  — простой рабочий из Феодосии — выдающийся знаток творчества Айвазовского, он каталогизировал все существующие его работы. К нему обращаются за консультацией даже зарубежные эксперты СОТБИС и КРИСТИ. С его помощью обнаруживались подделки и подлинники Айвазовского. Еще одна встреча: Валерий Лисин – актер феодосийского театра «Парадокс» уже много лет исполняет роль Айвазовского на всевозможных городских мероприятиях. Специально отрастил и не сбривает бакенбарды. Я нашел его «по наводке» его московских друзей. Списались с ним, и началась работа. Открылось то, что Айвазовский актуален. Его полотна подаются в виде мультимедийного щоу. Это такой, можно сказать, аттракцион для продвинутых пользователей. Его картины сопровождают органом в лютеранском храме, или  Дживан Гаспарян — дудуком в Большом Кремлевском дворце…Почему Айвазовский интересен народу? Думаю, потому, что он хрестоматиен, очень понятен и не элитарен. Айвазовский — это «как в жизни» и даже красивее. А что еще людям надо!?

Беседовал Андрей ТУРБИН.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *