СТРУГОВАЯ ПРИСТАНЬ

В 80-х годах краеведами В. Г. Емельяновым, Ю. В. Семеняко и В.А. Ливцовым неоднократно поднимался вопрос о воссоздании двух утраченных памятных часовен-башен на месте бывшей Струговой пристани в г. Орле. Наличие архивных материалов позволяет с достаточной достоверностью воссоздать часовни. В качестве смыслового дополнения может быть установлен рядом с часовнями на невысоком подиуме символ, обозначающий пристань (порт) — якорь.

В четырех нишах каждой часовни восстановить иконы, вписать краткую историю Струговой пристани и рельефное изображение стругов в металле. Ведь около 140 лет Струговая пристань находилась на левом, а позднее — 140 лет на правом берегу Оки.

Первую орловскую пристань древние градодельцы разместили на левом берегу реки Оки под защитой крепостных стен (место нынешнего Красного моста). Речные струги — это маневренные и быстроходные суда на веслах и под парусами. Плоскодонность обеспечивала неглубокую посадку в воде, что позволяло судам добираться до самых истоков рек; на мелях их перетаскивали волоком. Зачастую они имели абордажное оснащение и небольшие палубные пушки. Струги использовались для перевозки людей и стратегических грузов: пушек, пороха, военного снаряжения, колоколов, строительного инвентаря и т.п. При строительных работах на реках для подвоза грузов — леса, камня, песка, глины и т.п. — использовались барки. Барки имели плоское дно, невысокие отвесные борта, большую поворотную лопасть с рулем в виде длинного бревна. Использовались весла, паруса. Барки поднимались вверх по течению при помощи якорей или лямочной тяги (конная упряжь или бурлаки).

Во второй половине XVII века Орловская крепость утрачивает свое значение сторожевого форпоста. Появляются обширные регионы южнее г. Орла, стремящиеся торговать с центром. Река Ока выше Орла несудоходна, до ее истока всего 80 км. Само географическое расположение Орла предопределило стать ему главным торговым городом в центральной полосе России, а орловской пристани — основным грузовым перевалочным пунктом с сухопутных дорог на водную трассу. Исследователь  B. C. Бакулин в статье «Орел как хлебный район во второй половине XVII века», ссылаясь на архивные документы, утверждает, что уже в 1667 году из Орла было вывезено около 200 тысяч пудов зерна, а в 1668 году торговые люди Москвы и Коломны на 63 судах вывезли более 300 тысяч пудов хлеба. Грузоподъемность стругов составляла 500 — 1500 пудов, каждый рейс заменял 180 — 200 подвод. С начала XVIII века Орел превращается в хлебную житницу страны. Путешественник Лукьянов в 1710 году пишет: «Пристань соленая и хлебная зело велика!.. Церквей каменных много, монастырь мужской зело хорош, ограда каменная». Из Орла вывозятся пшеница, рожь, овес, горох, просо, гречиха, конопляное масло, мед. При Петре I в Орловской провинции зарождается промышленность, вывозятся изделия ремесленников и товары стеклянных, хрустальных, кожевенных, пенькотрепальных, канатных, ткацких фабрик.

В I четверти XVIII века пристань переносится на правый берег реки Оки. Вся набережная от Банного моста до устья ручья Ленивца называлась Набережной Струговой улицей. Весеннего половодья реки было недостаточно для сплава всех грузов, и орловцы пошли на беспрецедентные по тем временам гидротехнические работы. Для поднятия уровня воды в летнее время было сооружено 10 крупных плотин с каменными откосами. Спуск воды из 67 частных прудов, расположенных ниже, буквально проталкивал огромные барки вниз по течению. Но главным водным резервом было водохранилище емкостью 200000 куб. сажен воды, созданное плотиной Хвастливой мельницы на Оке (на месте железнодорожного моста). Мельница эта по существу была одной из самых крупных мучных фабрик России. Двухэтажная, на 12 камнях вверху и 12 камнях внизу, на 24 подставках, она могла обрабатывать и крупу. Перед отправкой мука хранилась в двухэтажных амбарах, стоящих неподалеку от мельницы. Только зерновых двухэтажных амбаров в Орле было 215. Десятки тысяч подвод стекались весь год в Орел со всех южных регионов страны, накапливая в нем огромные запасы продовольствия. Пожары неоднократно истребляли хранилища, но каждый раз пристань отстраивалась заново в течение года. Так, в 1848 году огнем истребило 100000 пудов пеньки (пуд равен 16,38 кг) и 80000 четвертей хлеба.

Каждый третий горожанин был связан с работой на пристани. На каждого жителя, включая и малых детей, приходилось от 3 до 7 тонн отправляемых грузов в год. По описанию Г. Пясецкого, правый берег реки Оки кипел такой деятельностью, что «здесь в иную пору нельзя было ни пройти, ни проехать, а хаживали по возам». Весенний сплав был самым любимым праздником горожан: после молебна, при громе пушечных выстрелов, при напутствии чуть ли не всего населения, сотни судов отходили от пристани… С первой путиной караваны по 600-700 судов отправлялись вниз по реке вплоть до Нижнего Новгорода. Иные барки были в длину 30 сажен, а в ширину по 16 сажен (сажень равна 2,13 м). Мощные барки-«гусянки» могли поднимать 45000 пудов груза и заменяли тысячу восемьдесят подвод. Со Струговой пристани вывозилось в год 2,2 млн. пудов грузов, для перевоза их по суше потребовалось бы 90 тыс. одноконных подвод. В Орле была налажена таможенная служба. На всем протяжении Оки лоцманы, в совершенстве знавшие местный фарватер, передавали судно из рук в руки.

В 1868 г. была открыта Московско-Курская железная дорога. Пясецкий пишет: «Купцы начали продавать свои барки, и из барок стали строить дома. Наконец, неожиданное вскрытие Оки в январе 1868 года причинило окончательное уничтожение пристани. Теперь она составляет уже предмет воспоминаний: и у старой часовни ее, что против городского острога, не слышно более священных песнопений о благополучном плавании по реке Оке вниз до Волги. Замолкли навсегда и громкие песни бурлаков, что приходили сюда «о Евдокие из Нижняго».

Сохранилась фотография начала XX века часовни на левом берегу реки Оки, напротив городского острога. Часовня выполнена в классическом стиле, предположительно построена в 20-х гг. XIX века, при губернаторе Н. И. Шредере. Возможно, закладкой этой часовни мы обязаны радению губернатора о своем городе.

Другая часовня, что была у Струговского переулка (ул. Герцена), выполнена в русско-византийском стиле и  могла быть построена в 60-х гг. XIX века. Губернатором тогда был Н. В. Левашов — первый почетный гражданин г. Орла. На городском плане 1964 года указано точное место часовни, сохранилась ее фотография, выполненная Емельяновым в 1967 г. Разобрана часовня в конце 70-х годов XX века. К сожалению, время стирает из памяти людской значимые страницы истории. Но воссоздание Струговских часовен могло бы стать «веков связующею нитью», соединяющей далекое прошлое с нашим XXI веком.

М. СКОРОБОГАТОВ. Архитектор-реставратор.

PS. В конце 90-х годов мною были выполнены проекты воссоздания двух памятных часовен XIX века — башенного типа диаметром в два аршина и одну сажень (на снимке), от которых когда-то с песнями и молебнами отправлялись суда с хлебом. Воссоздание на берегу Оки в центре города, на набережной Струговой пристани (ныне наб. Дубровинского), двух сооружений высотой около 5 метров — это градостроительная необходимость. Не использовать историческое и культурное наследие для поднятия престижа города и области неразумно. К сожалению, пока управление культуры города Орла занимает позицию глухого молчания. (Использован материал статей «Струговая пристань» и «От овина до Струговой пристани» 2003 г.).

* * *

В краеведческом музее хранится картина, на которой изображена как раз та самая часовня в классическом стиле, что была построена предположительно в 20-х годах XIX века. Художник Сергей Соловей прожил всего около 27 лет, с 1915 по 1942 год, но благодаря ему мы можем видеть в цвете один из исчезнувших исторических памятников города. Картина написана в 30-е годы и называется «Мемориальный столб на берегу Оки». Слово «часовня» художник постарался не употреблять.

(В.В. — Использована иллюстрация из буклета «Мой любимый город Орёл», выпущенного по случаю проведения выставки произведений орловских художников в 2005 г.)
Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *