УГРОЗА ОБЩЕЖИТИЕМ НА ВОДЕ

Угроза общежитием на воде

Прохождение двух судов из числа остатков Военно-морских сил Украины через Керченский пролив, имевшее место 23 сентября сего года, превратилось еще в один эпизод информационного противоборства с Российской Федерацией. Направив в эпицентр напряженности военные суда, клика Порошенко явно рассчитывала еще раз пощекотать нервы российскому политическому руководству, заодно пытаясь набрать очки перед грядущим весной 2019 г. сражением за президентский кабинет на Банковой. 

 

Суть события подробно, но весьма сухо изложена и во всех ведущих российских СМИ: опаленная пожарами и покрытая ржавчиной древняя военно-морская рухлядь по названием «Донбасс» была проведена украинскими моряками на буксире вокруг Крыма через Керченский пролив в сторону азовского Бердянска. Смысл сего действа объяснялся киевским командованием как очередной этап формирования военно-морской флотилии в Азовским море, куда ранее по железной дороге доставили два бронекатера класса река-море. Теперь же к ним добавится еще и «Донбасс», который именуют то «кораблем управления», то «аварийно-спасательным судном», а то и обычным общежитием на воде.

Таким образом, пиар-служба Порошенко теперь на голубом глазу может отчитаться перед избирателем, что президентская власть способна выполнять собственные распоряжения о создании на Азове группировки, призванной противостоять российским визави. 

Наши эксперты немедленно осмеяли потешный  рейд украинского воинства, указав на неполноценность перегнанного из Черноморья судна в боевом отношении. Упоминается также, что кроме означенного «Донбасса» порошенковцам оправлять против «клятых москалей» больше уже и нечего — все остальные корабли ВМСУ попросту не имеют возможности добраться из Одессы или Очакова своим ходом до нового операционного района. Перечисленными соображениями и пытаются объяснить показательно хладнокровную реакцию российской стороны на очередную выходку шароварного «козацства»: прямой военной угрозы перегон по маршруту Одесса-Бердянск очевидно не несет.

С внешней стороны оно вроде бы и так, но нельзя забывать, что в современной международной конфронтации имеет не только собственно вооруженная составляющая геополитической борьбы. Информационный и информационно-психологический компоненты давно приобрели значение одного из решающих средств нанесения ущерба противнику. Причем, в логику проведения операций такого рода вписываются не только агитационные и пропагандистские акции или кибер-атаки, но и вооруженные демонстрации, провокации, инциденты,  выступающие поводом информационного вторжения или же одним их этапов его проведения. С полным основанием сюда можно отнести и прохождение через Керченский пролив на первый взгляд недоделанного украинского конвоя. 

Майданные масс-медиа и местечковые аналитики уже заходятся в восторге по поводу первой «перемоги над московитами» в Азово-Черноморском регионе. Порошенко шлет пламенные благодарности «хероическим экипажам», выполнившим задание своего командования. 

Разумеется, из вида упускаются такие неудобные детали, как официальные запросы Федеральному агентству морского и речного транспорта (Росморречфлот) Российской Федерации с просьбами о разрешении прохода через Керчь-Еникальский канал и предоставлении для этого российских же лоцманов. Это, кстати, почему-то не истолковано нашими СМИ как признание ВМСУ юрисдикции России над Керченским проливом, а следовательно, и над всем Крымским полуостровом. 

Нельзя забывать, что провокационный ход киевских властей состоялся на фоне эскалации напряженности в районе Крыма и Азовского моря, вызванного неспровоцированными захватом и арестом российских судов «Норд» и «Механик Пригожин» и недопущением на Родину экипажа первого из них. 

Запоздавшие ответные действия российской стороны свелись к задержаниям двух сейнеров и одного катера с украинскими браконьерами, к судьбе которых ни майданные власти, ни подконтрольные им журналисты не проявляют особенного интереса. Взамен этого с незалежных телеэкранов и интернет страниц звучат истерики по поводу участившихся досмотров российскими пограничниками торговых судов Украины буквально на мариупольском и бердянском рейдах. 

Очевидно, что изменить расстановку сил в Азовском море судно «Донбасс», как и иные корабли украинского флота, доберись они до цели назначения, никак не смогут. Зато очередные вояжи в сторону Бердянска по-прежнему будут провоцировать Россию и подрывать авторитет ее руководства в глазах своих граждан. 

Как простой обыватель, так и сколь-нибудь сведущий эксперт не могут не задастся вопросом: а с какой стати российские власти должны обеспечивать обороноспособность враждебного соседа, который только за сутки до прибытия к Керченскому проливу своего недоконвоя официально уведомил нас об отказе пролонгации Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве? Тем более, керченские рыбаки, более полугода томящиеся на территории российского посольства в Киеве, а капитан «Норда» — под домашним арестом, в наказание за приверженность российскому гражданству, давно заслужили более решительных шагов своей страны ради обретения долгожданной свободы.

Имеет смысл заключить, что неисправный «Донбасс» был послан Киевом в пролив преднамеренно: потерять эту посудину в российском плену в случае жесткой позиции Российской Федерации было бы не жалко. Теперь же ВМСУ создали прецедент, согласно которому российские власти вроде бы не должны препятствовать проходу в Азов и иных кораблей под желто-синим флагом, включая и те, что обещают предоставить киевскому режиму из запыленных натовских арсеналов.  

Заметим, что в связи в воссоединением Крыма с Россией, воды Керченского пролива, особенно ввиду учреждения российской юрисдикции над островом/косой Тузла, вполне могут быть объявлены внутренними водами нашей страны.

Представляется, что у российских властей имелось несколько примерных вариантов реакции на демарш майданных флотоводцев. 

Во-первых, и украинские суда и их экипажи могли бы быть просто задержаны ввиду появления вблизи Керченского моста с вооружением и средствами технической разведки, пускай даже и простейшими. 

Во-вторых, они под разумными предлогами могли бы вообще получить отказ от прохода через Керчь-Еникальский канал. Обыкновенный отказ от предоставления лоцманов, заставил бы «Донбасс» спустя малое время ретироваться прочь при приближении любого мало-мальски значимого шторма. 

В-третьих, пограничный спецназ имел возможность провести принудительный досмотр кораблей ввиду потенциальной угрозы с их стороны для российских стратегических объектов. «Донбасс» и сопровождавший его буксир «Кореец» могли бы даже продолжить свой путь, но в предельно демилитаризованном виде» — то есть, не только без выставленных напоказ крупнокалиберных пулеметов, но и без брючных ремней и перочинных ножиков их доблестных экипажей. 

Ни один из указанных вариантов пока не состоялся на практике. Но никто не даст гарантии, что намеренные провокации майданных правителей не заставят российское руководство уже вскоре прибегнуть к действенным мерам для защиты своих национальных интересов.

Дмитрий Цыбаков, доктор политических наук, заведующий кафедрой гражданского права Среднерусского института управления – филиала РАНХ и ГС

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *