Столетие Солженицына

Одиннадцатого декабря исполняется 100 лет со дня рождения великого русского писателя Александра Исаевича Солженицына. Могу представить, как перекосятся лица его многочисленных, «яко песок морской» недоброжелателей от этого вполне осознанно использованного мною эпитета. Именно так — «великий», и не как иначе, нравится этого кому-то или нет! Ни больше, ни меньше!

Монументальная личность Александра Солженицына оказала заметное влияние на общественно-политические процессы второй половины 20-го века. И это косвенно вынуждены признать даже расплодившиеся в последнее время подобно тараканам невменяемые необольшевистские критики писателя.  Их патологическая ненависть к нему настолько иррациональна, что они не способны ощутить  дискомфорта из-за  очевидной несуразицы своих  высказываний о Солженицыне. В их сознании он одновременно предстает, с одной стороны: карьеристом, прохиндеем, сплетником, графоманом и мелким сексотом, с другой: инфернальным злодеем чуть ли не в одиночку сломавшим шею могучему и процветавшему Советскому Союзу. Этакий  извечный библейский сюжет о Давиде и Голиафе. Даже неловко напоминать последователям диамата и истмата об объективных закономерностях исторических процессов.

Как бы там ни было, место Александра Солженицына в истории не подлежит сомнению. Кто-то назвал его человеком-эпохой, и с этим трудно не согласиться. Вряд ли в отечественной литературе и общественной мысли найдется вторая такая фигура, в которой бы столь ярко, мощно и наглядно, во всей своей полноте воплотился бы такой противоречивый, стихийный и трагичный 20-ый век. Вряд ли есть еще одна соразмерная ему личность вызывающая такие острые и непримиримые споры. В известном смысле отношение к Солженицыну, это та самая лакмусовая бумажка, которая нагляднейшим образом проявляет мировоззренческие предпочтения современного человека. Например, если отношение к писателю безразлично-равнодушное, значит у опрашиваемого, попросту нет никакого мировоззрения (распространенный ныне тип) и перед нами, по слову Шопенгауэра, классический безвольный субъект познания. Отрицательные чувства к нобелиату свойственны сразу двум мировоззренческим типам: мифологизаторам и певцам «красного эксперимента» самого разного цветового спектра или либерал-демократам, пытающимся навесить на автора особо неприятных им книг «Как нам обустроить Россию», «Двести лет вместе», «Россия в обвале», стандартный ярлык черносотенца и антисемита. Положительные эмоции Солженицын, как правило, вызывает у представителей условной русской партии; православных, монархистов (несмотря даже на не слишком лицеприятные оценки писателем деятельности Императора Николая II -го), державников и сознательных националистов, всех тех, кто прекрасно помнит принципиальный отказ писателя принять орден Святого апостола Андрея Первозванного из рук кровопийцы Ельцина. Водораздел здесь, отношение к исторической России. Как бы ни противоречивы были взгляды Александра Солженицына, несомненно одно, он всегда был 100%-ным державником, убежденным сторонником традиционной русской государственности и просто русским православным христианином. И это именно то, что никогда не смогут простить ему красные и либералы.

Нет смысла отдельно останавливаться на всем этом гнусном и примитивном вранье следующим за именем Солженицына и усердно, как под копирку, тиражируемом на разного рода интернет ресурсах. Бесполезно. Как уже было сказано, ненависть эта иррациональна и недоступна ни доводам совести, ни доводам разума. Можно сколько угодно опровергать всю эту чепуху о стукачестве Солженицына, от которого был вынужден отказаться даже сам  Франк Арнау, первый автор этого навета. Можно сколько угодно предъявлять стенограмму гарвардской речи Солженицына где, понятно, нет, да и не могло быть никаких призывов подвергнуть СССР массированному ядерному удару. Можно сколько угодно иронизировать над хитроумной, вплоть до утраты здравого смысла, версией некоего журналиста Давыдова о доносе писателя на самого себя в конце войны (в самом конце-то зачем?). Просто нет никакого смысла. Сколько ни опровергай, всё  равно эта злонамеренная и злокачественная чушь будет повторяясь и кочевать из статьи в статью, накручивая и накручивая на себя еще больше низкопробной брехни, обличающей убогий интеллектуальный и нравственный уровень распространяющих её щелкоперов.

Кто же такой Александр Солженицын? Писатель, пророк или непреклонный борец с бесчеловечным и богоборческим режимом? Для кого как. Для меня же, и то, и другое, и третье. Очевидно, что «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор» уже навсегда вошли в золотой фонд русской литературы. Очевидно пророческое исполнение многих и многих предвидений писателя, как очевидно и то, что он действительно бесстрашно и решительно один на один противостоял бездушной и безличной Советской системе Красным колесом, прогрохотавшим по становому хребту русского народа.

Александр Исаевич Солженицын прожил очень долгую и трагически трудную жизнь, в которой были и взлеты, и падения, моменты вдохновения и бессилия. Он не был святым и не был  безупречным. И далеко не во всем с ним можно согласиться. И все же, несомненно одно, он всегда, до последнего своего вздоха размышлял и переживал о путях исторической России, русского народа, плотью от плоти которого всегда себя ощущал. Но самым главным в нем  была  его твердая и одновременно по-детски чистая убежденность в необходимости следовать раз и навсегда сформулированной им самим нравственной максиме – «жить не по лжи», то есть верить в Бога живаго!

Илья Рябцев

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *