РУССКИЙ ПОДВИГ В ЮЖНОЙ АФРИКЕ

Олег Назаров

Русский подвиг в Южной Африке

120 лет назад началась вторая англо-бурская война (1899-1902), в которой приняли участие не менее 225 российских добровольцев. На помощь бурскому народу, боровшемуся против британского господства, бросились не только представители средних слоёв населения Российской империи, но и дворянской элиты. Тогда ещё дворянин считал своим долгом пролить кровь за Отечество. Война с Англией в далёкой Южной Африке тоже была войной за свободу и независимость нашего, российского Отечества.

«Как тяжело жить, когда с Россией никто не воюет», — воскликнул когда-то британский министр иностранных дел лорд Пальмерстон. Провоцирование войн против России и подстёгивание русофобских настроений по всему миру было и остаётся излюбленным фокусом англосаксонской политики.

Под занавес XIX в. Лондон опасался, что Россия начнёт поставки оружия восставшим зулусам в Африке, через Среднюю Азию и Афганистан выйдет к Британской Индии и нанесёт Англии серьёзное поражение на Востоке.

Англо-бурские войны были следствием попыток Лондона вытеснить из Южной Африки другие европейские державы. Буры были потомками голландских переселенцев, этнически и культурно тяготевших к немецкому корню. Есть шутка, что голландский язык придумал пьяный немец. Настолько они близки. Для англичан присутствие буров в Африке было нежелательным.

Буры мужественно защищали землю, которую считали своей уже не одно поколение, но силы были слишком неравными. Англичан было элементарно больше, они были лучше вооружены. Буры были хорошими стрелками-партизанами, англичане – мастерами войны в масштабах регулярных армий.

На помощь бурам двинулись их ближайшие этнические соседи – немцы, норвежцы, шведы. Потом потянулись финны, итальянцы, греки, ирландцы, поляки, сербы, французы. Появились и русские, среди которых были даже князья и графы – графы Конецкий, Бобринский, князь Мухранский, грузинский князь Николай Багратион. Добровольцами в Южную Африку отправились будущий главный архитектор Москвы В.Н. Семёнов, будущий председатель Государственной Думы Гучков и его брат. Были среди русских добровольцев и казаки, куда без них! Гучков был тяжело ранен и остался на всю жизнь хромым.

Сегодня в Южной Африке помнят о вкладе русских добровольцев в борьбу буров против британского владычества. Как сообщает журнал «Международная жизнь», посол РФ в ЮАР М.И. Петраков принял участие в церемонии возложения венков к памятнику российскому поручику Леониду Покровскому в г. Утрехт провинции Квазулу-Наталь. За мемориалом ухаживает семья местных буров.

Поручик Покровский пал от британской пули в декабре 1900 г. в чине капитана бурской армии. Получить это воинское звание он смог благодаря своим неоспоримым боевым качествам, возглавляя один из бурских партизанских отрядов. О его подвигах в этой войне есть статья в англоязычной версии «Википедии».

В 2000 г. в Южной Африке открыли стену памяти с именами иностранных добровольцев, воевавших с бурами плечу к плечу. В списке 90 русских фамилий.
В Южную Африку на войну ехали не только бывшие кадровые военные, но и гражданские люди, и среди них врачи и медсёстры. Они лечили раненых, не делая различия между чёрными и белыми.

О русском полковнике Евгении Максимове, который за беспримерную храбрость получил звание генерала бурской армии, один из бурских военачальников сказал, что такого отважного человека он никогда не видел и не воображал, что такие существуют.

Россия поддерживала буров не только добровольцами, но и информационно. Русским ресторанам в России давали бурские названия, кругом звучала песня «Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне…». Каждая газета считала обязательным печатать сводки с фронта, называя наших добровольцев героями.

Они таковыми и были! Воевать им приходилось в жёстких климатических условиях, имея минимум вооружения, с превосходящими и опытными силами противника. Условия пребывания в бурской армии тоже были не лучшими. Война притягивает не только героев. Поначалу в отрядах буров царил разброд, внутренняя нездоровая конкуренция, погоня отдельных командиров за наживой, присутствовали полу-криминальные элементы. Так, в отряде бывшего русского офицера Шульженко, по его воспоминаниям, находились «двенадцать португальцев с физиономиями висельников».

В этом «винегрете» русским добровольцам удавалось выполнять боевые задачи и наносить противнику ощутимый урон. 120 лет прошло с начала той войны. Давайте помнить её героев!

Источник

РУССКИЙ ПОДВИГ В ЮЖНОЙ АФРИКЕ: Один комментарий

  1. Константин

    участник русско-турецкой войны, генерал бурской армии Е.Я. Максимов путешественник, журналист и воин в русско-японской войне воевал в составе 36-го Орловского пехотного полка, погиб при сражении на р. Шахэ 1 окт 1904 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *