
22 феврраля (7 марта по новому стилю) 1916 года отошел ко Господу общественный и государственный деятель, выдающийся земский начальник, герой русско-турецкой войны Александр Алексеевич Нарышкин. Как написала в некрологе от 27 февраля 1916 года либеральная газета «Орловский вестник»: «Он был единственным сенатором, имевшим солдатский Георгий, проведший полжизни в рядах бюрократов, уклонялся от получения званий <…> с потерей которого либералы потеряли достойного противника — идеалиста, исповедовавшего свои взгляды не за страх, а за совесть».
Александр Нарышкин родился 15/28 октября 1839 г. в родовом селе Георгиевском (Егорьевском) Орловского уезда Орловской губернии в семье отставного прапорщика Нижегородского драгунского полка Алексея Ивановича Нарышкина — участника войны на Кавказе. Роду Нарышкиных в Орловском уезде село Георгиевское принадлежало со времён царствования Императора Петра I, матерью которого была Царица Наталья Кирилловна, урождённая Нарышкина. Первым владельцем Георгиевского стал ближайший сподвижник и родственник Петра I Семён Нарышкин, известный дипломат первой половины XVIII века.
В 1776 году на месте обветшалого храма Святого Великомученика и Победоносца Георгия, известного с XVI века и давшего название селу, прадедом сенатора Василием Нарышкиным была построена деревянная церковь Святого Георгия Победоносца на каменном фундаменте. В этом храме многие столетия крестили и отпевали жителей Георгиевского, окрестных сёл и представителей рода Нарышкиных.
Александр Нарышкин получил блестящее образование в Московском, Санкт-Петербургском, Гейдельбергском университетах. По их окончании с 1862 г. он прошёл путь по службе в Орловской губернии от кандидата в мировые посредники 1‑го призыва Орловского уезда, председателя Орловской уездной управы, председателя губернской управы до директора Департамента управы юстиции.
В 1876 г. А. Нарышкин, являясь уполномоченным Славянских комитетов Москвы и Санкт-Петербурга, выехал на Дон. Собрав 100 казаков‑добровольцев, вместе с ними отправился на Балканы в распоряжение отряда генерала Черняева, оказывавшего помощь с оружием в руках сербам и черногорцам, поддержавшим восстание в Боснии и Герцоговине против многовекового османского ига.
По разным данным добровольцами на Балканы выехало от 5000 до 8000 человек, практически половина из них погибла в боях в период с июня по октябрь 1876 г. По всей России шел сбор средств Обществу больных и раненых воинов, отделениям Красного креста. Уроженец Орловской губернии, выпускник Орловской духовной семинарии епископ святитель Феофан Затворник Вышенский (Говоров) писал: «Охватившее нас воодушевление не есть ли Божие в нас действие? Мы, сознавая это, не должны ли мы вместе сознать, что этим движением Бог говорит нам: Вам поручено освободить этих страждущих? Можем отказаться! Бог никого не нудит. Но будем ли мы безвинны, не вняв Божиим мановениям? Бог найдет и без нас исполнителей Его воли. А нам стыд, если не более что. Оставляющий брата сам будет оставлен в час нужный. Все такие мысли прямо ведут к решению вопроса: Хочешь не хочешь, а ступай воевать, Русь православная».
Генерал М.Д. Скобелев
В историю войны вошли фамилии многих русских добровольцев помимо генерала М. Черняева, имена штабс-ротмистра Н. Киреева, полковника Н. Раевского, генерал-лейтенанта графа Ф. Келлера, полковника русской службы и генерала Сербской армии В. Комарова. В этом списке выпускник Орловского Бахтина кадетского корпуса, полковник русской армии и сербский генерал, начальник русской добровольческой дивизии А. Меженинов, орловские дворяне А. Хвостов, сводный брат поэта А. Фета П. Шеншин, многие другие. Именами русских добровольцев называли улицы и населенные пункты в Болгарии, Сербии и Черногории.
В 1877 г. с началом русско-турецкой войны Александр Нарышкин вступает вольноопределяющимся охотником в 62‑й пехотный Суздальский полк (в Крымской кампании 1854–1855 гг. его командиром был Орловский губернский воинский начальник Ф. Дараган), участвует во многих боях. За мужество в сражении при Шейново 28–29 декабря представлен к знаку отличия Военного ордена — солдатскому Георгиевскому кресту IV степени, получает звание младшего унтер-офицера и предложение стать ординарцем легендарного генерала М. Скобелева, который был наслышан о холодном бесстрашии орловского чиновника, до русско-турецкой войны не служившего в армии и оставившего гражданскую службу. Как отмечал современник». Несмотря отсутствие в его характере и его манерах воинской молодцеватости, А. Нарышкин заслужил расположение Белого генерала».
В начале войны 22 мая 1877 г. он женился на Елизавете Александровне Цуриковой, дочери орловского помещика и поэта, которая участвует в войне вместе с мужем сестрой милосердия от Санкт-Петербургской Свято-Троицкой общины Красного Креста. Елизавета Александровна за войну, как и муж, награждается от Сербского Короля орденом Такова и несколькими медалями, а Александр Алексеевич получает от Черногорского Князя ордена Святого Даниила III и I степеней.
В конце 1878 г. супруги возвращаются в Орловскую губернию, где у них рождается первенец Юрий. Впоследствии у супругов родилось ещё шесть детей, двое из которых умерли в младенчестве. Александр Алексеевич избирается почётным участковым судьёй Орловского округа.
После 20 лет службы в Орловской губернии он делает стремительную карьеру: в 1883 г. назначается окружным инспектором Московского учебного округа, в 1884 г. — управляющим государственным имуществом в Прибалтийских губерниях. В 1892 г. в чине действительного статского советника вступает в должность Подольского губернатора. На этом посту он обращает на себя внимание Императора Александра III, пресекая многочисленные злоупотребления и махинации в окраинной российской губернии. В своих методах по наведению порядка он предлагает зарвавшимся чиновникам инструкции, основанные на заповедях, данных Моисеем на горе Синай: «не убий, не укради, не лжесвидетельствуй», «не прелюбодействуй», «не пожелай имущества ближнего твоего» и т. д. В 1894 г. по личному распоряжению Императора А. Нарышкин переводится в Санкт-Петербург на должность товарища министра земледелия и имуществ, в 1898 г. произведён в тайные советники и назначается сенатором. При этом он занимал целый ряд общественных должностей, являясь гласным в Орловском земстве, председателем Славянского комитета и объединённого дворянства в Санкт-Петербурге, входил в «Отечественный Союз», «Русское Собрание», «Союз русских людей», являлся попечителем детских приютов, по просьбе Императрицы Марии Фёдоровны инспектировал Красный Крест на Дальнем Востоке, курировал Женское патриотическое общество под патронажем Императрицы Александры Фёдоровны.
С 1906 г. А. А. Нарышкин — член Государственного Совета, а с 1913 г. исполняет должность председателя съездов дворянских собраний. В 1915 г. Императором Николаем II за 50 лет беспорочной службы произведён в действительные тайные советники. По свидетельству орловца В. Шеншина, за 50 лет Александр Алексеевич пропустил всего 2 заседания в Орловском земстве. Вот как писал о Нарышкине другой его современник В. Гурко: «Он отличался исключительно рыцарскими качествами и рыцарской честью, не переносил никаких мер, направленных к стеснению человеческой деятельности. Обладал личной храбростью и хладнокровным мужеством, удивлявшим даже генерала Скобелева». С. Витте называл Нарышкина «Столпом консерватизма».
А. Нарышкин не дожил ровно год до крушения Российской Империи и монархии, которым ревностно служил.
Похоронили сенатора Александра Алексеевича Нарышкина в селе Георгиевском, рядом со станцией Нарышкино. По свидетельству краеведа А. Бельского, станция названа в честь А. Нарышкина, помогавшего в прокладке участка Риго-Орловской железной дороги по территории своих имений.
Сенатор А.А. Нарышкин
Елизавета Александровна Нарышкина (урождённая Цурикова) в 1919 г. была арестована Орловской ЧК и этапирована в Москву. Содержалась в концлагере, размещённом в стенах Ново‑Спасского монастыря. Выпущена на свободу под залог и по поручительству профессора Арсеньева, мужа дочери Ольги. Умерла в Москве в 1922 г., похоронена на кладбище Новодевичьего монастыря. Вторая дочь, Екатерина, эмигрировала с мужем и детьми в Швейцарию, умерла в 1971 г. Трагически сложилась судьба сыновей. Пётр, штабс-капитан Преображенского полка, расстрелян большевиками в 1918 г. в Петрограде, Юрий, корнет 17‑го гусарского Черниговского полка, погиб в боях Добровольческой армии, Борис, военный врач, расстрелян в 1927 г. в Москве.
Память об Александре Алексеевиче Нарышкине и его славном роде хранит в своём названии посёлок Нарышкино.
Орловской общественностью многократно ставился вопрос о переименовании Урицкого района в Нарышкинский. Молодёжным братством Святого Георгия Победоносца были направлены письма в адрес Администрации Президента России, губернатора Орловской области, председателя Совета народных депутатов, главы администрации Урицкого района с предложением о переименовании района, в Нарышкинский район в память о выдающемся земляке, родившемся, жившем, упокоенном на родной земле и много для неё сделавшем и с которым никогда и никаким боком не был связан идеолог и практик красного террора и геноцида против русского народа и интеллигенции Моисей Соломонович Урицкий.
28 октября 2009 г., в день 170-летия со дня рождения А. Нарышкина, на месте разрушенного храма Св. Георгия Победоносца, где находился семейный склеп Нарышкиных, был установлен Поклонный крест и отслужена панихида в селе Георгиевском.
Автор: Константин Грамматчиков