Гражданская война: Неизбежный этап духовно-исторического пути России

Тема гражданской войны в России, начавшейся сразу же после вооружённого захвата власти большевиками весьма болезненна и несмотря на прошедшие сто лет вызывает горячие споры и разногласия. Она остается весьма актуальной, поскольку в российском обществе до сих пор отсутствует целостная оценка причин случившейся гражданской трагедии, ввергнувшей страну в хаос, разруху и братоубийственную войну. Активно продолжающееся изучение и публикация архивных документов, каждый раз раскрывает что-то новое и достраивает сложную историческую картину произошедшего. Особо важным в оценке исторический событий является духовно-нравственный аспект на сегодняшний день уже воспринимаемый и рассматриваемый наукой. Ранее такому подходу не уделялось должного внимания, а между тем без всесторонней оценки, выводы сделанные в рамках только академической истории, будут оставаться недостаточными и неточными.

Отсутствие духовно-нравственной компоненты, иными словами секулярное отношение к истории, не даёт возможности полноценного изучения прошедших исторических событий, равно как и понимания будущих, упускает побудительные мотивы как в поступках отдельных исторических лиц, так и движении широких общественных масс.  Принятие во внимание того, что за многими событиями в истории стоят мотивирующие людей духовно-нравственные основания, может содействовать более осмысленному восприятию значения самих этих оснований. В конечном итоге, способствовать пониманию смысла человеческой истории, уменьшению ошибок, заблуждений и человеческих трагедий в будущем. Потому, получающая всё большее распространение в современном мире, идея о том, что наиболее объективным критерием оценки исторических событий является их рассмотрение через призму морали и нравственности, представляется чрезвычайно важной и продуктивной

      Внутренние причины революции в России и цели гражданской войны.

Произошедший в феврале 1917 года государственный переворот, а затем последовавший в октябре того же года насильственный захват власти большевиками, имел под собой ряд существенных оснований. К этому времени, в стране  сложилось немало внутренних проблем которые скапливались не один десяток, и даже сотен лет, но главная из них, глубинная причина, открывшая путь к революции и гражданской войне в России, состояла в том, что российское общество в угоду течения мировой истории, увлеченное тенденцией преобладания материального над духовным, утратило свою духовную культуру, и то сущностное, что когда-то легло в основу создания сильного славянского государства – оно утратило православную веру и потеряло связь с Богом.

Случилось то, чего не должен  был допустить русский народ, давший обет верности  «родоначальнику Правителей на Руси из рода в род», во время избрания на российский престол первого царя из династии Романовых в 1613 году, выразивший готовность за «Богом избранного Царя души свои и головы положити». При этом принявший на себя полную ответственность за нарушение данной клятвы: «А тот, кто пойдёт против этого Соборного постановления, проклянётся и в нынешнем веке и в будущем, отлучён будет от Святой Троицы и извержен будет и не будет на нём благословения».

Этот обет народ хранил на протяжении более трёхсот лет. Но охлаждение веры привело к тому, что, как писал об этом архимандрит Константин Зайцев: «мистического трепета перед Царской властью и религиозной уверенности, что Царь-Помазанник несёт с собой благодать Божию …уже не было, это исчезло».

В результате, утрата веры в сознании людей, привела к потере знания и понимания иерархического устройства мира, что позволило каждому человеку действовать по своему усмотрению, не взирая на Бога и Церковь. Следующим шагом на этом пути, стало желание разрушить то, что хоть отдалённо, но всё же ещё ограничивало мнимую «свободу» человека — разрушить саму Церковь, напоминающую человеку о Боге и данных Им законах.

В этот период времени, большинство интеллигенции было пропитано европейскими атеистическими идеями и находилось вне Церкви, правящий слой был к ней  равнодушен. Надо отметить, что и сама Церковь в силу сложившихся обстоятельств прибывала в состоянии большого упадка веры. Простой народ был не только свидетелем происходящего, но и его участником. Потеря духовных ориентиров и утрата православной веры во всех социальных пластах Российского общества, привело к его неминуемому разложению. Особенно это коснулось правящего слоя держащего в своих руках власть – дворянства и аристократии. Его неспособность управлять государством в соответствии с требованием времени, не дали возможности довести начатые царем Николаем II глубокие преобразования в стране до финальной стадии. Бурный расцвет капиталистических отношений, вместе с ростом экономики, ещё более усугубил противоречия в политической, финансово-экономической, религиозной и социальной сферах. Первая Мировая война, не прекращающиеся попытки разрушения государственного строя в опоре на внутреннюю оппозицию и революционеров в итоге привели к трагическому результату. Многовековой государственно-монархический строй пал – произошло великое крушение мировой империи. Началось тотальное разрушение прежнего уклада жизни и миропорядка. Такой процесс не мог быть воспринят всеми подданными России одинаково.

Гражданская война стала свидетельством непримиримого разделения общества, столкновения духовно противоборствующих культур, носителем которых, в подавляющем большинстве был один и тот же русский народ.

С самого начала после своего прихода к власти большевики-коммунисты начали широкомасштабную и бескомпромиссную войну с религией. Само существование Церкви как института было для них неприемлемо. Исходя из понимания марксистских идей, коммунистам требовалось полное разрушение «старой формации» и построения новой. Вновь образуемый общественно-политический строй опирался на кардинально иные духовно-нравственные и идеологические основания, но как и в предыдущем, в его основу было заложено важное отличительное свойство русского народа – Вера. В первом случае, народ верил в Триединого Бога и рай в царствии Небесном, во-втором, ему предложили поверить в светлое будущее коммунизма, всеобщее равенство и возможность обрести рай на земле. Осознанно или нет, но каждый человек оказался перед духовным выбором.                  В сложившейся ситуации жесткого противостояния идейных, социальных и религиозных начал, вооруженное столкновение было неизбежным.

Таким образом, гражданская война стала не только продолжением начавшейся борьбы за установление советской власти, но и одновременно была направленна на полное разрушение существующего государственного строя, его духовно-религиозных основ и открыто свидетельствовала о богоборческом характере новой власти. Гражданская война не была побочным эффектом социальной революции. Она была важнейшим условием установления и сохранения советской власти.Поскольку только в результате  невосполнимых социальных разрушений, можно было установить эту власть на территории России. Потому не случайно Л. Троцкий говорил: «Советская власть, есть организованная гражданская война».

     Внешние причины революции в России.

Что же предстояло разрушить власти коммунистов, что было главным на пути к полной и окончательной победе?

Важнейшим событием в жизни древней Руси в первом тысячелетии от Р.Х., стало обретение русским народом во главе с князем Владимиром, христианской веры, способствовавшей образованию сильного государства. Этот цивилизационный выбор в сущности навсегда определил дальнейшую судьбу России, что показала её история. Без малого, тысяча лет пребывания народа в лоне православия, явило миру необычайную духовную силу, религиозную веру и сплочённость русского народа, особенно в тяжелые годы потрясений. Православная культура  заложила основы государственного устройства, позволила сформировать необходимые духовные, физические и творческие качества народа, что в последующем, в эпоху бурных технологических и социальных перемен дало возможность России за короткое время войти в разряд мировых держав. Также, важно подчеркнуть и отличительную черту – Россия в двадцатом столетии, на глазах у мирового сообщества превращалась в самое могущественное православное государство на планете, способное защитить себя от любой угрозы по периметру своих границ. Самостоятельность, растущая военная, финансово-экономическая, демографическая и социально-политическая мощь, становились реальной угрозой могуществу стран западного мира. Это вполне подтверждают выводы сделанные известным французским экономистом и политическим обозревателем Эдмоном Терри, который по поручению двух французских министров на кануне Первой мировой войны провёл детальное исследование состояния российской экономики. Вот некоторые из его выводов: «… если у больших европейских народов дела пойдут таким же образом как они шли между 1900 и 1912 г., то к середине настоящего столетия Россия будет доминировать в Европе, как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении<…> если тенденция, наметившаяся в этот же период сохранится в ближайшие 36 лет, численность населения России в 1948 году, будет превышать совокупную численность населения других пяти больших европейских стран…».

Оставить такие факторы без внимания правящие круги Европы и Америки не могли. Рассматривая Россию как геополитического противника, исходя из своих представлений они были обязаны предпринять соответствующие меры противодействия.

Возникает вопрос, почему западный мир всегда рассматривает Россию как своего геополитического противника? Конечно, следует учесть, что Россия обладая громадным ресурсом, практически во всех областях человеческой жизнедеятельности, уже только поэтому является потенциальным конкурентом. Но Запад рассматривал и Русь и Россию как своего конкурента всегда, в независимости в каком состоянии находилась её экономика и финансы, это противостояние возникло не в 1917 году. Ответ на этот важный вопрос по мнению автора, состоит в том, что главной сферой конкурентной борьбы России с западным миром, являлась и является духовно-нравственная сфера, а именно религиозная культура России.

Повторим, Россия к 1917 году, оставалась единственным в мире многомиллионным православным государством, масштаб и ресурс которого позволял оказывать влияние на весь геополитический мир. При этом, это влияние из года в год только возрастало, и не         сводилось лишь к военно-политическому или финансово-экономическому. Оно носило существенный социокультурный и религиозно-просветительский характер. Основой этого культурной экспансии была миссионерская деятельность Русской Церкви. Именно расширение влияния и укрепление власти Русской Церкви в опоре на политическую и экономическую мощь России – в ближайшей перспективе самого сильного государства мира, могло быть самым опасным с точки зрения как духовного, так и геополитического противостояния для стран западного мира. Для решения этой проблемы необходимо было, либо существенно ослабить, либо разрушить Россию. Добиться этого можно было лишь путём войны и свержения существующей государственной власти, чем активно занимался ряд европейских правительств, финансовые, масонские и другие структуры. Потому совсем не случайно после сообщения о том, что царская власть в России свергнута, премьер-министр Великобритании Ллойд Джордж, произнёс: «Одна из целей войны достигнута». Ещё более интересным является следующий факт: 1 марта 1917 года, за день до так называемого отречения царя, в Российских газетах было опубликовано обращение послов Франции и Англии такого содержания: «Правительства Франции и Англии вступают в деловые отношения с Временным исполнительным Комитетом Государственной думы, выразителем истинной воли народа и единственно законным Временным правительством России». Это многое объясняет.

Все эти свидетельства на ряду с многочисленными другими историческими фактами красноречиво указывает на корни русской революции, а также на роль сыгранную человеком, привезённым в закрытом вагоне из Европы в Россию.

Следует подчеркнуть, что монаршая власть в России носила не только светский, но и духовный характер. Со времён Петра I, главой церковной деятельности был действующий Государь Император. Ключевым обстоятельством для России было то, что царь являлся помазанником Божиим – лицом духовно избранным Богом и имеющим с Ним особые отношения направленные на управление государством. Царь был выразителем Божьего промысла, поскольку через него Сам Бог управлял народом. Как сказано об этом в Библии: «Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду». [7]

Таким образом, в тот момент истории геополитические и духовные мотивы разрушения государственного строя в России полностью совпали. Потому главный удар в борьбе за мировое лидерство, в 1917 г. был нацелен на свержение уже не только Главы российского государства, но и одновременно – Главы Русской Церкви, а именно на действующего Государя Императора Николая II – царя «удерживающего».

    Духовно-нравственное измерение гражданского противостояния.

В независимости от нашего отношения к гражданской войне, она как явление социальное присутствует в двух измерениях. Не смотря на более изученную историческую плоскость гражданской войны в России, упрощенно разделяющую народ на «белых», «красных» и остальные цвета, участвующих в борьбе за власть, главная линия её противостояния находится в духовном пространстве. После вооружённого переворота и захвата власти, ключевым моментом борьбы, стало содержание идей и отношения к вопросу веры. Все остальное, при всей своей яркости и кажущейся первостепенности носило вторичный характер.

Именно в этом пространстве развернулась основная битва и на первое место стала ликвидация самой Церкви, являющейся  многовековой духовно-образующей опорой Российского государства.

Исходя из марксистских представлений, большевики по началу считали, что для того чтобы разрушить церковь достаточно лишить её материальной основы. Но убедившись, что такой подход не даёт желаемых результатов, перестроились. Следуя своим базовым установкам, они начали радикальное наступление на церковь, и в ход пошли уже полновесные репрессии – убийства священников, экспроприация церковного имущества, осквернение святынь, изъятие мощей, лишение социальных прав и многие другие преступления. При этом Церковь, в лице вновь избранного патриарха Тихона поначалу старалась не вставать на какую-либо сторону гражданского конфликта, полагая что все противоборствующие стороны – чада Божии. Но видя крайние беззакония осуществляемые коммунистами, с каждым новым посланием Патриарха к враждующим сторонам, его тон, становился всё более жёстким и точным, так что большевистская власть легко угадывала своё место в его призывах…Важно отметить, что гонения на Церковь стали возможны по причине равнодушия и согласия на эти действия большинства русского народа. Но другая его часть встала на защиту Православной  Церкви и потому, начиная с 1917 года в России наступил период массового мученичества за веру.

Для того чтобы понять отношение советской власти к Церкви приведём ряд высказываний её видных деятелей в качестве иллюстрации духовно-нравственных ориентиров, которые несомненно имели директивное значение для исполнителей в ходе гражданской войны:

В своей лекции “О религии будущего”, нарком просвещения А.В. Луначарский говорил: «всякий человек, верующий в Бога, является для большевиков контрреволюционером, ибо мешает устроить царство на земле.»

Некоторые цитаты Ленина:

«…Всякую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем…Мы в вечную нравственность не верим <…> Нравственно то, что отвечает интересам пролетариата…»

«…всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке…есть невыразимая мерзость…самая опасная мерзость, самая гнусная “зараза”»

«…Мириться с “Николой” глупо, надо поставить на ноги всё чека, чтобы расстреливать  не явившихся на работу из-за “Николы”»

«… Надо отрубить головы по меньшей мере сотне Романовых»

В качестве идеологического апофеоза религиозных воззрений советской власти в борьбе с Церковью, можно привести ещё один интересный пример.

По личной инициативе Троцкого, в России начал реализовываться план установки памятников Иуде Искариотскому. При этом, рассматривались и другие «героические образы»: Денница и Каин. В результате, в качестве монумента был выбран образ Иуды, в виде фигуры с поднятым к небу кулаком, как наиболее полно отражающий суть большевистской революции. Памятники Иуде были установлены в ряде городов: Свияжске, Козлове, Тамбове и других.

Список примеров борьбы советской власти с христианской Церковью очень длинный, но и этих примеров вполне достаточно чтобы понять, насколько радикально богоборческую позицию занимала она по отношению к своим врагам – всем традиционно верующим народам России, включая мусульман, и конечно особо к Русской Православной Церкви.

Из истории гражданской войны нам известно, что чаша весов постоянно колебалась и несомненно могла бы склониться в сторону восстановления монархии и восстановления государства. Но произойти это могло лишь при одном условии – в случае если народ и  участники Белого движения пришли бы к осознанию, в чём состояла настоящая причина обрушившихся на Россию бедствий, смогли покаяться перед Богом в содеянном грехе — предательстве Его помазанника – Царя, своей Православной веры. Но во главе Белого движения отсутствовала духовная суть, отсутствовало участие Святого Духа, потому оно в большей степени стало, либо борьбой за власть, либо сопротивлением локальных групп людей, инстинктивно направленным против разрушения принятого уклада жизни и миропорядка.

Именно в этом, состояло главное отличие белогвардейцев от пламенеющих богоборцев-коммунистов, не обладающих достаточным материальным обеспечением в начале гражданской войны, но имеющих нечто более важное — идею несущую в себе сильнейший духовный заряд, содержащую в себе дух борьбы против Бога и Его Церкви. Не случайно коммунисты придавали гражданской войне священный характер. Что на самом деле говорит о глубокой религиозности её лидеров. Только их бог, был полным антиподом Христа. Эта победа в войне против народа, утратившего Животворящий Дух, убедительно подтвердила преимущество духовного над материальным, не смотря на все марксистские заблуждения в примате материального над духовным.

Руководители Белого движения воевали в большей степени за свои утраченные права, за возвращение России на либерально-буржуазный путь и сохранение отечества в светском его понимании. Стоит отметить, что такой взгляд вовсе не распространялся на всех участников Белого движения. Многие из них сохранили свою истинную веру и с честью пронесли её до конца. Но как показала история, защитить Россию т.е. спасти Отечество, без искреннего всенародного обращения к Богу, православной Вере и покаяния перед помазанником Божиим, было невозможно. Без этого вооружённая победа не имела никакого смысла, а потому и не состоялась. Только защита истинных ценностей могла изменить ход истории, но степень духовного падения русского народа, на тот момент была столь велика, что даже братоубийственная война не заставила его обратиться к Богу с покаянием.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что страна тогда становится  Отечеством, когда проживающий в ней государствообразующий народ свято хранит Веру своих отцов. Без Православия, без Веры, Россия – всего лишь большая и богатая территория, защитить которую народ от иноверцев не может.

Белая гвардия не поднимала сущности вопроса восстановления монархии, не понимала и не чувствовала связи царского престола с Божьим, утратила смысл того, кто есть помазанник Божий, и вообще в чём состоит истинный смысл служения. Никто из лидеров Белого движения, не обладал необходимой духовной статью, и потому не смог идейно и духовно заменить царя чтобы привести русский народ к победе.

«Править народом может любой,…но умереть за народ может только Царь» – так выразил своё понимание о царском служении Святитель Иоанн Златоуст.

В 1906 году, святой праведный Иоанн Кронштадтский сказал: «Держись, Россия, твердо веры твоей и Церкви, и Царя православного, если хочешь быть непоколеблемой… И если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют землю кровью и слезами».

Эти слова произнесённые задолго до свершившихся революционных событий 1917 года, свидетельствуют о том, что стало главной причиной крушения государства.

Не общественно-политические течения, не «отсталость и невежество», не тяжелые условия войны в которой прибывала Россия, ни даже заговоры иностранных держав, не смогли бы привести к уничтожению государства, кроме одного – утраты народом своих духовных оснований. Иоанн Кронштадтский нам прямо говорит о том, что является самым важным для России – особое отношение русского народа к Богу, данной Им власти и хранении веры.

Уже в наши дни старец Николай Гурьянов говорил: «Кто любит Царя и Россию, тот любит Бога», «Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш Русский Царь Николай». Эти слова как подтверждение истории, можно в полной мере отнести, и как к поколению русских людей живших в период гражданской войны, так и пророчески их можно отнести к нам  – ныне здравствующим.

Историческая наука говорит нам о том, что гражданская война в России закончилась в 1922 году. Но принимая во внимание духовно-нравственную сторону вопроса, можно сказать, что эта война не закончилась и по сей деньпотому что не устранена её главная причина. Поскольку причина этой войны находится в духовно-нравственном измерении, то для её окончания необходимо решение того же порядка. Необходимо духовное преображение – духовный подвиг, перемена мысли. Для чего требуется возврат к начальной точке отсчёта – возврат к исконным духовным ценностям, через восстановление исторической правды о истории образования и становления нашего государства, обретения главного фактора его могущества – христианской Веры, познания Бога, признание Его законов, понимания того, что отступление от этих законов – грех, который несет за собой разрушение, войну и смерть, что наглядно продемонстрировала история нашей страны.

Гражданская война в духовно-нравственном измерении – это, отчасти искупление народом своих грехов за клятвопреступление и цареубийство, за отступление от Бога и своей православной Веры, являющейся метафизическим основанием существования русского нИсточникарода. С другой – это наказание, через попущение Богом выбора, который сделал народ, избравший путь без Бога и без помазанника Его – Царя.

Главное, чего недостает современной России для определения своего искомого исторического пути, восстановления единства, возвращения могущества и процветания государства – это искреннего духовного покаяния народа перед Богом.Свою великую жертву, за годы правления безбожной советской власти, он уже принёс.

Автор: Евгений Цыбизов 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *