Едины — перед историей и Богом!

Выставка, посвященная  140-летию русско-турецкой освободительной войны 1877-1878 годов, открылась в военно-историческом музее Орла. На ней представлены  репродукции картин известных русских художников, — баталистов.

Неувядающая слава

Почти четыре десятка работ предоставили для показа в России болгарское Национальное движение русофилов и Община города Казанлык. Организовало выставку Общество развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орёл» и для него это далеко не первый совместный российско-болгарский проект в нашем городе.  Разместилась экспозиция в  одном из залов военно-исторического музея. Долгое время зал простоял закрытым по техническим причинам, и его первыми посетителями после долгожданного ремонта стали гости выставки.

Среди них, представители различных ветеранских организаций Орла, участники  патриотических объединений, журналисты, студенты и школьники. По словам  руководителя орловского отделения общества «Двуглавый Орёл» —  Константина Грамматчикова, не случайно после Самары, ( с ее священным для Болгарии, Самарским знаменем), выставка посетила именно Орел. Ведь наши земляки  внесли огромный вклад в победу над Турцией и стали подлинными героями той далекой войны. «В частности, сенатор Нарышкин, который был орловским губернским земским начальником, собрал отряд добровольцев – около сотни  казаков и уехал воевать как рядовой. Сенатор Российской империи получил простой солдатский Георгиевский крест, что является, едва ли, не единичным случаем в русской истории!»

Еще один яркий пример — баронесса Юлия Вревская., как сейчас бы сказали «светская  львица». Она продала свое орловское имение и на вырученные деньги сформировала санитарный отряд, с которым отправилась в действующую армию. Впоследствии, заразилась сыпным тифом и умерла в Болгарии. Героически погиб  при штурме болгарского села Горный Дубняк еще один наш земляк командир лейб-гвардии Финляндского полка генерал-майор Василий Лавров. Таких примеров немало. Неувядающую славу по себе оставил в Болгарии 36-й пехотный Орловский полк, который понёс наиболее тяжелые потери, среди всех частей Русской армии и в котором немалую часть составляли  уроженцы Орловской губернии. Именно их подвиг запечатлен на знаменитой картине Алексея Попова  «Защита Орлиного гнезда орловцами и брянцами 12 августа 1877 года»  Тогда за эту ключевую точку Шипкинского перевала  кипел  яростный, кровопролитный бой, описанный очевидцами так: «Турки лезли отовсюду, захватили даже и Орлиное гнездо. Но русские выбили их в рукопашную, почти голыми руками, кидая камни, (не было патронов), и тела убитых товарищей»

За други своя

Героические эпизоды русско-турецкой войны нашли отражение в целом ряде полотен таких замечательных художников, как Василий Верещагин, Алексей Боголюбов, Павел Ковалевский, Алексей Кившенко, Константин Савицкий, Алексей Попов, Николай Дмитриев-Оренбургский и многих других. Их картины — свидетельство равновеликих подвигов на войне и простого солдата, и умудренного опытом военачальника, и врача, спасающего раненых, и священника, провожающего в последний путь полегших на поле брани. С этой точки зрения, символичным для всей экспозиции, размещенной военно-историческом музее  является, пожалуй, не портрет царя – освободителя, не конные портреты Скобелева и других знаменитых полководцев, не широкие батальные сцены, а невзрачный холст гениального Верещагина, ( часть знаменитого триптиха) названный художником «На Шипке все спокойно»  Это произведение – обобщение авторских размышлений о трагической судьбе безвестного русского героя. Как  с болью отмечал художник – сам очевидец и участник боевых действий: «Каждый день солдаты падали десятками от турецких пуль и сотнями – от мороза. Полки уменьшались до невероятной цифры».  Многие из тех, чьи работы представлены на выставке,  находились в самой гуще боевых действий. Поскольку нельзя, как писал Василий Верещагин, работать, «глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать».  Участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях. Испытать голод, холод, болезни и даже раны. Эту мысль великого русского живописца разделяли многие  художники, участники русско-турецкой войны. Многие из их работ не столько виртуозное изображение баталий, сколько попытка донести до зрителя сам освободительный дух и идею этой войны за веру, которая со стороны русской общественности пользовалась всенародной поддержкой. В Болгарии сложили свои головы «за други своя» более 72 000 русских (в том числе великороссов, белорусов и малороссов), а также тысячи добровольцев из Румынии, Сербии и других стран. И конечно, в борьбе за свою свободу отдали жизни немало сыновей и дочерей болгарского народа.

По мнению лидера общества исторического просвещения «Двуглавый орел» Леонида Решетникова:  «Только опора на вечные ценности Православия помогли русским и болгарам сохраниться в истории и побеждать, воюя в одном строю.

Поклон благодарности

В наши дни Болгарское общество «Движение русофилов» заказало во Франции репродукции работ художников баталистов с тем, чтобы впоследствии провезти эти картины по городам России. Цель – показать, что и сегодня болгарский народ помнит, какой ценой была завоевана независимость  Болгарии, которая никогда не забудет подвиг своих  славянских братьев-единоверцев. Проект во многом образовательный, ведь, к сожалению, сегодняшние российские школьники мало  знают  о том, что это была за война, зачем в нее вступила Россия и главное: что это в итоге принесло болгарскому народу, стонавшему, под гнетом турецкого ига.

— Российско-турецкая война, безусловно, является освободительной для нас, болгар, — рассказывает  Петер Петров, представитель отдела молодежной информации национального движения русофилов в Болгарии.  — С другой стороны, эта война стала освободительной не только для Болгарии, но и для многих других стран. На мой взгляд, она недооценивается. Она должна стоять по своей значимости на уровне Первой и Второй мировых войн».

По словам организаторов выставки, спустя два года после освобождения Болгарии : «Русская администрация, во главе с князем Дондуковым, безоговорочно покидает страну, оставляя ей современную Конституцию, выстроенную государственную администрацию, армию, флот, Академию наук, как и все остальные структуры, необходимые для самостоятельного функционирования болгарского государства». Даже Болгарский флаг, в связи с тем, что Россия всегда поддерживала болгар в их стремлении к независимости, принял вид почти идентичный российскому триколору, с одной лишь разницей – цвет синей полосы, был заменен на зелёный, – как символ свободы, болгарских лесов и зеленого знамени гайдуков.

Вот почему главный посыл этой передвижной выставки, (после Орла, она отправится дальше по городам России) , авторы-устроители определили как «скромный поклон благодарности и молитва за будущее единение наших двух народов. Благодаря своей культуре и языку, благодаря своей вере и мировоззрению, болгарский и русский народы едины перед историей и перед Богом. И освободительная Русско-турецкая война 1877-1878 годов является неотъемлемой частью этого единения».

Андрей ТУРБИН.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *