Рождение ГУЛага

Автор:

Александр Шарипов

«Френкель действительно стал нервом Архипелага»

А.И.Солженицын

Советские концентрационные лагеря ведут свою историю с 1918 г. С объявлением красного террора пятого сентября 1918 г. (в этот же день большевики организовали первые массовые казни заложников), стали создаваться и концентрационные лагеря для «буржуазных элементов». К окончанию основных сражений Гражданской войны в конце 1920 г. насчитывалось свыше ста советских концлагеря.

Но в систему использования каторжного труда в экономических целях, ныне известную всему миру как «Архипелаг ГУЛаг», концентрационные лагеря стали преобразовываться лишь в 1929 г. Главным изобретателем и организатором системы ГУЛага стал Нафталий Аронович Френкель.

Как и большинство революционных террористов, Френкель вышел из непривязанной к национально-духовной и государственной почве интернациональной среды: родился в Османской Империи (Турции) в еврейской семье, переехал с семьёй в Одессу, занимался коммерцией в разных городах Причерноморья, регулярно имея проблемы с законом. К революционному 17-му году он уже строительный магнат-миллионер. Чтобы защитить свои капиталы от непрестанно меняющихся революционных «властей», он в 1918 г. сошёлся с легендарным одесским бандитом Мишкой Япончиком, и стал делиться с ним доходами. В июне 1919 г., когда Красная армия заняла славный черноморский город, Мишка Япончик предложил одесским чекистам свои услуги: из бандитов был сформирован «революционный отряд», в котором нашлось место и Френкелю. Но бандиты оказались не способными воевать с армией Украинской Народной Республики и многочисленными самостийными украинскими группировками. После расстрела Мишки Япончика, «революционный отряд» одесских бандитов разбежался, а  Френкель отбыл на малую родину — в Турцию. Однако с окончанием гражданской войны и началом новой экономической политики вернулся и стал «нэпманом», по старой памяти сотрудничая с одесской ЧК (к тому времени ГПУ). Несмотря на дружбу с одесскими чекистами, в начале 1924 г. весьма разросшийся «трест» Френкеля был прикрыт, а он сам, как и его чекистские коррумпированные покровители, были арестованы специально прибывшим отрядом столичных чекистов. Смертный приговор подпольному магнату Френкелю заменили десятью годами каторги, и он оказался в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). Прибывший в концлагерь делец вскоре сумел и здесь устроиться на «коммерческую» должность — заведующим хозяйственным отделом. Именно здесь у лагерного завхоза Френкеля рождается план  превратить бессмысленный и неэффективные труд заключённых концлагерей в источник прибыли для учреждений НКВД.

* * *

При основании советских концлагерей их задачей было изолировать от строящего коммунизм общества «массы контрреволюционных элементов», труд же заключённых не имел признаков осмысленной и упорядоченной экономической деятельности. Френкель, с разрешения начальства, организовал выгодное для лагеря и наркомата производство — мастерские по пошиву одежды и обуви, затем — лесозаготовки. В «Архипелаге Гулаге» А. Солженицын отмечает, что Френкелем была придумана людоедская идея напрямую связать объём выполненных работ с количеством ежедневно получаемой заключёнными пищи. Это решало как задачу заинтересованности каторжан в труде, так и проблему «оптимизации контингента»: больные и слабые стали быстрее умирать от недоедания.

В 1927 г. «успешный менеджер» Френкель досрочно освобождается от наказания, становится вольнонаёмным и продолжает руководить хозяйственными экспериментами. Если раньше руководство концлагеря старалось сократить приём новых заключённых, чтобы было меньше нагрузки на администрацию и охранников, то теперь наоборот было заинтересовано в больших объёмах «рабсилы» и заказывало дополнительный «контингент». Реализация произведённого продукта через систему НКВД и запросы на новых заключённых были замечены руководством наркомата.

Воплощённая на практике идея Френкеля о превращении «убыточного» бюджетного концентрационного лагеря в «трудовое учреждение» с принесением экономической выгодны системе НКВД нашла отклик у высшего руководства наркомата. А вскоре проект Френкеля по использованию дешёвого труда заключённых оказался востребованным и советскими вождями.

* * *

В 1929 г. ускоренно разворачиваются два взаимосвязанных советских проекта — индустриализация и коллективизация. В соответствии с марксистско-ленинскими постулатами, индустриализация должна решить две важные для построения коммунизма задачи: (1) подъём промышленного производства и (2) концентрирование населения в городах для превращения основной массы населения в городской пролетариат — гегемон строительства коммунизма. Сплошная коллективизация так же решала двойную задачу: (1) превращение «мелкобуржуазной» (а значит — контрреволюционной) массы индивидуальных крестьян в тех же пролетариев — рабочих коллективных сельскохозяйственных предприятий и (2) облегчение изъятия у крестьян произведённого продукта, который шёл на экспорт для закупок продукции для индустриализации.

Лишение крестьян личного хозяйства вызвало массовое сопротивление и советская власть объявила настоящую войну деревне: миллионы  нежелающих вступать в колхозы крестьян объявлялись «враждебным элементом», отправлялась в ссылки и лагеря. Так в распоряжении НКВД оказалась огромная масса хорошо приспособленных к физическому труду работящих крестьян.

Именно в 1929 г. происходит рождение системы исправительно-трудовых лагерей для использования многомиллионной даровой рабочей силы на коммунистических стройках на необжитых территориях, в сложных  климатически условиях. Строго-секретным постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) «Об использовании труда уголовно-заключенных» указывалось «именовать в дальнейшем концентрационные лагеря исправительно-трудовыми лагерями». Руководителю НКВД Ягоде предписывалось выработать и оформить положение об ИТЛ, что не представило для него особого труда, ибо в его распоряжении уже был им же одобренный опыт Френкеля. Опытного в делах Френкеля вызывают в Москву и ставят во главе производственного управления Главного Управления Лагерей ОГПУ СССР. Система ГУЛага включила в себя все исправительно-трудовые учреждения СССР и на него возлагалась ответственность за основные новостройки индустриализации.

* * *

Знаковым и наиболее известным проектом Френкеля по вовлечению больших масс заключённых для «исправления трудом» стал  Беломорско-Балтийский канал (1931—33 гг.). Постоянный контингент заключённых состоял из более чем 100 тысяч заключённых. Недостатка в арестантах в условиях сплошной коллективизации и массовых репрессий крестьянства не было. Крестьянин для советской власти — враг коммунизма и его жизни не жаль: тысячи лишённых крова и земли крестьян умирали от разбушевавшегося голодомора, и к другим тысячам, оказавшимся в системе ГУЛага никакой жалости не было. Вооружённые тачками и лопатами «кулаки» рыли каналы, возводили дамбы и плотины, строили шлюзы. Строительство Беломорканала приобрело пропагандистский характер: в удобно расположенные близ Москвы лагеря приезжали писатели (в т.ч. главный пролетарский писатель Максим Горький) и затем расписывали успехи ударной коммунистической стройки, как «мелкобуржуазные» элементы перековываются трудом в сознательных пролетариев.

Из-за неустроенности мест заключения и каторжного труда смертность на лагерных стройках колебалась от 10 до 30%%. Но темпы выдерживались. Френкелю надо было продемонстрировать эффетивноность проекта и он делал всё для досрочного завершения работ. Весной 1933 г. Ягода рапортует о досрочном завершении строительства Беломорканала. Среди награждённых за «ударный труд» на стройке коммунизма — её руководитель Френкель, который получает свой первый орден Ленина (высшую в государственном реестре).

Следующей гулаговской новостройкой под непосредственным руководством Френкеля стала Байкало-Амурская  железнодорожная магистраль (БАМ). Для неё на пространстве вдоль будущей дороги от Читы до Хабаровска создали единую сеть БАМ-лага. И когда в постоянно расширяющейся системе Главного управления лагерей НКВД создаются отраслевые управления — лесной промышленности, гидроэнергетики, строительства шоссейных дорог, опытный «железнодорожник» Френкель возглавляет специальное управление ГУЛага по железнодорожному строительству: в его ведении оказывается строительство железных дорог руками заключённых на просторах всей страны. На этой должности он пробыл и всю войну, используя труд зэков для строительства в том числе прифронтовых рокадных железных дорог для перемещения военных грузов.

* * *

В 1930—40-х гг. сменилось несколько высших руководителей советской репрессивной машины НКВД, ГУЛага, в числе которых Ягода, Ежов, Берия, но «крепкий хозяйственник» («успешный менеджер») Френкель бессменно оставался на своём посту вплоть до 1947 г., когда подал рапорт о выходе в отставку. Создатель ГУЛага, трижды награждённый высшей советской наградой орденом Ленина, генерал-лейтенант инженерно-технической службы Н.А. Френкель мирно почил в 1960 году в возрасте 77 лет и был с почётом похоронен в Москве. В отличие от создателей гитлеровских концентрационных лагерей Генриха Гиммлера, Адольфа Эйхмана, Рудольфа Хёсса, Теодора Эйке, организаторы террора российских граждан и создатели советской системы концлагерей Дзержинский, Свердлов, Ягода, Френкель и их подельники до сего дня не получили официальной государственной оценки как преступники. Значит ещё остаются в силе их влиятельные наследники, не желающие осуждения геноцида народов России, препятствующие очищению России от ложных идей и идолов, не желающие возвращения России на исторический путь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *