Грузия – с Россией и без

Автор:

Алексей Селиванов.

24 сентября 1801 года Восточная Грузия присоединилась к Российской Империи

Пророчество Достоевского о неблагодарности славян можно в полной мере отнести и к Грузии. Фёдор Михайлович писал свой «Дневник писателя» во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Тогда русские воины, ценой своей крови, освобождали балканских славян от турецкого ига. Иго это носило характер геноцида. Для балканских народов, находивщихся под турецким владычеством, было два пути. Первый – отуречиться, принять ислам и взять мусульманское имя. Тогда они приобретали все права в рамках Османской империи, защиту турок и получали доступ к должностям в местной  и государственной власти. Второй путь – сохранить национальную и религиозную идентичность. Тогда семья такого славянина становилась бесправной жертвой узаконенного насилия со стороны османов — от экономического (налоговое бремя)ф. вплоть до сексуального. Естественно, в таких условиях сохранение православной веры и народности становилось подвигом исповедничества.

Подобная же судьба грозила жителям древней православной Грузии. С XV века основными её противниками становятся Турция и Иран. Со всех сторон окружённые мусульманским миром, она распадается на три царства – Картлийское, Кахетинское и Имеретинское, и княжество Самцхе-Джавахети. Их территории присоединяют к себе, то персы, то турки. Многие представители Грузии бегут в Россию, в XVII веке в Москве даже складывается грузинская колония. Русские славятся своим гостеприимством ничуть не меньше, чем кавказцы. Наша страна принимает грузинских царевичей, свергнутых турками. Петр Великий устраивает в Москве книгопечатание на грузинском языке, тем самым сохраняя и сберегая грузинскую культуру. Императрица Елизавета создаёт из беженцев-грузин грузинский гусарский полк.

Конечно, гостеприимство для эмигрантов – это хорошо. Но Россия в своей любви к единоверным братьям идёт значительно дальше. Страдающее под ударами турок и персов Картлийско-Кахетинское царство обращается к русскому Императору Павлу I с просьбой о покровительстве. И 23 июля 1783 г. в крепости Георгиевске между Россией и Картлийского-Кахетинским царством был подписан Георгиевский трактат. Согласно этому документу, Грузия сохраняла полное внутреннее самоуправление, но отказывалась от самостоятельной внешней политики, получая взамен русскую защиту. Трактат уравнивал в правах грузинские и русские сословия, и предполагал защиту Россией Грузии в случае нападения. Более того, предусматривалось, что земли, на которое претендовала Грузия, полученные Россией в результате войн или мирных переговоров, будут также присоединяться к Грузии.

Однако, в 1786 году грузинский царь Ираклий II пошел на заключение сепаратного соглашения с турками, что возмутило Императрицу Екатерину. Русские войска были выведены во Владикавказ, и грузины лишились русской защиты. За решением грузинского царя сменить покровителя предсказуемо последовало очередное наступление соседей – на этот раз персов — и разрушение их войском грузинской столицы.

И тут Россия, несмотря на нарушенный грузинами договор, снова приходит на помощь! 13-тысячный русский Каспийский корпус генерала Зубова наносит персам поражение за поражением. После смерти Екатерины Великой, Император Павел I продолжает дело защиты грузин. Царь Картли-Кахетии Георгий XII утверждает русскому послу графу Мусину Пушкину, что «как сам царь, так и все сословия народа грузинского, желают присоединения к России».

Павел и его вельможи согласились на просьбу грузин о включении их в состав России не сразу, а только удостоверившись, что, действительно, это является их искренним желанием «на вечные времена». Тогда, 23 ноября 1800-го года, Павел I отдал рескрипт на имя Георгия XII о принятии его царства в подданство России. Георгию оставлялись царские права, его сын сберегал свой титул, а государство входило в состав Российской Империи под названием «Царство Грузинское».

Сын Павла I, император Александр, в свою очередь, подробно исследовал вопрос. Его посланцы пришли к тому же выводу – без вхождения в состав России Грузинское царство, окруженное врагами, не устоит.

Слова манифеста Александра I об окончательном присоединении Грузии полностью описывают его мотивы: «…не для приращения сил, не для корысти, не для распространения пределов и так обширнейшей в свете империи приемлем мы на себя бремя управления царства грузинского. Единое достоинство, единая честь и человечество налагают на нас священный долг, вняв молению страждущих, в отвращении их скорбей, учредить в Грузии прямое правление, которое могло бы утвердить правосудие, личную и имущественную безопасность и дать каждому защиту закона».

Российская Империя дала грузинам защиту и возможность развиваться, не обременяя их особенными требованиями. В кавказских войнах, защищая Грузию, погибло около тридцати тысяч русских воинов. Многие грузины (любой вспомнит героя Отечественной войны, генерала князя Петра Багратиона) становились прекрасными гражданами России, трудились на военном и гражданском поприще. Надо понимать, что Грузия никогда не была моноэтничной страной. Кроме около двадцати грузинских этносов – сваны, мингрелы и многие другие – значительный процент населения Грузии составляли армяне, русские, татары, осетины, греки. Жить в мире и процветать все эти народы могли только в рамках большой справедливой Империи. И закономерно, что перевороты в России (февральский и октябрьский) принесли войну и в Грузию. В годы Гражданской войны грузины воевали с армянами и друг с другом, пытались даже занимать собственно русскую территорию – Сочи, Адлер и Туапсе.

В советский период Грузия жила значительно лучше остальных советских республик – нормы потребления и дотации из союзного центра здесь были выше, а рамки, в которых советская власть держала население – намного мягче. В советском кино и культуре существовал своеобразный «культ грузин», они изображались очень положительно. Параллельно с этим, как и в других «национальных республиках» СССР, всячески пестовалась собственная интеллигенция и политический класс. Неудивительно, что с распадом Союза этот класс мгновенно преобразился в националистическую элиту, развязав войну с осетинами и абхазами, народами, которые тоже претендовали на свои республики.

Поведение независимой Грузии полностью аналогично поведению освобожденных Россией славян, согласно пророчеству Достоевского. Спасенные в составе русского государства, которое ещё и собрало грузинские земли воедино, многие грузины быстро забыли о благодарности. Как говорят люди, лишенные старой рыцарской этики: «оказанная услуга ничего не стоит». И вот, грузины рубежа XX-XXI веков пытаются максимально использовать новые геополитические расклады, стремясь в различные антироссийские союзы. И даже  рядовые граждане этой страны легко и массово становятся жертвами антироссийской истерии, которую умело нагнетают специалисты информационной войны. Станет ли Грузия вновь дружественной, зависит во многом от нас, русских. Ведь настоящие друзья приобретаются не подачками и подкупом. Возвратим мы нашу русскую силу и самоуважение – и тогда многие народы вновь попросятся в к нам в друзья.

https://rusorel.info/gruziya-s-rossiej-i-bez/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *