Елена Ашихмина Мардарий Милюков: «первый во флоте знаток морского дела»

Мардарий Васильевич Милюков (1789 – 1862) – капитан 2 ранга, мореплаватель, участник Крымской войны, педагог, Почетный попечитель Орловской губернской гимназии, член попечительского совета по организации первой Орловской публичной библиотеки, знакомый И.С. Тургенева, персонаж рассказа Н.С. Лескова «Умершее сословие» – одна из самых ярких личностей Орловской губернии середины XIX века.

Мардарий Милюков родился в 1787 в д. Старухино Чернского уезда Тульской губернии, однако в его «Формулярном списке …» значится, что он происходит из дворян Орловской губернии. Дело в том, что в XVI-XVII вв. д. Старухино входила во Мценский уезд, а Милюковы числились его жителями с XVII века. Точнее, они стали владельцами части Старухина, когда предок М.В. Милюкова – Давыд Кириллов сын Милюков в 1682 г. купил землю в д. Сиротьей поляне (Старухино тож) у детей боярских Старухиных . Позже по межеванию 2-й пол. XVIII в. территория отошла к Чернскому уезду Тульской губернии.
Мардарий Милюков был единственным сыном тайного советника Василия Яковлевича Милюкова и его супруги Анны Ивановны, урожденной Шеншиной. Имя Мардарий он получил в честь своего бездетного дяди и благодетеля семьи Мардария Ивановича Шеншина.
Родители торопились дать сыну первоклассное образование. Мальчик был отвезен в Петербург, когда его сверстники по обычаю того времени лишь только начинали домашнее обучение и затем удовлетворялись им на всю оставшуюся жизнь. А Мардарий в возрасте 10 лет, с честью выдержав вступительные испытания, что было под силу не каждому, был принят в Морской кадетский корпус кадетом (8 января 1799 г.) . В корпусе он изучал русскую грамматику, математику, историю, статистику, богословие, навигацию, корабельную архитектуру, астрономию, физику, химию, французский и английский языки, причем учился очень хорошо. 8 января 1801 года он был произведен в гардемарины, и в том же году принял участие в учебном плавании по маршруту: Кронштадт – Копенгаген – Любек – Данциг – Корн-Серон (Испания) – Кроншатадт (1801- 1803). 10 июня 1804 года Милюков был выпущен из корпуса мичманом, «имея от роду 15 лет» .
Юный мичман поступил волонтером на Английский морской флот, и в скором времени оказался в гуще важнейших событий на море, приняв участие в знаменитой Трафальгарской битве (21 октября 1805). Милюков состоял в команде 100-пушечного корабля «Роэль-Соверен», который первым атаковал французскую эскадру. В ходе боя русский моряк был контужен в голову. «Под командою Вице-Адмирала Нельсона был в сражении при Трафальгаре, против соединенных флотов Французского и Гишпанского», – бесстрастно расскажет об этом драматическом эпизоде жизни Милюкова его список о службе . В том бою французско-испанская эскадра потеряла 22 корабля, британская – ни одного.
Служба в английском флоте продолжалась. Более года в составе английской эскадры Милюков находился в Бискайском заливе (с 6 декабря 1805 по 12 января 1807 года). Плавал на корабле «Caesar» «под командой лейтенанта Бера»; как член команды участвовал «при взятии абордажем» французского люгера на реке Гароне (15 июня 1806). Далее Милюков отправился в Бразилию и к Антильским островам; «во время этого похода 21 Апреля 1808 года был при взятии абордажем на гребных судах военно-французской шхуны «Ладезера» у островов Сент-Винсент и Гренадины. 28 октября 1808 года вернулся в Портсмут (графство Хэмпшир, Великобритания). Тут, «оставя английскую службу», в том же 1808 году Милюков поступил на фрегат «Кальдеонн», но был вызван в Лондон и вместе с бывшими гардемаринами Глазатовым, Колокольцевым и Муравьевым отбыл в Россию вместе с вице-адмиралом Д.Н. Сенявиным, который специально прибыл в Англию для того, чтобы отвезти выпускников Морского корпуса домой.
Вернувшись на родину, Милюков плавал в северных и южных широтах. Званием лейтенанта был награжден 1 марта 1810 года.
Началась Отечественная война 1812 года. Тогда российский флот был задействован в операциях конвоя и прикрытия российских берегов от неприятельского вторжения. С 1 июня по 15 ноября 1812 года Милюков конвоировал купеческие суда из Або и Аланда в Ревель и Ригу. О морских операциях Милюков пишет очень скромно: «был употреблен в действие против неприятеля на канонирных лодках» . «За нахождение в 1812 году в действии против неприятеля на канонерских лодках при Риге» Милюков получил серебряную медаль в память Отечественной войны 1812 года.
В 1817 году Мардарий Милюков был назначен старшим офицером на знаменитый бриг «Феникс», совершавший учебное плавание с 12-ю лучшими гардемаринами Морского кадетского корпуса по маршруту: Кронштадт — Роченсальм — Свеаборг — Ревель — Рига — Стокгольм — Карлскрона — Копенгаген — Кронштадт. Как педагог, как воспитатель и офицер Мардарий Васильевич оставил о себе самые лучшие воспоминания у своих воспитанников. В числе гардемаринов-учеников Милюкова были будущий герой Наваринского сражения, герой Крымской войны вице-адмирал П.С. Нахимов, будущий декабрист Д. И. Завалишин, будущий ученый-диалектолог, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даль; герои Наваринского сражения И.П. Бутенев и А.П. Рыкачев. «Милюков считался первым во флоте знатоком морского дела (выше даже Мих. Петр. Лазарева)», – восторженно отзывался о Мардарии Васильевиче Д.И. Завалишин. – «Милюков был самый пылкий и отважный человек, направлявший нас на отвагу всякого рода – и военную, и в маневрах, и в гимнастике… Командир корабля, П.А. Дохтуров, и старший офицер, Мардарий Васильевич Милюков, были воспитаны на английском флоте и говорили по-английски в совершенстве, – продолжает он. – Ему я обязан не только своими основательными морскими познаниями, но и привычкою к самостоятельности к действию и бесстрашием принятия на себя самой опасной ответственности, когда обстоятельства того требовали… Милюков вздумал доверять мне командование вахтою вместо себя и оставляя меня одного, … мне говаривал: «Помните, что на вас лежит ответственность не только за сохранение корабля, но и за мою честь».
Завалишин прав: Милюков в совершенстве знал морское дело. Он провел на море более 18-ти шестимесячных морских компаний. За совокупность совершенных им морских походов, за проявленную в плаваниях и сражениях отвагу Милюков был награжден орденом Св. Георгия 4 ст. (15 марта 1817) . Чином капитан-лейтенанта был награжден 16 марта 1821 года. 25 января 1823 г. М.В. Милюков по прошению («за болезнею») был уволен от службы в чине капитана 2 ранга «с мундиром и пенсионом половинного жалованья» .
Оказавшись в отставке, Милюков вернулся в Орловскую губернию, где был избран ее дворянством Почетным попечителем Орловской губернской гимназии и членом ее Совета (с 14 марта 1833), оставаясь в этой должности в течение нескольких трехлетий . Попечителем Милюков оказался исключительно активным и ответственным; Харьковский университет, курировавший в то время Дирекцию училищ Орловской губернии, даже избрал его своим почетным членом (21 февраля 1834 г). «За деятельное участие в устройстве Пансиона при Орловской губернской гимназии и учреждении Ланкастерских школ в Орле и Ливнах» Милюков заслужил благодарность училищного комитета Харьковского учебного округа (6 ноября 1834 г.). Милюков жил жизнью гимназии, он помогал ей всеми доступными способами, принимал активное участие в капитальном ремонте ее здания.
В 1834 году, заботясь о просвещении жителей губернии в целом, Милюков попытался открыть в Орле публичную библиотеку, прибегнув для этого к содействию властей . В принципе соглашаясь с Попечителем гимназии Милюковым в том, что губернскому городу как бы положено иметь библиотеку, губернское начальство денег на нее так и не отыскало.
Однако Милюков не отступал. Он склонил Совет гимназии к тому, чтобы гимназия открыла бы для публики свою собственную библиотеку. И проект создания публичной библиотеки в Орловской губернской гимназии Милюков составил лично. Проект определял правила работы библиотеки и источники ее финансирования. В дальнейшем – при появлении достаточных денежных средств и книжного фонда – предполагалось отделение публичной библиотеки от гимназической. Проект Милюкова был одобрен руководством Харьковского учебного округа; 6 октября 1834 года он также получил поддержку высших лиц губернии. Но Орловская публичная библиотека была открыта для публики лишь 6 декабря 1838 года.
В марте 1853 года, едва открылись военные действия в Крымской войне, 64-летний Мардарий Васильевич сразу подал прошение о добровольном вступлении в действующую армию, и был избран орловским дворянством начальником Мценской дружины государственного подвижного ополчения. Приказом по государственному подвижному ополчению Милюков был переименован в подполковники с утверждением начальником дружины № 63 (19 мая 1855). 1 апреля 1855 года Милюков прибыл на сборный пункт дружины и начал ее формирование. За быстрое формирование и снаряжение дружины Милюкову была объявлена благодарность от имени императора Николая I – с награждением полугодовым жалованьем «по внутреннему окладу» (18 августа 1855).
Согласно приказу командующего Южной армией генерала Н.О. Сухозанета дружина под командованием Милюкова поступила в состав гарнизона г. Николаева (21 сентября 1855 г.). Там, на Высочайшем смотре дружин №№ 63 и 64, Милюкову было объявлено монаршее благоволение (21 сентября 1855 г.) . По приказу командующего Южной Армией Милюков был назначен сначала помощником начальников Рязанской и Орловского ополчений, затем начальником Рязанского и Орловского ополчений (1855). После заключения мира Милюков вернулся из похода в г. Мценск 25 июля 1856 года. Когда ополчение было расформировано, Милюков снова стал капитаном 2 ранга (12 декабря 1856 г.). За свою деятельность он был награжден орденом Св. Станислава с императорской короной (5 апреля 1857 г.).
Война окончилась, и Мардарий Васильевич вернулся в Орловскую гимназию. Он вновь был избран ее Почетным попечителем на трехлетие (1860-1863) . Еще два года после этого гимназия мог видеть и слышать своего неутомимого члена Совета и воспитателя молодежи. Мардарий Васильевич Милюков умер 11 февраля 1862 года.
Два слова о личной жизни Милюкова. В Орле он жил в собственном доме в 11 квартале, по полицейскому делению № 5, на Дворянской улице . Супругой его и многолетней спутницей была Елена Дмитриевна, урожденная Якушкина, сестра участника Отечественной войны 1812 года и известного декабриста, капитана Ивана Дмитриевича Якушкина (1793–1857). А.С. Пушкин упоминал о нем в поэме «Евгений Онегин»:
«…Читал свои ноэли Пушкин,
Меланхолический Якушкин
Казалось, молча обнажал
Цареубийственный кинжал».
Елена Дмитриевна умерла незадолго до кончины своего супруга. В 1860 году он значится вдовцом.
Семья Милюковых состояла в приходе церкви Бориса и Глеба, куда ходила на исповедь и где крестила своих детей. Когда в Орле был достроен собор во имя Павла Исповедника, Милюковы ходили на исповедь туда. Согласно записям в Исповедных книгах собора Павла Исповедника г. Орла за 1841 г. в семье Милюковых числились: Анна, 17, Эмилия, 11, Елизавета, 9 лет . Этим данным можно доверять, лишь имея в виду последовательность рождения детей, ибо по данным аттестата М.В. Милюкова, выданного ему в 1853 г., в его семье были показаны: Евгений, 22, служивший во флотском экипаже; Александр, 16, Юлия, 17, Эмилия, 14, Елизавета, 10 лет. Как видим, нет Анны, но появляется Юлия. Эти сведения, вероятно, были произвольно перенесены из более раннего списка, поэтому и их тоже можно принимать лишь в случае, если речь идет о старшинстве детей, т.к. Елизавета, например, не могла быть 10-летней в 1853 году. В метрической книге Борисоглебского собора нами была обнаружена запись о ее рождении 1 июля 1835 г. у «Морского флота отставного капитан-лейтенанта Мардария Васильева сына Милюкова и законной жены его первого брака Елисаветы Димитриевой» .
Неточность данных объясняется достаточной небрежностью тех, кто отвечал за их записи в аттестат и в исповедные ведомости, а также тем, что некоторые из детей Милюкова умирали в раннем возрасте или в юности. Так, в метрической книге Крестовоздвиженской церкви г. Орла автором статьи была обнаружена запись о крещении сына Милюковых Виктора (родился 15 января, крещен 20 января 1833 иереем Федором Эммаусским) . Крестным отцом Виктора тогда стал его дед, «мценский помещик и тайный советник» Василий Яковлевич Милюков. 10 февраля 1834 Виктор Милюков умер от простуды в возрасте 1 года; был похоронен на Сергиевском кладбище г. Орла. Остаются неизвестными также годы жизни еще одного, возможно, самого старшего сына Милюкова Владимира – в 1841 «Орловские губернские ведомости» неоднократно объявляли об отъезде «отставного флота капитана 2 ранга» Мардария Милюкова с сыном Владимиром в Германию, Францию и Италию .
Младшая дочь Милюкова – Елизавета Мардарьевна (1835-1893) впоследствии была замужем за известным доктором и общественным деятелем Орловской губернии Виктором Ивановичем Якушкиным (1829 – 1872), родным братом фольклориста Павла Якушкина. Предположительно личность Виктора Якушкина И.С. Тургенев использовалдля написания образа Базарова в «Отцах и детях». Писатель также хорошо знал и дочь Милюкова Е.М. Якушкину. Е.М. Гаршин сообщал, что Тургенев называл ее «замечательной русской женщиной и все собирался повезти нас к ней, чтобы показать, какие бывают настоящие русские женщины». Тургенев рекомендовал своей знакомой Е.И. Апрелевой, собиравшейся в Спасское-Лутовиново, познакомится с Е.М. Якушкиной. 27 августа 1877 года он писал Апрелевой из Буживаля: «Я не сомневался в том, что г-жа Якушкина придется вам по сердцу; это умная, дельная и энергичная женщина» . В своем имении Старухино, перешедшем к ней после отца, Елизавета Мардарьевна оказывала помощь крестьянам, организовала для них ссудо-сберегательное товарищество, устраивала вечерние чтения, на которые, как писал Тургенев, «крестьяне валом валят… словно на ярмарку».
В Орле у Е.М. и В.И. Якушкиных имелся каменный двухэтажный дом под № 3 в 19 квартале, записанный на имя «жены лекаря Елизаветы Мардарьевны Якушкиной» . Впоследствии он был продан купцу О.Г. Бахреху (1868). И это был тот самый дом генерала А.П. Ермолова! После пожара 1841 года в доме располагалась орловская полиция, в которой служил Н.С. Лесков. Во второй половине XIX века здесь жили Лопухины, и будущий директор Департамента полиции А.А. Лопухин ходил отсюда в Орловскую гимназию.
Во Мценском уезде Виктор Якушкин считался знающим врачом, но также атеистом и нигилистом. Когда в конце 1858 года Якушкин с супругой выехали за границу, многие были уверены, что целью поездки являлась встреча с А.И. Герценом. Мемуаристка Е. И. Апрелева (Бларамбер) писала, что мценские помещики называли В.И. Якушкина «заразой нашего уезда», считали его «смутьяном», который «неспроста водится с мужиками», и сожалели, что Якушкиным «сошла с рук» поездка «на поклон к Герцену». В. Якушкин, имеющий такую репутацию, состоял под негласным надзором III
Отделения Собственной Е.И.В Канцелярии. Агент III Отделения, следивший за Н.Г. Чернышевским, доносил, что «в кругу литераторов редакций журналов: «Искра», «Иллюстрация» и «Время», в котором находились гг. Курочкины, Минаев, Соколовский, Достоевский, доктор Якушкин… и еще некоторые другие», шел разговор об арестованном поэте и революционере М. Л. Михайлове (декабрь 1861). В заведенном деле «О распространении нигилизма среди дворянства Орловской губернии» (1865), В.И. Якушкин проходил как один из «распространителей нигилизма». Шеф жандармов и главный начальник III-го отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии П.А. Шувалов сообщал в докладе на имя Александра II, что «хотя нет сведений положительных, но весьма вероятно, что Якушкин находился в сношениях с иностранными революционерами».
Зять Мардария Васильевича Виктор Якушкин являлся одноклассником и приятелем Николая Лескова. Писатель упоминает его имя в «Загадочном человеке» и в «Умершем сословии». В последнем Лесков пишет о В.И. Якушкине как о всем известном лице.
Но и сам Мардарий Милюков с уважением упоминается Н.С. Лесковым в рассказе «Умершее сословие» (1888): «Наблюдатель … представлял в подкрепление своих слов доказательства, состоявшие в том, что подозреваемый им в неблагонадежности учитель истории, в присутствии попечителя Милюкова, разъяснял ученикам «о правах третьего сословия во Франции», а капитан 2-го ранга Милюков учителя не остановил и тем выразил ему как бы свое одобрение», за что впоследствии получил «напрягай» от орловского губернатора П.И. Трубецкого. Достаточно редкое имя Милюкова, соседа И.С. Тургенева по имению, писатель использовал в рассказе «Два помещика».
Имя замечательного русского моряка и педагога, горячего патриота своей Отчизны обязательно должно быть увековечено на Орловской земле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *