Последняя Русско-турецкая война

Автор:

Олег Ракитянский.

10 января 1916 года началось Эрзурумского сражения, в котором войска генерала Н. Юденича разгромили 3-ю турецкую армию.

Начало войны с Турцией, как это не странно, началось не на сухопутном фронте, а на Чёрном море. В первой декаде августа 1914 г. после объявления войны между Германией и Британией, последняя предприняла усилия по блокированию Средиземноморской эскадры немцев под командованием адмирала Сушона, состоявшей из линкора «Гебен» и крейсера «Бреслау», и недопущения её деятельности на коммуникациях Северной Африки и Европы. Поставленный перед перспективой быть запертым в Адриатическом море до конца войны, адмирал Сущон решил, несмотря ни на что, следовать в Константинополь, имея целью выполнение приказа командующего морскими силами Германии фон Тирпица: «… вынудить Османскую Империю, даже против её воли, начать военные действия в Чёрном море против её исконного врага – России».

Достигнув 11 августа Константинополя, «Гебен» и «Бреслау» были тут же, якобы, проданы Турции (как оказалось вместе с личным составом т.е. просто переданы, а Сушон назначен командующим османским военно-морским флотом) после чего из Германии в течение двух-трёх месяцев прибыло ещё около 3 000 человек для их обслуживания. Качественное превосходство «Гебена» и «Бреслау» над прочим составом турецкого флота делало их совершенно уникальным фактором в боевых действиях на море. Вхождение этих кораблей кардинально изменило соотношение сил на Чёрном море в пользу турок, которым эксплуатацию данных монстров нельзя было доверить по причине всем известных особенностей национального характера.

29 октября 1914 г. в 3 ч. 30 м., по приказу адмирала Сушона, в Одесский порт вошли два неизвестных военных корабля, несшие все ходовые огни, в которых позже опознали турецкие миноносцы «Гайрет» и «Муавенет». В 4 ч. 15 м. в Севастополь пришло телеграфное сообщение: «Турецкий миноносец взорвал канонерскую лодку «Донец», ходит в Одесском порту и взрывает суда». Инспирированная Германией провокация удалась.

31 октября 1914 г. Российская Империя, а 5 ноября Британская Империя объявили войну Османской Империи. С целью не допустить возможного захвата Константинополя и проливов Дарданеллы и Босфор русскими войсками, 19 февраля 1915 г. Британия и Франция приступили к подготовке и проведению десантной операции. В течение двух месяцев они тралили проливы, обстреливали береговые османские батареи и концентрировали войска. Только 25 апреля 1915 г. британцы и их союзники предприняли первую попытку высадки десанта на полуостров Галлиполи в районе мыса Геллес. На протяжении целого года они ещё не раз будут предпринимать безуспешные попытки десантной операции, которая войдёт в историю неудач Британской Империи под названием Дарданелльской. 9 января 1916 г. британцы и французы эвакуируют последнего солдата.

Кавказский фронт

Это к слову о непобедимости Британской империи, о которой так любят не считаясь с неудобными фактами петь надменные бриты. Как говорил в середине 19-го века премьер Б. Дизраэли – Англия не просуществовала и трёх недель если бы две из них не лгала. Провал операции, потеря 120 000 убитыми, пленными и пропавшими без вести, вынудила премьера У. Черчилля с позором подать в отставку, а его победителю – Мустафе Кемалю Ататюрку вскоре стать вождём нации. Одновременно, недавно спасённая Россией от уничтожения турками Болгария, вступила в войну на стороне Германии против своей спасительницы – России. «Обкуренные» дымом победы турки взялась с особым рвением истреблять армян, а русское командование осознало, что освободившиеся османские войска вскоре прибудут на Кавказский фронт.

Учитывая возрастающую угрозу весеннего наступления османов в штабе Кавказского фронта было принято решение опередить противника в наступлении и уничтожить его в районе крепости Эрзерум, как ворот в западную Турцию, а после выйти и захватить важный портовой город Трабзон. Кавказская армия к тому времени насчитывала 154 тыс. штыков и 28 тыс. сабель, 375 орудий и 450 пулеметов. Османы имели в составе 3-й армии 134 тыс. штыков и сабель, 122 орудия плюс 300 орудий крепостной артиллерии.

Эрзерум

 

Турецкое командование зимнего наступления не ожидала, решив, что на Кавказском фронте наступила неизбежная зимняя пауза, и перебросила с русского фронта корпус Халил-бея в Ирак. Туда же стали отправлять первые эшелоны войск, освободившиеся в Дарданеллах. Планировалось к весне разгромить англичан в Месопотамии, а потом всеми силами обрушиться на армию Н. Юденича. Данная, гибельная оплошность османского командования была достигнута благодаря проведённой русской разведкой операции по дезинформированию противника. Ему были доведены ложные сведения о планах весеннего наступления. Поверив этой дезинформации германский военный консультант, советник кайзера, который отвечал за подготовку турецкой войск в крепости – отбыл в отпуск за два дня до начала штурма.

Запланированная Эрзерумская операция состояла из трёх этапов.

Кеприкейское сражение.

С 28 декабря 1915 г. (10.01.1916 г.) — 12 (25) января 1916 г. 3-я турецкая армия (свыше 80 тыс. человек, 150 орудий), оборонялась на 100-километровом рубеже. Её фланги в труднодоступных горных хребтах были завалены снегом, что не позволяло совершить свободный обходной манёвр. Учитывая эти обстоятельства, командование Кавказской армией решило воспользоваться внезапностью и начать операцию в дни рождественских праздников, когда турки меньше всего ожидали наступления. Согласно разработанному плану, первым, 28 декабря 1915 г. перешел в наступление 2-й Туркестанский армейский корпус Пржевальского. Частям корпуса была поставлена задача: овладеть горным массивом Гей-даг. Турецкое командование предприняло контратаки, бросало в бой свои части поспешно и разрозненно поэтому удары были маломощны и безрезультатны. Туркестанский корпус, отбивая встречные контратаки, уверено прогрызал оборону врага. Выполнить задачу корпус смог только после осуществления прорыва на участке соседней армейской ударной группы, когда противостоявший ей 10-й турецкий корпус 4 января начал отход по всему фронту. Туркестанцы овладели позицией у селения Кизил-килиса на подступах к форту Кара-гюбек, преграждавшему доступ в проход Гурджи-богаз. Проход этот выводил в тыл основной эрзерумской укрепленной позиции на хребте Деве-бойну.

12 января началось общее наступление 2-го Туркестанского и 1-го Кавказского корпусов. За двое суток непрерывных боёв русские войска смяли левый северный фланг турецкой обороны, и 14 января вышли в тыл Кеприкейской позиции противника, угрожая её коммуникациям с Эрзерумом. Начались упорные, кровопролитные встречные бои в горных, снежных условиях. Командующий 3-й турецкой армии Махмут Камиль-паша, чтобы сдержать натиск русских, перебрасывая на север части с южного фланга, в конце концов, ослабил его до предела, чем воспользовался Н. Юденич. 18 января он нанёс удар по турецкой обороне, которая дрогнула и стала разваливаться. Началось беспорядочное отступление. Русские части захватили более 1 500 пленных и приступили к преследованию противника. Н. Юденич направил в прорыв из своего резерва Сибирскую казачью бригаду генерала Раддаца, и она стремительным броском 19 января с ходу ворвалась в крепость Гасан-кала, не позволив отступающим туркам занять в ней оборону. Перемешавшиеся части противника откатились в Эрзерум. 7 (20) января русские авангарды подошли к Деве-бойну. Основная задача – нанести туркам короткий удар и выбить их с позиций, приспособленных к зимовке, – была блестяще выполнена. Главные силы противника без боя бросили сильно укреплённую тыловую позицию у Кепри-кей и склады с большими запасами топлива, фуража и продовольствия.

На этом этапе операции русские войска потеряли 1 369 убитыми и 7 380 ранеными и обмороженными, захватили в плен 4 851 турецких солдат и офицеров и 12 орудий.

Первые недели наступления вдохновили командование. Н. Юденич мог развить успех и попытаться с ходу захватить крепость, однако закончились боеприпасы: артиллерии не доставало снарядов, а солдатам — патронов. Он докладывал Великому князю Николаю Николаевичу: «Я вполне уверен, что войска, проявившие столько доблести, поборовшие такие неимоверные трудности, способны к проявлению высочайше-геройских подвигов, но я совершенно согласен с вами, что общая обстановка не позволяет нам решиться двинуться на штурм Эрзерума без тщательной подготовки и во всеоружии необходимых для этого средств». Таким образом, к 12 января 1916 года солдаты вплотную подошли к Эрзерумской крепости, но штурм её был отложен.

Подготовка к штурму крепости Эрзерум.

Принимая во внимание результаты разгрома османов под Кепри-кей, руководство фронтом приняло решение не дать 3-й турецкой армии восстановить свою боеспособность после поражения, организовать оборону крепости, усилить фортификационные сооружения. В течение трёх недель производился подвоз боеприпасов, оружия иных средств обеспечения войск. Основные 11 крепостных фортов Эрзерума располагались на хребте Деве-бойну в две линии. Подступы к городу с севера через проход Гурджи-богаз обеспечивались двумя фортами, такое же число фортов гарантировало крепость от обхода с юга через хребет Палантекен. Вся укреплённая позиция имела протяжённость в 40 км. Наиболее слабо был укреплён промежуток в 10 км между фортами Тафта и Чобан-деде; перед этим участком находился труднопроходимый хребет Карга-базар, не занятый турками. Оборона растянутой линий укреплений Эрзерума, вооружённых 300-ми устаревшими орудиями, требовала большого гарнизона. Турецкое командование полагало, что сил, отступивших 9, 10 и 11-го корпусов, достаточно для обороны Эрзерума.

Командование Кавказской армии во главе с генерал-лейтенантом Н. Юденичем, руководствуясь произведёнными ещё в мирное время рекогносцировками Эрзерума, своевременно разработало детальный план прорыва укрепрайона. Первым делом для штурма доставили из крепости Карс на автомобилях и фургонах 16 тяжёлых орудий и выдвинули правое крыло 2-го Туркестанского корпуса к р. Чорох, а 4-го Кавказского – к селению Хныс-кала, чем обеспечили фланги главных сил, готовившихся к наступлению. Далее, 2-му Туркестанскому корпусу, надлежало наступать через хребет Думлу-даг, проход Гурджи-богаз в Эрзерумскую равнину, а Донской пешей бригаде генерала Волошина-Петриченко атаковать от хребта Карга-базар долиной Кечксу правый фланг и тыл 10-го турецкого корпуса, одновременно связывая туркестанцев с действовавшей южнее 4-й Кавказской стрелковой дивизией генерала Воробьева. Эта дивизия наступала тремя колоннами через хребет Карга-базар, занесённый глубоким снегом, в промежуток между фортами Тафта и Чобан-деде, с задачей выйти в тыл туркам, оборонявшим Гурджи-богаз и Деве-бойну.

1-й Кавказский корпус, подготовивший штурмовые лестницы, атаковал турецкую позицию от форта Дала-гез до фортов на хребте Палантекен четырьмя колоннами. Армейский резерв – 66-я пехотная дивизия – сосредоточился в Гасан-кала; там же находился и штаб командующего армией. Армейская конница (30 сотен с 12 орудиями) группировалась в районе Кепри-кей. Артиллерийский участок (16 осадных орудий, 18 полевых гаубиц и 1 ополченческая дружина) в районе с. Гюльджас подготовлял атаку фортов Далан-гез н Чобан-Деде. Всего для штурма предназначалось 78 батальонов, 12 ополченческих дружин, 180 орудий (из них 16 осадных), 54 сотни кавалеристов, 4 роты саперов.

Штурм крепости Эрзерум 12 февраля – 16 февраля 1916 г.

Как и в предыдущей операции Н. Юденич решил использовать элемент внезапности, а также технические достижениями: он одел атакующих в белые маскировочные халаты, что на фоне снега не позволяло противнику прицельно вести огонь, артиллеристам были розданы фотографии мест расположения крепостных батарей, полученных при помощи авиационной разведки, для мобильности управления войсками активно использовалась телефонная и радио связь. Русские войска перешли в наступление в 20 часов 11 февраля и уже на следующий день после ожесточённого штыкового боя заняли форты Кара-гюбек и Далан-гез. Первый форт прикрывал вход в ущелье Гурджи-богаз, второй контролировал (в северном и южном направлениях) подступы к основной позиции Деве-бойну. Турки в ответ произвели восемь безрезультатных контратак. 14 февраля передовые армейские части Кавказского фронта овладели фортом Тафта, получив тем самым доступ в Эрзерумскую равнину с севера. Туда же в этот день спустились полки 4-й Кавказской стрелковой дивизии, прорвавшие фронт турок севернее форта Чобан-деде.

Несмотря на сопротивление 10-го турецкого корпуса, который пытался задержать наступление противника, противник начал оставлять позиции в районе Деве-бойну. Лишь на четвёртый день штурма разгадав план русских, турецкое командование начало с фронта Деве-бойну перебрасывать 34-ю пехотную дивизию 11-го корпуса для ликвидации прорыва фронта в северном секторе обороны. Однако русские войска, развивая успех и тесня турецкие части, вышли с севера на тыловые коммуникации 3-й турецкой армии, в которой после понесённых потерь оставалось не более 20 000 человек.

Генерал Юденич

16 февраля части генерала Н. Юденича ворвались в крепость Эрзерум. Турки были отброшены на запад. Русская конница, выдвинутая для преследования, захватила позже в плен остатки 34-й пехотной дивизии. При штурме крепости и в ходе преследования противника было взято 9 знамён, 311 орудий, большие запасы боеприпасов и продовольствия, а также свыше 8 000 пленных. Потери русских войск за этот период составили: 970 убитых, 7 265 раненых и обмороженных. Согласно официальным турецким данным общие потери 3-й турецкой армии составили 35 500 человек (почти 22 тыс. в ходе Кеприкейского сражении, свыше 9 тыс. в боях за Эрзерум и при отступлении свыше 4 тыс.). По подсчетам русского командования в плен попали 235 офицеров и 12 753 солдат. Общие потери сторон составили: русская армия потеряла 8 339 человек убитыми, раненными, обмороженными, турецкая – 79 000 убитыми, раненными и пленёнными.

По итогам операции османы лишились важного узла коммуникаций, базу снабжения – крепость Эрзерум и были отброшены на 70–100 км на запад. В свою очередь дивизии Кавказского фронта под командованием генерал-лейтенанта Н. Юденича, проявили чудеса мужества, боевой слаженности, инициативы, победного натиска, записав в историю военного искусства Эрзерумскую операцию, в ходе которой наступающие войска в сложнейших условиях наступления понесли в три раза меньше потерь нежели обороняющийся противник, что и в настоящее время является примером полководческого искусства при разработке подобного рода военных действий.

https://rusorel.info/poslednyaya-russko-tureckaya-vojna/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *