Революция как промысел Божий. Смысл рокового февраля

Автор:

Александр Музафаров. 

Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Ин.9:2-3

Современный человек весьма самоуверен. Ему кажется, что он знает и умеет все. Фраза шекспировского героя — «есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам» — кажется ему безнадежно устаревшей. Это тогда, в далеком шестнадцатом столетии что-то там кому-то там не снилось. А сейчас мы знаем и понимаем все! Человек разучился честно говорить себе — я не понимаю, не знаю или хотя бы пока не знаю.

Отчасти сие происходит от успехов науки. Современные ученые и самом деле многого добились в постижении тайн мироздания, но лучшие из них знают, что наука подобна лучу фонарика в темноте — чем больше освещает, тем больше граница не познанного. Нет, дело не в науке. Самоуверенность современного человека происходит из его безверия. Верующий человек скажет — я не знаю, но Бог знает. Атеист же, у которого человек занял место Бога, так сказать не может. Если человек главный, то он обязан все знать или придумать всему объяснение. Климат меняется? Это от того, что яичницу утром жарил на газу. Запретить яичницу! Именно так выглядят рассуждения современных экологистов об ответственности человека за глобальное потепление. Запретим яичницу и спасем тем самым мир.

Но больше всего человек не готов признаваться в неспособности понять собственное прошлое. Как так, я не понимаю, что было раньше? Я же такой же, как и предки, чего тут вообще понимать? Все же и так ясно!

Все? Тогда как объяснить то, что произошло в конце февраля 1917 года в столице Российской Империи Петрограде? Стихийные волнения, бунт, отказ войск подавлять оный, создание Петросовдепа, временного комитета Государственной Думы, — словом всего того, что в учебниках именуется Февральской революцией?
Коммунист встанет на стульчик и начнет привычную речь про революционную ситуацию – низы не хотят, верхи де не могут, но если спросить – чего же именно не хотели низы? И чего конкретно не могли верхи? Тут пойдет речь про трудности военного времени, с которыми «отсталая и косная» царская Россия справиться не смогла. Но в чем те трудности? Процент призыва военнообязанных в России – наименьший среди стран Антанты, (не говоря уже про Германию, где гребли под ружье всех), продовольствие в магазинах есть, даже карточки введены не на все продукты, на фронте все более-менее благополучно…. И где же проблема?

Встанет поклонник конспирологии и скажет – это заговор. Причем, масонский. Их, масонов, хлебом не корми, дай только свергнуть православного Царя. Вроде бы верно все говорит. Были и масоны, и заговоры были, и революционеры не дремали, а активно агитировали. Но…. что-то не сходится. Почитаешь мемуары заговорщиков-либералов из будущего временного правительства – да, к заговору готовились, да вот тут случилось неожиданно. Милюков так прямо и написал – «Переворот случился не тогда и не так, как мы бы того хотели.»

Революционные герои февраля мемуаров оставили мало – по причине того, что до написания оных в основном не дожили, а порасстреливали друг друга. Но все же, кое-что почитать можно. И полны те записки ощущением нежданно-негаданно выпавшей им небывалой удачи – ух, как нам повезло. Вроде и работали, и агитировали, но больше из долга революционного, чем с надеждой на скорый успех. А тут как поперло….
Встанет объективный историк и начнёт долго говорить — К началу 1917 года Петроград представлял собой весьма сложный в социальном и политическом отношении город. Здесь был многочисленный рабочий класс (столичный промышленный район давал 12% от промышленного производства страны). В мирное время его сдерживала гвардия. Но сейчас она была на фронте. А в гвардейских казармах было расквартировано 160 тысяч запасных солдат. Многие из них надели военную форму впервые в жизни. Мало кто из них понимал, за что идет эта неслыханно долгая война. Офицеров было крайне мало – по два — три человека на батальон. Почему солдат собрали здесь? Потому что, здесь были казармы, полигоны и железные дороги, чтобы быстро доставить их к месту боев. Опасность концентрации в столице вооруженных, но слабо мотивированных и плохо дисциплинированных людей к несчастью не осознавалась.

Войсками Петроградского округа командовал генерал Сергей Семенович Хабалов. Первый и последний раз он был на поле боя во время русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов. Долгое время был начальником военного училища, занимал управленческие должности. Лидерскими и военными качествами не обладал, и сложности ситуации понять не мог. Почему именно он был назначен командовать войсками в Петрограде? Потому что все боевые генералы были крайне необходимы на фронте.

Столичная полиция, численность которой не превышала 1200 человек, не могла самостоятельно контролировать город в случае проблем, а войска были ненадежны. Город представлял собой пороховую бочку, готовую взорваться от малейшей искры.

Пафосные речи оппозиционных депутатов в Государственной Думе, перепечатываемые столичными газетами. Сплетни и клевета на царскую семью, ползущие из аристократических и даже придворных салонов – все это подрывало авторитет верховной власти, так важный именно в России с ее небольшим государственным аппаратом. Можно поверить искренности Павла Милюкова, когда он в своих мемуарах пишет, что был против атаки на власть в годы войны, но объективно его речи, как, например, знаменитая «Глупость или измена»? были именно такой атакой и способствовали революции, не менее, чем агитация революционеров.
В свою очередь, уличный бунт повлиял и на заговорщиков. Неизвестно, решились бы они перейти к активным действиям сами по себе, но удержаться от того, чтобы воспользоваться ими они не смогли и не захотели. В результате государственная власть в Петрограде и в Ставке была парализована не только вследствие грандиозного бунта, но из-за действий оппозиции. Уже очень скоро лидеры оппозиции поймут, какую ошибку совершили, но будет поздно – открытую плотину стихии разрушения остановить было уже невозможно.

Какой из этих факторов стал решающим? Ни один из них сам по себе, ни даже все они вместе взятые не делали революцию неизбежной. Они говорили о сложности положения страны и общества, но не более того. Вспышка мятежа в столице была искрой, которую бросили в пороховую бочку. Но не всякая искра вызывает взрыв, и не всякий взрыв переходит в катастрофу.
Выходит, русская революция – случайность? Случайности, — господа, не случайны – так скажет еще один участник нашей дискуссии, человек почтенный, религиозный. Все это от того, господа, что забыли русские люди Бога Истинного, увлеклись новомодными западными учениями, гордыней исполнились, и долг свой по отношению к Государю забыли. Революция – следствие глубокого духовного кризиса русской цивилизации – закончит он веско.

И не поспоришь. Не было русское общество начала ХХ века образцом благочестия. В верхах и впрямь, новомодными идеями увлекались, спиритизмом баловались, а то вовсе чем похуже. Низы же, часто впадали в суеверия, веры своей не знали, да и познать не стремились. Иной новобранец бодро рапортовал полковому батюшке, что Святая Троица – это Господь, Богоматерь и Николай Угодник.

Но все ли так просто? При всех своих недостатках, то общество было куда благочестивее нынешнего. И процессы в нем были не столь однозначными. Святого Серафима Саровского при жизни и не замечали почти образованные наши круги, а святого Иоанна Кронштадтского и в государев дворец приглашали. Что из школ да гимназий вышли тысячи богохульников, то верно, но верно и то, что из них вышли тысячи же новомученников и исповедников российских. Десятки тысяч святых! От Архиереев до простых мирян без колебаний пошедших на смерть ради исповедания свое Православной Веры.

И все-таки прав последний выступивший – случившееся в феврале 1917 года в России – несомненное проявление Божьего Промысла. Революция не была неизбежной, непредвзятый анализ истории показывает нам это четко и недвусмысленно. Но все ли может постичь наш разум? В случае с революцией мы как раз подходим к тому моменту, где он не в силах дать нам ответ. Может быть, пока не в силах.

Тогда, в конце Великой (Первой мировой) войны рухнули еще три Империи. Одна – рассыпалась на части и никогда более не соберется, вторая – обрела новый смысл в роли небольшого государства, наследники третей стали воплощением такого зла, что их пришлось укрощать всем миром. А Россия? Россия прошла минувшее столетие путем страданий. Войны, нестроений, невежество властей, безнравственности народа – и узкий, как игольное ушко, выход в конце пути. Выход, который нам с Божией помощью предстоит найти и пройти. И может тогда нам откроет Господь причину и смысл рокового 1917 года.

https://rusorel.info/revolyuciya-kak-promysel-bozhij-smysl-rokovogo-fevralya/

Революция как промысел Божий. Смысл рокового февраля: Один комментарий

  1. Борис

    В воспоминаниях архиепископа Василия Кривошенина, который в 17-летнем возрасте стал свидетелем Февральской революции. прекрасно показано. что достаточно было крикнуть этой пугавшейся даже одиночного казака с шашкой толпе: «Нишкни! — и все бы улеглось, как не было. Но не нашлось того, кто крикнул бы это…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *